Основные положения «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов». Эксплуатация включает в себя использование крана на строящемся объекте и перебазирование (демонтаж, перевозку и монтаж) с одного объекта на другой с проведением соответствующих обслуживании и ремонтов. Башенные краны, как и все другие грузоподъемные машины, проектируются, изготовляются, монтируются и эксплуатируются в соответствии с нормами, которые изложены в «Правилах устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов», утвержденных Госгортехнадзором.
В Правилах даны общие технические требования, которым должны соответствовать краны (нормы расчетов, температурные и ветровые характеристики, режимы работы механизмов, нормы устойчивости, порядок оформления реконструкции кранов и направления рекламаций на плохое качество изготовления), В разделе «Разрешение на изготовление и ремонт кранов» установлены порядок выдачи разрешения на изготовление крана, условия испытания опытного образца новой конструкции Государственной комиссией с участием представителя Госгортехнад-зора, необходимые эксплуатационные документы на кран и их содержание, порядок заполнения этих документов. Указаны порядок приемки новой машины работниками отдела технического контроля завода-изготовителя, учета выпускаемых кранов и проверки знаний Правил инженерно-техническими работниками. В разделе «Устройство и установка грузоподъемных машин» приведены требования к грузозахватным органам, съемным грузозахватным приспособлениям и таре, стальным канатам и другим элементам крана; коэффициенты запаса торможения, запаса прочности канатов, соотношение диаметров блоков (барабанов) и канатов. Установлена необходимость применения упоров, реборд на ходовых колесах и катках грузовых тележек, необходимое количество ограничителей рабочих движений, надежность закрепления противовесов и балласта, оговорена конструкция кабин машиниста, а также проходов и лестниц для доступа в кабину; приведены нормы на укладку кранового пути и допустимые размеры до здания и других предметов, которые должны быть выдержаны при установке крана на объекте. Перечислены лица, ответственные ja безопасную эксплуатацию грузоподъемных машин, съемных грузозахватных приспособлений и тары; правила создания ремонтной службы и порядок профилактических осмотров и ремонтов кранов, съемных грузозахватных приспособлений и тары.
В соответствии с требованиями раздела «Эксплуатация грузоподъемных машин» для надзора за кранами предприятие-владелец назначает инженерно-технического работника — лицо по надзору за грузоподъемными машинами, который отвечает за безопасность эксплуатации и соблюдение Правил Госгортехнадзора, проводит освидетельствование машин и выдает разрешение на их эксплуатацию; контролирует выполнение предписаний, данных им и Госгортехнадзором; проверяет соблюдение порядка допуска рабочих к управлению и обслуживанию кранов; участвует в аттестационных комиссиях обслуживающего персонала; контролирует наличие инструкций у персонала, ответственного за кран и его работу; принимает меры к устранению выявленных неисправностей машины.
Предприятие, владеющее краном, назначает инженерно-технического работника — лицо, ответственное за содержание в исправном состоянии грузоподъемных машин, который отвечает за содержание в исправном состоянии машины, съемных грузозахватных приспособлений, крановых путей; проводит осмотры и ремонты по графику; контролирует ведение кранового журнала; обеспечивает обслуживание крана аттестованным персоналом; проверяет знания у обслуживающего кран персонала; контролирует соблюдение машинистами кранов производственных инструкций; готовит кран к техническому освидетельствованию; хранит паспорта и крановые (вахтенные) журналы на кран и журнал на съемные грузозахватные приспособления, ведет журнал проверки знаний Правил персоналом.
В каждой смене выделяют ответственное за безопасное перемещение грузов, которое отвечает за организацию производства работ и соблюдение правил безопасности; проверяет наличие маркировки на съемных грузозахватных приспособлениях и таре и соответствие их выполняемой работе; указывает машинисту крана и стропальщикам места, порядок и габариты складирования грузов; проверяет документы об аттестации у стропальщика и сигнальщика, работающих с краном; контролирует соблюдение производственных инструкций машинистами и стропальщиками; проверяет наличие наряда-допуска при производстве работ вблизи линий электропередач. Все перечисленные ответственные лица назначаются приказом по предприятию.
Регистрация и техническое освидетельствование кранов. Регистрация и разрешение на пуск в работу. Кран до пуска в работу регистрируют в органах Госгортехнадзора СССР, и местная инспекция принимает его на учет. Владельцем крана считается предприятие (организация), на балансе которого находится кран. Краны регистрируются на основании письменного заявления руководства предприятия-владельца и паспорта крана.
Кран перерегистрируют при передаче его другому владельцу, а также после реконструкции, в результате которой изменились параметры крана или уменьшилась его устойчивость. При этом представляют новый паспорт, составленный организацией, проводившей реконструкцию, или старый — с соответствующими изменениями.
Краны снимают с учета при списании машины, пришедшей в негодное состояние, и при передаче ее другому владельцу также по письменному заявлению владельца.
Разрешение на пуск в работу крана выдает участковый инспектор местного органа Госгортехнадзора на основании технического освидетельствования крана, проведенного владельцем в следующих случаях: перед пуском в работу вновь зарегистрированного крана; после монтажа крана на новом месте (после перебазирования); реконструкции крана или ремонта его металлоконструкций с заменой расчетных элементов с применением сварки.
Техническое освидетельствование. Техническое освидетельствование крана проводят длятого, чтобы установить, что кран исправен, установлен и обслуживается в соответствии с Правилами. Госгортехнадзора СССР и представленной При регистрации документацией. Техническое освидетельствование бывает полное и частичное.
Полное освидетельствование, при котором выполняют осмотр, статические и динамические испытания, подразделяется на первичное, периодическое и внеочередное.
Первичное освидетельствование проводит ОТК завода-изготовителя (если кран собран и перевозится в сборе) или эксплуатирующая организация на месте установки крана перед пуском крана в работу (после изготовления или ремонта). Периодическое освидетельствование проводят не реже одного раза в три года (для редко используемых кранов не реже одного раза в пять лет), внеочередное — после монтажа крана на новом месте, реконструкции, ремонта металлоконструкций с заменой расчетных элементов, капитального ремонта, смены механизма подъема или крюка (подвески) эксплуатирующие организации на месте установки.
Частичное освидетельствование включает в себя осмотр без испытаний, проводится не реже одного раза в 12 месяцев (если кран работает на одном месте) эксплуатирующей организацией.
Цель осмотра — проверка состояния крана и работы его механизмов (электрооборудования, приборов безопасности, тормозов, аппаратов управления, освещения, сигнализации, металлоконструкций, крюка и деталей его подвески, канатов и их крепления, блоков, осей и деталей их крепления, элементов подвески стрелы); установки крана и состояния крановых путей (заземления, массы балласта и противовеса).
Цель статического испытания — проверка крана на прочность и грузовую устойчивость. Испытание проводят под нагрузкой, превышающей грузоподъемность крана на 25% (опытного образца нового крана -на 40%). Для этого груз, поднятый на высоту 200 мм, выдерживают в течение 10 мин. При этом груз не должен опускаться. Если кран имеет несколько грузовых характеристик, испытание проводят при вылетах, соответствующих наиболее напряженному состоянию механизмов, металлоконструкций, канатов и наименьшей устойчивости крана. После опускания груза осматривают механизм подъема и проверяют металлоконструкцию крана на отсутствие остаточных деформаций.
Цель динамических испытаний — проверка действий механизмов кранов и их тормозов. Кран испытывают грузом, превышающим на 10% (опытный образец нового крана -на 25%) грузоподъемность крана. Допускается проводить испытание рабочим (номинальным) грузом. Испытание состоит в повторном подъеме — опускании груза и проверке действия всех механизмов при этом перемещении.
Результаты технического освидетельствования записывают в паспорт крана с указанием срока следующего освидетельствования. При освидетельствовании вновь смонтированного крана в паспорте подтверждают, что кран смонтирован в соответствии с Правилами Госгортехнад-зора, эксплуатационной документацией и выдержал испытания.
Съемные грузозахватные приспособления испытывают при техническом освидетельствовании нагрузкой, превышающей на 25% их номинальную грузоподъемность.
Эксплуатационная документация. Эксплуатационная документация крана включает в себя паспорт, техническое описание и инструкцию по эксплуатации, инструкцию по монтажу, поставляемые заводом-изготовителем; крановый журнал, журнал приема и сдачи смен машинистами, производственную инструкцию, протоколы измерения сопротивления изоляции электропроводки и заземляющего устройства, журнал учета и осмотра съемных грузозахватных приспособлений и тары, проект организации работ (ПОР), приказ о назначении пиц, ответственных за безопасное производство работ по перемещению грузов, перечень грузов с указанием их массы, графическим изображением схем строповки грузов, обеспечиваемые эксплуатирующей организацией.
Паспорт к рана-ПС-состоит из двух частей. В первой части заводом-изготовителем приводится полная характеристика крана (с чертежом общего вида крана, кинематическими схемами всех механизмов, схемами запасовки канатов и электрическими схемами) и кранового пути, сведения об испытаниях крана; во второй — прилагаются формы, используемые при эксплуатации крана и заполняемые владельцем (о местонахождении крана, лице, ответственном за содержание крана в исправном состоянии, сведения о ремонте, замене механизмов, канатов и грузозахватного крюка; записи результатов освидетельствования и регистрации крана). К паспорту прикладывают чертеж установки крана на строительной площадке с указанием основных размеров (проект организации работ), справку, подтверждающею, что крановый путь рассчитан на нагрузку от данного крана.
Листы паспорта должны быть пронумерованы и прошнурованы, Паспорт хранят в техническом отделе у владельцев крана и передают вместе с краном новому владельцу.
Техническое описание и инструкция по эксплуатации — ТО -состоит из двух разделов: технического описания и правил эксплуатации. В первом разделе приведены; назначение, общее устройство и техническая характеристика крана; состав, устройство и работа деталей и механизмов, включая и электрооборудование; контрольно-измерительные приборы и приборы безопасности; инструмент и принадлежности; во втором — общие указания; меры безопасности; подготовка крана к работе; порядок работы на кране; возможные неисправности и методы их устранения; техническое обслуживание; указания по текущему ремонту; правила хранения и консервации. В приложении к ТО приводятся электрические схемы крана, чертежи железобетонных плит балласта и противовеса, звеньев специальных крановых путей (если такие необходимы), карта смазывания, допускаемые механические повреждения металлоконструкций крана, допуски на износ ответственных деталей механизмов, ведомость подшипников и манжетных уплотнений, свидетельство о консервации.
ТО хранят в кабине крана в шкафчике.
Инструкция по монтажу — ИМ — содержит сведения о мерах безопасности, подготовке крана к монтажу и монтаже, наладке, пуске, регулировании и обкатке; сдаче крана в эксплуатацию, демонтаже, перевозке. В приложении приводятся электрические схемы крана, включая монтажные, и журнал кабельной разводки.
Инструкция ИМ может храниться как на кране, так и в подразделении, занимающемся перебазированием и монтажом кранов.
Крановый журнал отражает все, что связано с эксплуатацией, обслуживанием и ремонтом крана, и является юридическим документом. В журнале дается перечень лиц, ответственных за техническое состояние крана и его эксплуатацию, местонахождение крана, сведения о ремонтах и осмотрах крана; учитывают наработку крана и его простои; делают записи о состоянии заземления и крановых путей, съемных грузозахватных приспособлениях и таре (если нет для этого специального журнала).
Раздел журнала «Замечания о работе и техническом состоянии крана» заполняет машинист крана и лица, контролирующие его работу. Записи об устранении неисправностей делают лица, устранившие неисправность.
Крановый журнал хранят в кабине крана вместе с инструкцией ТО, а при капитальном ремонте передают вместе с паспортом в ремонтную организацию.
Журнал приема и сдачи смен (вахтенный) содержит записи машинистов каждой смены о результатах осмотра крана перед сменой и расписки в приеме смены; замечания о неисправностях, г. поведенных работах по их устранению и обслуживанию и расписки в сдаче смены по окончании работы.
Журнал хранится в кабине машиниста. Производственная инструкция содержит основные положения безопасного производства работ краном и техники безопасности при эксплуатации и обслуживании крана. Инструкцию, таблицы массы элементов, с которыми предстоит работать на данной строительной площадке, и схемы их строповки вывешивают в кабине крана.
Обязанности обслуживающего персонала и требования безопасности. К осблуживанию крана допускаются аттестованные машинисты, стропальщики, сигнальщики, слесари и электрики по обслуживанию крана, закончившие профессионально-технические учебные заведения. В удостоверении машинистов крана указывается тип крана, к управлению которым они допущены.
Допуск к работе машинистов, слесарей, электромонтеров и такелажников (стропальщиков) оформляется приказом по предприятию.
Персонал, обслуживающий кран, ежегодно проверяется квалификационной комиссией предприятия (стройки). Кроме того, проверку повторяют при переходе работников с одного предприятия на другое, а также по требованию лица, ответственного за надзор, или инспектора Госгортехнадзора.
Перед допуском машиниста к работе администрация вручает ему под расписку производственную инструкцию, требованиями которой машинист руководствуется в работе.
При переводе машиниста на краны другой конструкции администрация инструктирует его об особенностях устройства, обслуживания и управления механизмами этих кранов.
Если на кране находится стажер, ни машинист, ни стажер не имеют права отлучаться из кабины крана даже на короткое время, не предупредив об этом друг друга; Стажеру разрешается управлять краном только в присутствии машиниста и под его наблюдением.
Дверь кабины, а также вводный рубильник крана (в положении «Выключен») машинист должен запирать даже при кратковременной отлучке с крана.
В кабине, у мест обслуживания электроаппаратуры, на пол укладывают диэлектрические резиновые коврики размером не менее 500X700 мм.
Спецодежда машиниста должна быть заправлена и застегнута. Она не должна иметь свисающих концов. Женщины обязаны работать в комбинезонах или в брюках, с заправленными под головной убор волосами; работать в косынках или шарфах со свисающими концами запрещается. Незастегнугая одежда, не убранные под головной убор волосы могут стать причиной несчастного случая.
Осматривать металлоконструкции крана, смазывать и чистить механизмы, тормоза и электроаппаратуру можно только после остановки крана и отключения его от электросети. Машинисту запрещается регулировать и налаживать работающие механизмы крана: эти работы может выполнять только ремонтная бригада. При этом машинист включает механизмы по сигналам лица, ответственного за проведение ремонта, после того как лично убедится, что приняты необходимые меры предосторожности.
Если во время профилактических и ремонтных работ на вводном или другом рубильнике крана висит предупреждающая табличка о запрещении включения, снимать ее машинист не имеет права без указаний лица, руководящего ремонтом.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Общие сведения по эксплуатации башенных кранов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы