При обслуживании электрооборудования необходимо соблюдать следующее правила:
1) включать аккумуляторную батарею только перед пуском двигателя;
2) содержать все агрегаты и приборы в чистоте;
3) проверять состояние контактов и зажимов в местах присоединения к ним проводов, не допуская ослабления;
4) предохранять проводку от механических повреждений.
Нельзя допускать попадания топлива и масла на агрегаты, приборы и проводку; это нарушает контакты и разрушает изоляцию.
Не следует пускать двигатель стартером при разряженных аккумуляторных батареях. Они всегда должны быть полностью заряжены. Это облегчает пуск двигателя и способствует нормальной работе электрооборудования.
Выключать батарею следует при длительной остановке двигателя, осмотре и ремонте электрооборудования и электропроводки, перезарядке аккумуляторов и во всех аварийных случаях.
Ниже приведен перечень операций, выполняемых при обслуживании отдельных элементов электрооборудования дизельных экскаваторов.
Обслуживание генераторов и реле-регуляторов
1. Генератор и реле-регулятор следует ежедневно протирать от пыли, проверять надежность крепления, затяжку шкива, натяжение ремня и затяжку контактных соединений проводов с выводами генератора.
2. Смазка подшипников генератора должна быть умеренной. Излишнее количество масла может попасть на коллектор, что способствует подгоранию коллектора и нарушению изоляции.
Детали смазывают консталином. Менять смазку необходимо
3. 6—12 месяцев; пополнять смазку — через 2—3 месяца в зависимости от условий работы.
3 Периодически надо проверять состояние щеток и коллектора, Щетки должны легко перемещаться в щеткодержателях и не иметь аеданий. Пружины щеткодержателей должны оказывать необходимое давление щеток на коллектор. Давление щеток по мере износа уменьшается; проверяют давление специальным динамометром.
4. Новые щетки притирают к коллектору стеклянной шкуркой или бумагой с зернистостью 80 или 100. Для притирки берут полоску бумаги, равную ширине коллектора, и кладут между коллектором и щеткой рабочей поверхностью вверх. Полоска должна охватывать поверхность коллектора на 180°. Протаскивая бумагу между коллектором и щеткой вперед и назад, добиваются плотного прилегания щетки к поверхности коллектора. При движении бумаги против направления вращения коллектора щетка приподнимается вверх. Во время осмотра коллектора обращают внимание на его цвет. Нормальная рабочая поверхность коллектора должна быть слегка темного цвета, без следов подгара. Грязь и пыль, обнаруженные на коллекторе, удаляют, протирая его поверхность чистой тряпочкой, слегка смоченной в бензине. Небольшое подгорание коллектора устраняют, прошлифовывая стеклянной бумагой № 00, которую используют также для зачистки пригаров на контактах и других деталях.
5. Уход за реле-регулятором заключается в проверке крепления реле-регулятора и затяжке его клемм. Он также требует периодической проверки и регулирования, которые можно проводить как непосредственно на экскаваторе, так и на специальном стенде.
Подгоревшие места на контактах реле-регулятора необходимо осторожно зачищать надфилем и удалять с поверхности следы подгорания, бугорки или раковины, а затем зачищать их стеклянной бумагой № 00.
6. Не реже одного раза в месяц «ли после 250 ч работы следует осматривать контакты пускового реле и, обнаружив пригары, зачищать их, снимая лишь бугорки и не нарушая поверхности неподвижных контактов реле. После зачистки нужно удалять металлическую пыль.
Обслуживание стартеров
В процессе эксплуатации стартера необходимо выполнять следующие операции по их обслуживанию:
1. Проверять, надежны ли места крепления проводов. Хорошее состояние контактов электрической цепи обеспечивает исправное действие и необходимую мощность стартера. Попадание пыли и грязи на крышку стартера со стороны коллектора может вызвать замыкание щеткодержателей на «массу». Нельзя допускать попадания воды, масла или топлива на поверхность стартера.
2. Чтобы избежать нарушения зацепления шестерни приводЛ с венцом маховика, надо проверять крепление стартера к картеру маховика и затяжку стяжных шпилек.
3. Периодически снимать ленты щеточных люков и проверять состояние щеток, щеткодержателей и коллектора. Удалять сжатым воздухом пыль и грязь, попавшие к коллектору, щеткам и крышке ;
4. Нагар, обнаруженный на щетках и коллекторе, удалять путем шлифовки и последующей продувки чистым воздухом. Проверять, легко ли перемещаются щетки в щеткодержателях.
5. Проверять пружинным динамометром давление щеток на коллектор. Усилие проверяется по моменту отрыва конца пружины от тела щетки и должно быть в пределах, устанавливаемых заводом для данного стартера. Давление ниже указанного предела приводит к искрению под щетками, подгоранию коллекторных пластин и потерям мощности стартера. С другой стороны, давление щеток выше установленной нормы приводит к их преждевременно!! му износу. При износе щеток их заменяют только щетками соответствующей марки.
6. Периодически проверяют состояние соединений, клемм и контактов включателя (или реле включения и тягового реле). Пыль-и грязь удаляют сжатым воздухом. Нагар на контактах устраняют, зачищая их напильником с мелкой насечкой.
7. Периодически стартеры регулируют, проверяют, а также испытывают на холостом ходу и под нагрузкой.
Для испытания стартера на холостом ходу его подключают к аккумуляторной батарее и измерительным приборам. Число оборотов вала якоря стартера измеряют тахометром. Испытание позво-: ляет определить качество сборки, отсутствие замыкания в обмотке якоря и обмотке возбуждения и другие неисправности.
При испытаниях стартера на холостом ходу потребляемый ток должен соответствовать паспортной характеристике стартера. Продолжительность испытания на холостом ходу не должна быть более 1—2 мин. В противном случае возможен перегрев коллектора и щеток.
У дизеля Д-108, например, установлены следующие операции по обслуживанию стартера.
1. Через каждые 480 ч работы дизеля:
а) проверять крепление стартера;
б) снимать защитную ленту, осматривать коллектор и щетки; в случае загрязнения коллектор протирать чистой тряпкой, смоченной в бензине (неэтилированном), а затем сухой тряпкой;
в) продувать стартер сжатым воздухом;
г) щетки должны быть плотно прижаты к коллектору;
д) открывать крышку включателя стартера, осматривать и, если необходимо, зачищать контактные поверхности, после чего включатель продувать сжатым воздухом.
2. Не реже двух раз в год (весной и осенью) необходимо:
а) снимать стартер с двигателя, очищать его от грязи и пыли;
б) проверять усилие нажатия пружины на щетки (оно должно быть 900—1300 г);
в) убедиться, что щетки не заедают в щеткодержателях; если , сота щеток менее 6—7 мм, то стартер надо отправлять в ремонт;
г) проверять состояние пружины привода и прокладки под лентой;
д) заменять смазку в подшипниках, смазывать шлицевые поверхности вала и шестерню дизельным маслом;
е) в зимнее время для облегчения работы стартера смазку в редукторе пускового двигателя заменять менее вязкой или разжижать ее на 15—20% дизельным топливом;
ж) держать стартер включенным не более 5 сек, делать перерывы между включениями не менее 10—15 сек.
Обслуживание аккумуляторных батарей
1. Ежедневно в конце работы машины батарею очищают от пыли и грязи. Если на поверхности батареи обнаруживают электролит, то необходимо стереть его сухой тряпкой или тряпкой, смоченной в растворе нашатырного спирта или кальцинированной соды. Окислившиеся клеммы батареи и наконечники проводов очищают, а неконтактные части смазывают техническим вазелином (а при отсутствии вазелина — солидолом). Проверяют крепление и плотность контактов наконечников проводов с клеммами батареи. Прочищают вентиляционные отверстия батареи.
2. Периодически, .не реже чем через 10—15 дней зимой и 5—6 дней летом, замеряют уровень электролита во всех бачках и при необходимости доливают дистиллированной водой. Проверяют плотность электролита и определяют степень зарядки батареи. Перед проверкой плотности, если до этого доливалась вода, батарею подзаряжают, не снимая с двигателя, для перемешивания электролита.
3. Систематически следует проверять целость баков и отсутствие утечки электролита, зачищать наконечники проводов и клемм; после затяжки клеммы и наконечники смазывают. Не реже одного раза в месяц замеряют напряжение элементов под нагрузкой и определяют исправность батареи.
При надлежащем уходе аккумуляторные батареи можно хранить длительное время без употребления, без потери работоспособности. После этого -батареи устанавливают в отдельном помещении при температуре не ниже —25° и не выше 0°.
4. Ежемесячно для компенсации саморазряжения батарею подзаряжают нормальным током до постоянного напряжения и плотности электролита. В конце подзарядки корректируют уровень и плотность электролита. Один раз в три месяца аккумуляторную батарею подвергают разрядке и зарядке, что предупреждает усадку активной массы пластин.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Обслуживание электрооборудования дизельных экскаваторов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы