Интенсивность изнашивания поверхностей деталей зависит от типа трения. Под трением понимают сопротивление относительному перемещению двух поверхностей в зонах их соприкосновения.
По характеру движения трение подразделяют на трение скольжения и трение качения, а по наличию смазочного материала — на сухое, граничное и жидкостное.
Сила трения качения на порядок ниже силы трения скольжения несмазанных поверхностей. Сила трения скольжения пропорциональна нормальной нагрузке и коэффициенту трения, который зависит от марки материала, качества обработки поверхностей деталей и составляет, как правило, 0,1-0,8, На практике широко наблюдается трение качения с проскальзыванием при одновременном качении и скольжении трущихся поверхностей.
Сухое трение происходит при отсутствии на поверхностях трения смазочного материала. При этом трении происходит следующее: неровности одной трущейся поверхности зацепляются за неровности другой, силы атомномо-лекулярных связей трущихся поверхностей иногда превышают внутренние связи материала, вследствие чего наблюдается сваривание трущихся пар в условиях высоких удельных давлений. Как правило, сухое трение приводит к внезапным отказам, т.е. аварийному состоянию.
Граничное трение возникает при толщине смазочного слоя менее 0,1 мкм. В этом случае сила трения зависит от природы и состояния трущихся поверхностей. Коэффициент граничного трения находится в пределах 0,08-0,15. Граничное трение неустойчиво и определяет предел работоспособности сборочной единицы.
Жидкостное трение возникает, когда смазочный слой полностью отделяет рабочие взаимно перемещающиеся поверхности при проявлении нормальных объемных свойств масла. Коэффициент жидкостного трения на два порядка ниже по сравнению с сухим трением и находится в пределах 0,003-0,030.
Устойчивость жидкостного трения определяется следующими факторами: удельным давлением перемещающихся поверхностей, скоростью их перемещения, конструкцией узла трения, зазором между трущимися поверхностями и площадью этих поверхностей, вязкостью смазочного материала и температурным состоянием узла трения.
В реальных условиях эксплуатации жидкостному трению предшествует граничное или сухое (перед пуском и остановом сборочных единиц, при резких колебаниях скорости и нагрузки, недостаточной подаче масла и его вязкости, попадании абразивных механических примесей).
Скорость изнашивания отдельных сопряжений отрицательно влияет на показатели работоспособности. Ограничение по скорости изнашивания выражается в виде 10 классов износостойкости (0-9 со скоростью изнашивания менее Ю-5 мкм/ч для 0 класса и более 103 мкм/ч для 9 класса).
При создании и эксплуатации машин могут применяться различные методы и средства для повышения износостойкости сопряжений машины. На стадии проектирования требования к износостойкости устанавливаются по заданным показателям надежности в два этапа.
На первом этапе определяются допустимые изнашивания выходных параметров на основе принятой модели отказа.
На втором этапе устанавливаются связи между характеристиками изношенных сопряжений и выходными параметрами машины.
Ограничение скорости изнашивания сопряжений машины и назначение класса износостойкости имеет важнейшее значение для создания надежных машин. При создании износостойких машин необходимо регламентировать показатели сопряжений (номинальный зазор, предельно-допустимый износ и др.) и условия эксплуатации (режимы нагружения, температура, окружающая среда и др.), определяющие изменение выходных параметров (параметрическую надежность) машины.
Единый подход к повышению износостойкости при проектировании, создании и эксплуатации машин приведет к наибольшему эффекту.
По предложению А.С. Проникова мероприятия, повышающие износостойкость сопряжений машин, целесообразно осуществлять по двум главным направлениям: – рассмотрение микрокартины взаимодействия поверхностей и создание условий с минимальной интенсивностью изнашивания (смазка поверхностей, выбор рационального сочетания материалов пар трения, обеспечение температурного режима, создание специального микрорельефа поверхности, применение антифрикционных покрытий, изоляция поверхности трения от загрязнения и др.); – рассмотрение макрокартины взаимодействия трущихся поверхностей с анализом конструктивных особенностей узлов трения (разработка рациональной конструкционной схемы, самоустановка сопряженных поверхностей, разгрузка ответственных сопряжений, обеспечение равномерного износа, компенсация износа и др.).
Проводимые мероприятия по первому направлению снижают скорость изнашивания поверхностей сопряжений, что приводит к износостойкости и увеличению ресурса.
Повышение износостойкости за счет конструктивных факторов позволяет уменьшить влияние износа на выходные параметры, сократить период макрообработки, повысить ресурс пар трения, снизить динамические нагрузки.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Обшие понятия о трении и его влиянии на изнашивание"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы