Признаками течи могут быть подтеки жидкости на двигателе, радиаторе, патрубках, шлангах и приборах, а также частая потребность долива жидкости в систему.
Причинами течи жидкости могут быть: ослабление крепления хомутов шлангов, гаек (болтов) крепления головок блока цилиндров, повреждение шлангов или уплотнительных прокладок, износ сальников. Для устранения неисправности следует подтянуть крепления и заменить поврежденные детали.
Признаком переохлаждения двигателя являются: понижение температуры охлаждающей жидкости менее 70 °С, перерасход топлива, потери мощности. Наиболее вероятные причины переохлаждения: не прикрыты жалюзи или шторка радиатора, не утеплен капот, неисправен термостат. Чтобы устранить переохлаждение, необходимо прикрыть жалюзи или шторку радиатора, неисправный термостат заменить.
Признаки перегрева двигателя: высокая температура охлаждающей жидкости (выше 100 °С), горит лампочка аварийной сигнализации, падение мощности, прорыв пара через пароотводную трубку.
Причины перегрева: недостаточно жидкости в системе, прикрыты жалюзи, слабо натянуты ремни привода вентилятора и водяного насоса, засорен радиатор, большие отложения накипи в рубашке охлаждения, неисправен термостат.
Для устранения перегрева необходимо добавить охлаждающей жидкости до нормы, открыть жалюзи, отрегулировать натяжение ремней привода вентилятора и водяного насоса, промыть радиатор снаружи и внутри, удалить накипь из системы охлаждения, заменить термостат.
Признаками попадания охлаждающей жидкости в систему смазки могут служить повышенный уровень масла в картере и понижение уровня охлаждающей жидкости, хотя подтекания отсутствуют. Причины попадания охлаждающей жидкости в систему смазки: подтекания через уплотнения гильз блока цилиндров или повреждение прокладок головок блока. Неисправные уплотнения необходимо заменить.
—
Признаками неисправности жидкостной системы охлаждения являются: подтекание охлаждающей жидкости, перегрев или переохлаждение двигателя.
Подтекание жидкости может происходить через неплотности в соединениях шлангов, патрубков и фланцев, трещины в бачках и сердцевине радиатора, а также через контрольное отверстие водяного насоса. Для устранения течи через неплотности в соединении шлангов надо подтянуть стяжные хомутики. Течь через неплотности во фланцах патрубков устраняется подтягиванием болтов и гаек крепления. В случае подтекания жидкости через дренажное отверстие корпуса водяного насоса необходимо заменить изношенные детали самоуплотняющегося сальника. Если небольшое подтекание из дренажного отверстия обнаружено в период обкатки двигателя, то это может являться результатом незаконченной приработки деталей уплотнителя, и принимать меры к устранению течи пока нет необходимости. Подтекание жидкости через трещины в бачках и сердцевине радиатора устраняется запаиванием поврежденных мест.
Перегрев двигателя характеризуется повышенной температурой и возможным закипанием охлаждающей жидкости. Возникает вследствие недостаточного уровня охлаждающей жидкости, пробуксовки или обрыва ремня привода Еентилятора, засорения проходов в сердцевине радиатора, поломки крыльчатки водяного насоса, неисправности термостата (не открывается основной клапан, и циркуляция жидкости через радиатор не происходит), закрытия жалюзи, большого отложения накипи в рубашке охлаждения и радиаторе. Перегрев двигателя может быть вызван также неисправностями систем смазки, питания и зажигания. При работе в таких условиях происходит потеря мощности вследствие ухудшения наполнения цилиндров горючей смесью, а также выгорание масла, что приводит к усиленному износу поршневой группы и цилиндров. При длительной работе двигателя с повышенной температурой возможно заклинивание поршней в цилиндрах и выход двигателя из строя, поэтому при первых же признаках перегрева необходимо принимать меры к устрайению неисправностей.
Рис. 1. Устройство автоматического регулирования температуры двигателя МеМЗ:
1 — термостат; 2 — регулировочный винт термостата; 3 — пружина; 4 — шток; 5 — воздухоотводящий кожух; 6 — заслонка; 7 — брызговик; 8 — оттяжная пружина; а — положение заслонки при холодном двигателе; б — положение заслонки при прогретом двигателе; в — путь нагретого воздуха; г — путь холодного воздуха
Пробуксовка ремня привода вентилятора может происходить от его замасливания или слабого натяжения. Масло, попавшее на ремень, удаляется при снятом ремне путем протирания ручьев приводных шкивов и ремня ветошью, слегка смоченной бензином. При нормальном натяжении ремня привода вентилятора его прогиб от усилия (3—4 кгс) большого пальца руки в середине между шкивами водяного насоса и генератора должен быть 10—15 мм. Если прогиб больше, производится натяжение ремня путем отклонения генератора в направлении от блока цилиндров после предварительного ослабления его крепления к натяжной планке и кронштейну блока цилиндров (двигатели «Москвич» и ВАЗ). После натяжения ослабленные болты и гайки затягиваются.
Порванный ремень заменяют новым в такой последовательности: ослабляют крепление генератора и перемещают его до отказа к блоку цилиндров; продевают ремень через лопасти вентилятора и надевают его вначале на шкив коленчатого вала, затем на шкив генератора и, наконец, на шкив водяного насоса, поворачивая при этом вентилятор за лопасти; натягивают ремень до нормальной величины отклонением генератора и затягивают болты крепления последнего.
Засорение проходов сердцевины радиатора определяется внешним осмотром и устраняется вначале прочисткой щеткой с длинным ворсом, промывкой-сердцевины струей воды со стороны двигателя, а затем продувкой сжатым воздухом.
При неисправном термостате двигатель перегревается (определяется по указателю температуры), а верхний бачок и сердцевина радиатора остаются холодными. Неисправный термостат заменяют новым.
Наличие накипи в рубашке охлаждения и радиаторе вызывает систематический перегрев двигателя и быстрое выкипание охлаждающей жидкости. Для удаления накипи необходимо залить в систему охлаждения раствор, приготовленный из расчета 4—8 г хромпика на 1 л воды (концентрация менее 3 г вызывает усиленную коррозию), и эксплуатировать автомобиль с этим раствором в течение месяца. После этого раствор слить и промыть систему охлаждения чистой водой.
Переохлаждение двигателя при низкой температуре окружающего воздуха может быть вызвано неисправностью термостата (не закрывается основной клапан), отсутствием утеплителя и заеданием привода жалюзи в открытом положении. Причиной заедания жалюзи обычно является отсутствие смазки в приводе. Для устранения неисправности необходимо снять трос привода с оболочкой, промыть его в керосине, смазать и установить на место. Работа двигателя с низкой температурой вызывает потерю мощности, а также усиленный износ деталей кривошипно-шатунного механизма вследствие конденсации паров топлива, смывания масла со стенок цилиндров и разжижения масла в картере.
Рис. 2. Проверка прогиба и регулировка натяжения ремня привода вентилятора двигателя МеМЗ:
а — проверка натяжения; б — регулировка натяжения; 1, 4 — наружная н внутренняя половины шкива; 2 — ремень; 3 — ступиц;1; 5 — регулировочные шайбы; 6 — нажимной колпак; 7 — гайка крепления шкива
Тепловое состояние двигателя МеМЗ определяется по указателю температуры масла в картере, расположенному на щитке приборов. Нормальная рабочая температура должна быть в пределах 90—120°, но не ниже 65°.
Основными неисправностями воздушной системы охлаждения двигателя являются: сильное загрязнение охлаждающих ребер цилиндров, неполное открывание заслонок в боковых рукавах (раструбах), нарушение работы термостатов и ослабление натяжения ремня привода вентилятора. Заслонки в боковых рукавах должны быть полностью открыты, а в зимнее время их следует Частично прикрывать, контролируя температуру масла по указателю. Если при прогретом двигателе не открывается одна из заслонок воздухоотводящего рукава-, необходимо вручную проверить ее действие. Если заедание отсутствует, значит, неисправен термостат, который следует заменить. Загрязненные охлаждающие ребра цилиндров следует тщательно промыть водой из шланга или кистью, смоченной керосином или бензином, и насухо протереть ветошью. Прогиб ремня в середине ветви от усилия 4 кгс должен быть 15 мм. Натяжение ремня осуществляется перестановкой части регулировочных шайб 5 с внутренней стороны шкива под нажимной колпак. При затяжке гайки нажимного колпака необходимо поворачивать рукояткой коленчатый вал, чтобы ремень занимал правильное положение в ручье шкива.
Переохлаждение двигателя возможно в зимнее время из-за полного открытия заслонок в боковых рукавах или в случае неисправности одного или двух термостатов, удерживающих заслонки воздухоотводящих рукавов все время в открытом положении. Для устранения этой неисправности необходимо проверить вручную действие заслонок и при отсутствии заеданий заменить термостаты.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Неисправности системы охлаждения двигателя автомобиля"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы