В основные правила эксплуатации одноковшовых экскаваторов входит:
— перед началом работы машинист должен проверить состояние машины, ее исправность и комплектность, отсутствие в механизмах посторонних предметов, наличие масла в баке системы управления;
— на экскаваторах с двигателями внутренннего сгорания следует проверить наличие топлива в основном баке и бачке пускового двигателя, уровень масла в картерах основного и пускового двигателей, а также уровень воды в системе охлаждения;
— при пуске в ход двигателя и механизмов машинист должен дать сигнал предупреждения;
— для создания нормальных условий работы опорных катков и поворотного механизма экскаваторы необходимо устанавливать на горизонтальной площадке;
— машинист должен следить за тем, чтобы при работе прямой лопа- 1 той во время опускания ковша не происходило ударов о раму, колеса j и гусеницы; не ослаблялся подъемный канат, не допускалась работа 1 с неисправными тормозами и незаторможенными гусеницами и коле- а сами; прекращалось поворотное движение к моменту касания грунта ковшом; не производился подъем стрелы при заглубленном ковше;
— поворот на выгрузку следует начинать только с наполненным ковшом и только после выхода его из грунта;
— во избежание поломки транспортных средств выгрузку грунта из ковша надо производить с минимальной высоты, допустимой для беспрепятственного открывания днища ковша; рекомендуется тщательно следить за равномерностью разгрузки и не допускать просыпания грунта;
— машинист должен следить за исправностью упоров стрелы и не подтягивать блок ковша до упора на стреле, а также наблюдать за чистотой поверхности касания зубчатого венца ходовой рамы, очищая ее от земли;
— при работе в вязких грунтах нельзя допускать сильного загрязнения ковша, вовремя очищая его;
— во время работы экскаватора производить очистку и выравнивание забоя не разрешается;
— при работе в высоком забое в сыпучих грунтах следует удалять находящиеся наверху забоя крупные камни и другие предметы;
— если сыпучий грунт по каким-либо причинам не осыпается под естественным углом откоса, этот угол следует создать искусственным путем, используя насаженные на длинных шестах пики;
— запрещается подрезать грунт лопатой, стоя в направлении сползания грунта;
— запрещается во время работы двигателя и действия механизмов крепление каких-либо движущихся частей, а также их смазка и осмотр движущихся частей, расположенных в тесных и опасных местах;
— по окончании работы двигатель следует останавливать выключением подачи топлива, при этом кран топливного бака должен оставаться открытым;
— при остановке двигателя на продолжительное время в зимний период вода из системы охлаждения и масло из картеров должны быть до их остывания; при последующем пуске двигателя масло СЛИ да должны заливаться подогретыми.
И описания технического ухода, смазки, транспортирования, перечень справностей и способов их устранения по экскаваторам Э-153, Э-302 и Э-304, которые сравнительно недавно получили распространение приведены ниже.
Таблица 1
Указания по эксплуатации Основные правила
Правила эксплуатации экскаватора Э-153 Ежесменный уход.
В начале смены необходимо:
— проверить все болтовые соединения, шплинты и обратить особое внимание на основные узлы — крепление головки колонки, корпуса редуктора, шплинтовку пальцев в узлах;
— проверить наличие топлива в баке и рабочей жидкости в гидросистеме и смазать узлы машины;
— при пуске двигателя проверить работу рабочего оборудования вхолостую, работу рычагов управления и педалей, муфты сцепления коробки передач и освещения (в ночное время). В конце смены необходимо: очистить экскаватор от пыли и грязи;
— проверить надежность установки рычагов и педалей в нейтральное положение;
— проверить и при необходимости устранить течь топлива, масла или рабочей жидкости из гидросистемы.
Технический уход № 1 производится через каждые 50— 60 час. работы.
При этом виде обслуживания машины следует:
— проверить и при необходимости подтянуть крепления гидрораспределителей к раме и кронштейнов рычагов управления к настилу; подтянуть контргайки крышек силовых цилиндров; подтянуть накидные гайки гидроприводов, а также штуцера распределителей.
Технический уход № 2 производится через каждые 100— 200 час. работы. При этом виде обслуживания машины следует выполнить операции ежесменного технического ухода, технического ухода №1 и, кроме того, проверить:
—предохранительные клапаны насосов на давление 75 кг/см2 при помощи манометра;
— давление в шинах (поднять его до нормы 2,2 атм); крепления всех крышек гидрораспределителей, а также штуцеров силовых цилиндров;
— работу рычага зубчатой муфты на поворотной колонке; состояние и крепление приводного редуктора насосов. Обнаруженные неисправности в процессе указанных проверок Устраняются.
Технический уход № 3 производится через каждые 400— 500 час. работы. При этом виде обслуживания следует выполнить операции ежесменного ухода, технических уходов № 1 и 2 и, кроме того:
— проверить износ втулок и пальцев рабочего оборудования, при этом пальцы густо смазать;
— проверить состояние грязесъемников в цилиндрах; при необходимости заменить их;
— демонтировать рабочее оборудование и поворотную колонку; в случае необходимости отрегулировать роликовые подшипники в колонке;
— слить масло из гидросистемы, промыть систему чистым маслом.
Перед постановкой экскаватора на технический уход № 4 следует слить масло из картера и гидросистемы, промыть картеры дизтопли вам, а гидросистему чистым маслом; выполнить операции ежесменного технического ухода, периодических технических уходов № 1, 2 и 3 и кроме того, проверить:
— механизмы экскаватора, обратив особое внимание на состояние узлов гидросистемы (уплотнения гидроцилиндров, медные прокладки штуцеров, гидроприводов, уплотнения гидрораспределителей), а также на состояние втулочно-роликовой цепи механизма поворота, на зубчатые шестерни в приводном редукторе, на состояние подшипников качения и скольжения;
— все внутренние и наружные резьбовые крепления; все электрооборудование экскаватора; состояние пальцев, втулок, шайб и шплинтов. Обнаруженные неисправности в процессе указанных проверок устраняются, а негодные детали заменяются. После проверки и устранения неисправностей необходимо собрать экскаватор, заправить его водой, топливом, смазкой и рабочей жидкостью.
Испытание экскаватора после выполнения технического ухода № 4 заключается в проверке работы двигателя и его приборов, а также работы всех механизмов. Особое внимание следует обратить на работу элементов гидросистемы и работу механизмов управления.
Для системы гидропривода применяют следующие масла при температуре воздуха не ниже —30°: веретенное АУ, трансформаторное или веретенное Г; смена масла производится первый раз после 10 час. работы, второй раз — через 100 час., а в дальнейшем через каждые 500 час., но не реже 1 раза в год.
Узлы экскаватора Э-153 смазываются:
— поворотная колонка: роликоподшипники — солидолом Сс-2 или УС-2 1 раз в 2 месяца; зубчатая муфта и механизм отключения, оси — втулки цилиндра и опоры стрелы — солидолом УСс-2 или УС-2 1 раз в смену;
— стрела: ось — втулка цилиндра и палец—втулка рукояти — солидолом УСс-2 или УС-2; палец — втулка цилиндра стрелы — солидолом УСс-2 или УС-2 1 раз в смену;
— рукоять: ось — втулка цилиндра стрелы, палец — втулка цилиндра ковша и палец — втулка цилиндра рукояти — солидолом УСс-2 или УС-2 1 раз в смену;
— ковш: палец ковша — втулка рукояти, палец ковша — втулка днища ковша, палец ковша — втулка цилиндра ковша — солидолом УСс-2 или УС-2 1 раз в смену;
— механизм поворота стрелы: звездочка и цепь — графитовой мазью 1 раз в неделю, шарикоподшипник звездочки — солидолом УСс-2 или УС-2 1 раз в месяц;-
— опора: пальцы крепления — солидолом УСс-2 или УС-2 при техническом осмотре;
— гидроуправление: пальцы тяг и ступицы рычагов — солидолом УС-2 и трансмиссионным маслом раз в 2 месяца.
При остановке экскаватора на продолжительное или междусменное время необходимо соблюдать следующие правила:
— все рычаги управления должны быть установлены в нейтральное положение: рычаг насосов выключен;
— все детали экскаватора должны быть очищены от налипшего грунта;
— при низкой температуре воздуха вода должна быть слита из системы охлаждения двигателя и удалена из междуреберных полостей насосов;
— при температурах воздуха ниже 0° должны быть подложены доски (или щиты) под колеса экскаватора во избежание вмерзания колес в грунт.
Правила смазки экскаваторов Э-302, Э-303 и Э-304
Смазка узлов экскаватора проводится следующим образом.
Ходовых частей: роликоподшипники шаровой опоры и самою опору, подшипники ступиц колес и вертикального ходового вала, втулки рычагов дышла, цилиндр поворота смазывают солидолом УС-2 через 500 час. работы; валик переднего и заднего тормозов, втулку и оси колодок задних тормозов, цапфу крепления переднего моста — солидолом УСс-2 через 100 час. Шарниры рулевых тяг — смазкой УТМ (KB) при ремонте, редуктор ходовой части и картеры переднего и заднего мостов и поворотной платформы — нигролом 1 или 3 через 1000 час., доливка через 100 час. Зубчатый вал — графитовой мазью через 500 час.
Поворотную платформу: роликовые и шариковые подшипники главной лебедки, втулки направляющего барабана, кулачковой муфты стрелоподъемной лебедки, оси-втулки подшипника управления и втулки винта стрелоподъемной лебедки; оси-втулки опорно-поддерживающих роликов и втулки центральной цапфы — солидолом УСс-2 или УС-2 через 100 час; ступицы рычагов управления двигателем и тормозом главной лебедки, управления скоростями главного редуктора, управления тормозами хода и поворота управления переключением хода и поворота и управления стреловой лебедкой — машинным маслом СУ или автолом 18 летом и автолом 10 зимой через 100 час., шарикоподшипники реверсивного вала, вала перемены скоростей, вала первой передачи и лебедок главного редуктора нигролом J1 и 3 доливом через 100 час. работы и заменой через 1 000 час.
Таблица 2
Неисправности в работе экскаваторов Э-153 и способы их устранения
Рабочее оборудование прямой лопаты; оси-втулки рукояти, пальцы-втулки и шарикоподшипники блоков головки стрелы и подвески — солидолом УСс-2 или УС-2 через 100 час. работы.
Рабочее оборудование обратной лопаты: ось и палец втулки рукояти двуногой стойки — солидолом УСс-2 или УС-2 через 500 час. работы; втулки и шарикоподшипники блока передней стойки, палец-втулку стрелы, ось-втулку рукояти, шарикоподшипники блоков — солидолом УСс-2 или УС-2 через 100 час. работы.
Транспортирование экскаваторов
Гусеничные экскаваторы с одного места работы на другое перевозятся на тяжеловозных прицепах.
Буксировку экскаваторов на пневмоколесном ходу следует производить в прицепе к автомобилям ЯАЗ-200, МАЗ-205 и другим.
Во время буксировки экскаваторщик обязан находиться в кабине экскаватора и управлять ручным тормозом ходового механизма. Запрещается буксировка экскаватора со скоростью. Буксировку должен производить опытный шофер при наличии опытного экскаваторщика на экскаваторе.
Перед перегоном экскаватора на пневмоколесном ходу своим ходом необходимо: поставить растяжки, скрепляющие поворотную платформу с ходовой рамой, включить тормоз поворотного механизма и выключить стабилизаторы рессор.
Проверить:
— наличие топлива в баках; при переезде на далекие расстояния баки должны быть залиты полностью;
— работу звукового сигнала и в ночное время освещения, подключение заднего фонаря, надежность стопорения собачкой храповика стрелоподъемного барабана;
— работу тормозов барабанов главной лебедки, которые должны надежно удерживать рабочее оборудование;
— работу системы смазки экскаватора и двигателя, заправку масляных ванн при помощи манометра проверить давление в шинах.
При передвижении экскаваторов необходимо соблюдать нижеследующие правила:
— переход экскаваторов на пневмоколесном ходу через железнодорожные пути и передвижение по вязкому и слабому грунту рекомендуется производить с применением настилов;
— если экскаватор завяз, необходимо подкопать грунт у колес и уложить вдоль колеи настил;
— при работе на слабых грунтах целесообразно ставить экскаватор на специальные деревянные щиты; перекладку щитов для передвижений экскаватора производить при помощи ковша;
— при переходе через мосты необходимо предварительно убедиться в том, что они могут выдержать вес экскаватора;
— стрела экскаватора в момент передвижения ставится по оси движения и ковш должен находиться не выше 1 м от земли;
— не допускается перегрев подшипников опорных и поддерживающих катков и натяжных колес гусеничного хода.
— на стоянках и при внезапном торможении во время движения следует пользоваться ручным тормозом вертикального вала, при этом шестерни в картере ходового механизма должны находиться в зацеплении;
— не переключать скорости хода при движении на подъемах и подъемы свыше 3° следует преодолевать на 1-й или 2-й скоростях;
— передвигаться в стесненных местах, по узким дорогам и на мостах следует только на 1-й и 2-й скоростях;
— на уклонах не пользоваться методом разгона-наката; при переездах стрела экскаватора должна быть наклонена так, тобы головные блоки стрелы были не выше верхней точки кабины, должен находиться на расстоянии 0,8—1 м от поверхности земли; при передвижении экскаватора машинист обязан неуклонно выполнять правила уличного движения для грузовых автомашин.
Неисправности в работе пневматического управления экскаваторов и способы их устранения
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Одноковшовые экскаваторы с ковшом емкостью до 1,25 м3"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы