Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Автомобили и трактора

Публикация:
   Общие сведения о трении и смазочных материалах

Читать далее:




Общие сведения о трении и смазочных материалах

Сопротивление, которое возникает при передвижении одного тела по другому, называется трением движения или просто трением.

Причинами трения являются срезание (скалывание) выступов соприкасающихся поверхностей и молекулярное взаимодействие этих поверхностей в точках их контакта.

Трение в большинстве случаев сопровождается износом трущихся поверхностей, который приводит к увеличению зазора в сопряжении. Последнее обстоятельство, в свою очередь, вызывает стуки при работе машины и дальнейший прогрессирующий износ деталей.

На преодоление трения затрачивается механическая энергия, которая превращается в тепло, поэтому детали нагреваются.

Износ трущихся деталей, выделение тепла и затрата мощности — вот три основных явления, вызываемых трением. В зависимости от условий и видов трения каждое из этих явлений имеет большее или меньшее значение.

Трение в сопряжениях может быть двух видов: трение скольжения и трение качения.

Трение скольжения разделяется на сухое, возникающее между несмазанными трущимися поверхностями (в практических условиях оно не существует), и жидкостное, когда движущиеся поверхности разделены слоем смазочного вещества. При жидкостном трении преодолеваются только силы трения между слоями масла.

Основное назначение смазочных масел состоит в том, чтобы уменьшить износы трущихся деталей, сократить затраты мощности на трение и отвести тепло, выделяющееся при трении. Кроме того, масло смывает с трущихся поверхностей продукты износа и всевозможные загрязнения, предохраняет эти поверхности от коррозии, а в отдельных случаях уплотняет подвижные сопряжения деталей.

Важнейшими свойствами масла являются следующие:
1) вязкость — сопротивление частиц масла взаимному перемещению; вязкость зависит от силы сцепления между молекулами масла;
2) маслянистость — способность масла растекаться по поверхности металла и образовывать на этой поверхности плотно пристающую к ней непрерывную и неразрывную (даже при значительном давлении) пленку.

Сущность и законы жидкостного трения были открыты проф. Н. П. Петровым. Он установил, что движение масла в подшипнике полностью подчиняется законам гидродинамики. Поэтому разработанную им теорию жидкостной смазки стали называть гидродинамической теорией смазки.

Основные положения гидродинамической теории смазки заключаются в следующем. Когда вал не вращается (находится в состоянии покоя), он опирается на подшипник, следовательно, зазор между соприкасающимися поверхностями вала и подшипника равен нулю. При вращении вала в подшипнике первые слои масла, прочно прилипшие к поверхности вала, увлекают за собой следующие. Пришедшие в движение частицы масла под действием сил трения между слоями перемещаются из широкой части зазора в узкую, В результате этого в области, где величина зазора наименьшая (Лмин), в масляном слое возникает повышенное давление, под действием которого вал как бы всплывает и лежит на масляной подушке.

Рис. 1. Образование масляного клина при вращении вала в подшипнике скольжения

С увеличением относительной скорости перемещения поверхностей (числа оборотов вала) все большее количество масла втягивается в клиновое пространство, увеличивая тем самым давление в масляном слое. В соответствии с этим все в большей степени вал стремится занять центральное положение в подшипнике.

Когда наименьшая толщина масляного слоя станет больше, чем суммарная высота шероховатостей поверхностей вала и подшипника вместе взятых, касание поверхностей прекратится и возникнет жидкостное трение.

Масляный клин может образовываться и при движении одной смазанной плоской поверхности по другой, если имеется клиновидный зазор между поверхностями и относительная скорость их перемещения достаточно велика.

Несущая способность масляного слоя, его толщина и, следовательно, надежность обеспечения жидкостного трения возрастают с повышением вязкости масла, с увеличением скорости движения трущихся поверхностей и с уменьшением нагрузки на эти поверхности. Однако с увеличением вязкости масла и скорости движения поверхностей возрастают и потери на трение.

При выдавливании масла из зазора между деталями на их поверхности остается тончайший слой масла толщиной в одну или несколько молекул, который силами молекулярного притяжения прочно связан с поверхностью деталей. Трение при таком слое масла называют граничным.

Переход от жидкостного трения к граничному происходит не сразу. Между ними различают еще промежуточный вид трения — полужидко-стное. Если в результате пониженной вязкости масла, малой скорости движения, действия больших нагрузок, увеличения шероховатостей деталей и потери ими правильной геометрической формы масляный слой не полностью разделяет трущиеся поверхности, происходит полужидкост-ное трение. При полужидкостном трении в местах разрыва масляного слоя неровности трущихся поверхностей могут соприкасаться между собой, и иногда в местах их контакта возникает граничное трение.

При жидкостном трении потери энергии на трение и износ деталей наименьшие. Но условия, которые требуются для жидкостного трения, могут быть созданы только в некоторых подвижных сочленениях, и то не во все периоды их работы. Многие сочленения двигателя, например поршневой палец — втулка верхней головки шатуна, поршневой палец — бобышки поршня, поршень — цилиндр, работают в условиях полу-жидкостного трения.

Нельзя допускать уменьшения слоя масла между трущимися поверхностями до величины, при которой может возникнуть граничное трение, ибо в этом случае износ и нагрев деталей быстро возрастают. В условиях граничного трения ни одно подвижное сочленение продолжительное время не может нормально работать. Однако граничное трение уменьшает износ при малых скоростях движения, пуске двигателя и очень больших нагрузках, когда нельзя достигнуть жидкостного или полужид-костного трения.

Для достижения возможно более надежной и длительной работы механизмов трактора и автомобиля смазочные масла должны удовлетворять ряду эксплуатационно-технических требований:
1) иметь оптимальную вязкость на всех эксплуатационных режимах;
2) обладать высокой маслянистостью и необходимой противоокисли-тельной устойчивостью (химической стабильностью);
3) не вызывать и не способствовать коррозии деталей;
4) не содержать свободных минеральных кислот и щелочей, воды и механических примесей.

Масла в двигателе подвергаются воздействию высоких температур, поэтому нужно, чтобы они обладали высокой температурой вспышки и малой испаряемостью.

Кроме того, масла должны вымывать нагар и другие примеси из зазоров между трущимися поверхностями деталей, то есть иметь хорошую «моющую» способность.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Автомобили и трактора

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Общие сведения о трении и смазочных материалах"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства