Коробка передач служит для получения необходимой величины крутящего момента на ведущих колесах или гусеницах трактора. Кроме этого, она позволяет осуществлять длительную стоянку трактора при работающем двигателе и двигаться ему вперед или назад.
По принципу действия коробки передач можно разделить на ступенчатые и бесступенчатые.
Ступенчатые коробки передач благодаря простоте конструкции, надежности, высокому КПД получили преимущественное распространение на тракторах. Они представляют собой редуктор с набором шестерен, которые в зависимости от условий работы вводятся в зацепление, изменяя передаточное число трансмиссии.
Ступенчатые коробки передач могут быть с неподвижными осями валов и с вращающимися осями валов (планетарные). По способу зацепления шестерен различают коробки с подвижными шестернями и коробки с шестернями постоянного зацепления. По методу переключения передач коробки бывают с остановкой трактора для переключения передач и коробки с переключением передач на ходу. По числу передач коробки могут иметь от пяти до шестнадцати передач переднего хода. По расположению валов относительно продольной оси трактора различают коробки с продольным и поперечным расположением. По конструктивному оформлению коробки могут быть съемными, выполненными в виде самостоятельного агрегата и смонтированные в общем картере с другими механизмами. По кинематической схеме коробки подразделяются на двухвальные, трехвальные, четырехвальные, составные и специальные.
Двухвальная коробка передач состоит из первичного вала (рис. 210, а), соединенного через муфту сцепления с двигателем, вторичного вала, передающего крутящий момент центральной (главной) передаче трактора, подвижных кареток, неподвижных шестерен, и картера. Перемещая при помощи рычага управления коробкой передач каретки по шлицам первичного вала и вводя их в зацепление с соответствующими шестернями вторичного вала, получают различные передаточные числа и соот-’ ветственно различные скорости движения трактора.
Число передач вперед в двухвальных коробках не бывает больше пяти. Задний ход включается введением в зацепление каретки с блоками шестерен, находящимися в постоянном зацеплении с ведомой шестерней.
Трехзальная коробка передач имеет три вала: первичный (рис. 210, б), вторичный и промежуточный, находящихся в картере. Первичный и вторичный валы расположены на одной оси. Для этого в расточке заднего конца первичного вала установлен подшипник, служащий передней опорой вторичного вала. Шестерня изготовлена за одно целое с первичным валом и находится в постоянном зацеплении с шестерней промежуточного вала, на котором закреплены неподвижно шестерни. Подвижные каретки, находясь в зацеплении с соответствующими шестернями и промежуточного вала, дают возможность получить пять передач вперед и одну назад. Задний ход в данной схеме осуществляется через паразитную шестерню. Благодаря тому,что шестерня и левая каретка имеют зубчатую муфту, можно соединить первичный и вторичный валы и получать прямую передачу.
Схема трехвальной коробки передач с поперечными валами, полным реверсированием передач и конструктивным оформлением в общем картере заднего моста трактора представлена на рис. 210, в.
Первичный вал, на конце которого закреплена ведущая коническая шестерня, соединен с промежуточным валом посредством двух одинаковых пар конических шестерен постоянного зацепления. Ступицы ведомых конических шестерен свободно вращаются на валу. Соединение их с валом осуществляется подвижной зубчатой муфтой, вводимой в зацепление с внутренними зубцами шестерен и с зубчатым венцом шестерни, жестко закрепленной на валу. На. схеме показано соединение конических шестерен для движения трактора вперед. При замыкании зубчатой муфтой другой ведомой шестерни вал будет вращаться в обратном направлении и трактор будет двигаться задним ходом. Соединение кареток вала с неподвижно закрепленными ведомыми шестернями вторичного вала аналогично рассмотренному ранее.
Поперечное расположение валов коробки передач и ее совместная компоновка в общем картере заднего моста трактора облегчают компоновку центральной (главной) передачи посредством пары цилиндрических шестерен.
Четырехвальная коробка передач состоит из первичного А (рис. 210, г) и вторичного Г валов, на которых свободно вращаются шестерни, а ступицы зубчатых муфт а, б, в, г соединены с ними неподвижно. Промежуточные валы Б и В имеют шестерни, закрепленные на валах неподвижно. В отличие от описанных выше коробок передач в настоящей применены шестерни постоянного зацепления, переключаемые зубчатыми муфтами.
Управление коробкой передач производится рычагами переключения диапазонов и переключения передач. Коробка передач имеет три диапазона: нормальный (передача I—IV), ускоренный (передача V—VIII) и задний ход (передача I—IV). Включение диапазонов нормальный и задний ход осуществляется зубчатой муфтой а, а диапазона ускоренный — зубчатой муфтой б. Рычаг переключения передач служит для переключения передач внутри каждого из трех диапазонов зубчатыми муфтами г и в. При этом в зацеплении могут находиться шестерни, приведенные ниже в скобках.
Рис. 210. Кинематические схемы коробок передач тракторов
Диапазон нормальный: передача I (2— 5; 5—10; 12—16)-, передача II (2—5; 5—10; 13—17); передача III (2—5; 5— 10; 11—15); передача IV (2—5; 5—10; 9—14).
Диапазон ускоренный: передача V (3— 6; 5—10; 12—16); передача VI (3—6; 5—10; 13—17); передача VII (3—6; 5— 10; 11—15); передача VIII (3—6; 5— 10; 9—14.
Диапазон задний ход: передача I (/— 8; 12—16); передача II (1—8; 13—17); передача III (1—8; 11—15); передача IV (1—8; 9—14).
Составная коробка передач в одном общем картере показана на рис. 210, д. Каретки первичного вала и неподвижно закрепленные шестерни промежуточного вала представляют собой обычную двухвальную четырехступенчатую коробку передач. Каретки, установленные на вторичном валу и шестерне вала, составляют редуктор, позволяющий получить три диапазона передач вперед и один диапазон передач назад передач вперед и передачи заднего хода). В данной схеме крутящий момент при движений трактора вперед всегда осуществляется через две пары шестерен, а при движении задним ходом — через дополнительную шестерню заднего хода.
Специальная коробка передач с продольными валами, установленными в одном общем картере, показана на рис. 210, е. В рассматриваемой схеме при движении трактора вперед на основных передачах крутящий момент от первичного вала передается через шестерни постоянного зацепления и И на каретку, установленную на шлицах промежуточного вала. Каретки вала соединяются с неподвижно закрепленными шестернями вторичного вала, образуя необходимую передачу. При включенной прямой передаче крутящий момент от вала передается на вал посредством каретки. Таким образом, в данной схеме четыре передачи вперед осуществляются через двухступенчатый редуктор и одна передача без него. Четыре передачи заднего хода осуществляются при соединении каретки непосредственно с шестерней вала.
К разделу специальных коробок передач относятся также шестеренчатые коробки с блокировочными фрикционными муфтами и планетарные коробки передач.
Для получения особо пониженных технологических скоростей движения в конструкции некоторых коробок передач предусмотрено применение отдельного дополнительного набора шестерен, называемого ходоуменьшителем, который устанавливается в зависимости от требования заказчика.
В ряде случаев для кратковременного повышения тягового усилия трактора при работе на основных передачах применяют увеличитель крутящего момента, располагаемый перед первичным валом коробки передач.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Общие сведения о коробоках передач"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы