Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Устройство автомобильных дорог

Публикация:
   Одежда проезжей части дороги

Читать далее:




Одежда проезжей части дороги

Дорожной одеждой называют укрепленную проезжую часть, которую устраивают в виде одного или нескольких конструктивных слоев из материалов разной прочности для создания прочной и ровной поверхности.

Воздействие нагрузки от колес автомобиля постепенно затухает с глубиной. Поэтому в верхних слоях одежды используют прочные строительные материалы, а в нижних — менее прочные, что снижает стоимость дороги.

Дорожные одежды по механическим свойствам делят на жесткие и нежесткие. К жестким относятся цементобетонные одежды, т. е. одежды, способные сопротивляться изгибу под действием колес автомобилей. Нежесткие дорожные одежды сооружают из малосвязных зернистых материалов, из материалов с органическими вяжущими (в частности, из асфальтобетонных смесей), а также из материалов, укрепленных добавками неорганических вяжущих (цемента, извести).

Верхний слой дорожной одежды называется покрытием. Этот прочный и относительно тонкий слой воспринимает непосредственно нагрузки от колес автомобилей и действие атмосферных факторов. Чтобы противостоять разрушению, сдвигу и истиранию, этот слой должен быть твердым, но не хрупким. Покрытие должно быть ровным и обеспечивать надежное сцепление колес автомобилей. Сцепление улучшают, нанося на покрытие слой изнашивания, который периодически восстанавливают.

Основание дорожной одежды служит главным несущим элементом. Слои основания должны быть прочными и связными, для чего их выполняют из каменных материалов или грунта, обработанного вяжущим материалом. Основание распределяет давление колес транспорта на грунт земляного полотна. В верхних слоях основания применяют более прочные материалы.

Основание укладывают на земляное полотно. Верхние тщательно уплотненные слои земляного полотна называют грунтовым основанием. На грунтовое основание можно укладывать дополнительный слой основания из гравия, шлака, песка.

Тип дорожной одежды выбирают в зависимости от категории дороги, наличия местных или привозных материалов.

По использованию материалов различают следующие виды одежды: – из грунта с частичным введением в него зерновых добавок (щебня, гравия, песка); – из крупнозернистых материалов (щебня, гравия, песка), в которых грунт заполняет поры и является связующим; – только из колотых каменных материалов (гравия, щебня, камня, отходов доменного производства в виде шлаков); – из местного грунта или других материалов, обработанных органическим (битумом, дегтем) или минеральным (цементом) вяжущим материалом; – целиком из привозных материалов (каменной шашки, бетонных плит, блоков); – из смеси каменных материалов с органическими (асфальтобетоном) или минеральными (цементобетоном) вяжущими материалами.

Грунты, гравий и щебень относятся к рыхлым материалам. Частицы материала удерживаются в слое за счет сил трения, которые увеличиваются в результате укатки.

Одежды из рыхлых материалов с введенными органическими вяжущими материалами получают прочность после уплотнения за счет сил трения между частицами и связующих свойств вяжущих материалов.

Одежды из асфальтобетонных и цементобетонных смесей получают прочность после уплотнения за счет вяжущих свойств материалов.

Одежды, составленные из отдельных плит и блоков, могут быть с прослойкой вяжущего материала между отдельными элементами или без нее.

Дорожные покрытия подразделяются на усовершенствованные, переходные и низшие (СНиП Н-Д.5—72).

Усовершенствованные покрытия разделяют на капитальные и облегченные.

К капитальным относятся цементобетонные (монолитные и сборные); асфальтобетонные (укладываемые в горячем и теплом состоянии); мостовые из брусчатки и мозаики на каменном или бетонном основании.

К облегченным относятся покрытия из асфальтобетонных смесей, укладываемых в теплом и холодном состоянии; дегтебетонные; из щебеночных и гравийных материалов, обработанных битумами или дегтями; из песчаных и супесчаных грунтов, обработанных битумной эмульсией с цементом в установке; слои изнашивания, изготовленные методом поверхностной обработки.

Переходными называют покрытия из щебня, гравия и других прочных материалов; из грунтов и местных слабопрочных каменных материалов, обработанных вяжущими материалами; мостовые из булыжного и колотого камня.

Низшими называют грунтовые покрытия, укрепленные или улучшенные местными материалами, а также покрытия, в которых использованы деревянные материалы.

Одежды с асфальтобетонными покрытиями для дорог I, II и III категорий показаны на рис. 3.

Материалы и толщину отдельных слоев дорожных одежд выбирают на основе технико-экономического сопоставления возможных вариантов с учетом климатических зон, грунтовых условий, наличия местных материалов, степени механизации работ.

Асфальтобетонные покрытия укладывают на основания из асфальтобетонной смеси; щебня из естественного камня; черного щебня; щебня, укрепленного цементом или шлаком; щебня и гравия, укрепленных битумной эмульсией и цементом; грунта, укрепленного цементом или битумной эмульсией и цементом; булыжника; плотного асфальтобетона. На рис. 3 указана толщина конструктивных слоев покрытий и оснований.

Покрытия из горячего асфальтобетона устраивают в основном на проезжей части автомобильных дорог I, II и III категорий, а также на основных внутризаводских дорогах промышленных предприятий и строительных объектов. Теплый и холодный асфальтобетоны используют для устройства покрытий на дорогах III, IV и V категорий и на внутризаводских дорогах промышленных предприятий. Горячий, теплый и холодный асфальтобетоны применяют также для устройства покрытий на проезжей части городских улиц.

Рис. 3. Типы конструкций дорожных одежд с асфальтобетонным покрытием (№ 1—21):
1 — плотный асфальтобетон, 2 — пористый асфальтобетон, 3 — горячая или теплая асфальтобетонная смесь, 4~ рядовой щебень или гравийная смесь, укрепленные малыми дозами цемента (4—6%), 5 — дополнительный слой, 6 — горячий или теплый черный щебень; щебень с пропиткой вязким битумом или дегтем, 7 — фракционированный щебень, 8 — тощий бетон, 9 — рядовой щебень или гравийная смесь, укрепленные гранулированным шлаком или зола-ми-уноса ТЭЦ, 10 ~ грунт, укрепленный битумной эмульсией и цементом, 11 — грунт, укрепленный цементом, 12 ~ гравийная смесь, укрепленная битумной эмульсией и цементом, 13 — рядовой щебень, укрепленный битумной эмульсией и цементом, 14 — булыжная мостовая, IS ~ песок, 16 — холодный асфальтобетон, 17 — холодный черный щебень

Дорожные одежды с асфальтобетонными покрытиями имеют одно- или двухслойное покрытие, одно- или двухслойное основание и подстилающий (дополнительный) слой.

Толщина однослойного покрытия из асфальтобетона равна 3— 6 см, верхнего слоя двухслойного покрытия 3—5 см, нижнего слоя 4—6 см.

При увеличенной толщине слоя (до 20 см) плотность материала повышается, поэтому при удобном случае двухслойное покрытие заменяют однослойным.

Рис. 3. Продолжение

Нижний слой покрытия и верхний слой основания можно укладывать как один слой равноценной толщины.

На мостах асфальтобетонные покрытия устраивают двухслойными (рис. 4). Чтобы исключить проникновение воды в плиты проезжей части, асфальтобетон должен быть повышенной водонепроницаемости. Если на мосту применена гидроизоляция, то слои покрытия укладывают на защитный слой.

Рис. 4. Конструкция асфальтобетонных покрытий на мостах:
1, 2 — верхний и нижний слои покрытия, 3 — выравнивающий слой, 4 — плита проезжей части, 5 — защитный слой, 6 — гидроизоляция

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Устройство автомобильных дорог

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Одежда проезжей части дороги"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства