Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Эксплуатация экскаваторов

Публикация:
   Одноковшовые универсальные экскаваторы

Читать далее:




Одноковшовые универсальные экскаваторы

Одноковшовые экскаваторы по назначению делятся на следующие основные типы: строительные универсальные, карьерные и специального назначения. В справочнике рассматриваются наиболее распространенные строительные и карьерно-строительные одноковшовые экскаваторы с ковшами вместимостью * от 0,25 до 2,5 м3, которые являются универсальными экскаваторами, т. е. могут работать с различными видами сменного рабочего оборудования.

По типу ходового устройства экскаваторы бывают гусеничные (Г), в том числе с увеличенной поверхностью гусениц (ГУ), позволяющей работать на слабых грунтах; пневмоколесные (П); на специальном шасси автомобильного типа (СШ), имеющем отдельный двигатель передвижения; на шасси грузового автомобиля (А); на базе трактора (Тр); прицепные, не имеющие собственного привода для передвижения (Пр).

По исполнению рабочего оборудования экскаваторы могут быть с гибкой (канатной) подвеской — рабочее оборудование подвешено на канатах и приводится ими в движение; с жесткой подвеской — элементы рабочего оборудования соединены шарнирно и приводятся в действие гидроцилиндрами; с телескопическим рабочим оборудованием — выдвижение и втягивание стрелы являются рабочими движениями.

Экскаваторы с гибкой подвеской имеют, как правило, механический привод, а экскаваторы с жесткой подвеской и телескопическим рабочим оборудованием — гидравлический привод.

По массе и мощности экскаваторы делятся на размерные группы, каждой из которых соответствует набор ковшей разной вместимости для различных грунтов и видов рабочего оборудования.

Экскаваторы, которые выпускали до 1971 г., имеют индексацию, в основу которой положена вместимость ковша (например, Э-1252 — экскаватор с ковшом 1.25 м3, вторая модель; Э-652Б — с ковшом 0,65 м3, вторая модель, вторая модернизация).

В основу действующей индексации, установленной ГОСТ 17343—71, положена классификация экскаваторов по размерным группам, видам ходового устройства и исполнению рабочего оборудования (рис. 1). Например, индекс одноковшового универсального экскаватора 4-й размерной группы на гусеничном ходу с жесткой подвеской рабочего оборудования, первой модели будет ЭО-4121. После первой модернизации индекс будет ЭО-4121А. К индексу экскаватора в северном исполнении добавляют букву С, в тропическом — Т, тропическом влажном — ТВ.

Рис. 1. Структура индекса универсальных одноковшовых экскаваторов

Грунт в забое разрабатывают одноковшовыми экскаваторами несколькими проходками. Параметры проходок и забоев должны обеспечивать возможность работы экскаватора с наименьшими затратами времени на выполнение рабочего цикла экскавации (резание грунта, поворот платформы с груженым ковшом, разгрузка ковша, поворот платформы в забой и опускание ковша в положение резания).

Продолжительность цикла экскавации является одним из основных факторов, влияющих на производительность экскаватора. При этом особое значение имеют операции поворота платформы, занимающие в продолжительности цикла до 60%.

Для обеспечения наименьших затрат времени на выполнение рабочего цикла экскавации грунта необходимо:
— ширину проходок принимать с таким расчетом, чтобы экскаватор мог работать при среднем значении углов поворота в пределах 70°;
— глубину (высоту) забоев для экскаваторов с механическим приводом выбирать не меньше длины стружки грунта, необходимой для заполнения ковша за один прием копания;
— длину проходов устанавливать с учетом возможно меньшего числа вводов и выводов экскаватора в забой и из забоя;
— радиус копания выбирать в пределах 0,7—0,9 наибольшего радиуса копания для данного типа экскаватора;
— резание (черпание) грунта призводить при полной мощности двигателя; по возможности максимально совмещать рабочие операции; при разработке грунтов I и II категорий рекомендуется применять ковши повышенной вместимости;
— при погрузке грунта в транспортные средства учитывать соотношение вместимости ковша и кузова транспортных средств; это соотношение должно быть не менее 3 и не более 7.

Рис. 2. Схема разработки забоя экскаватором, оборудованным прямой лопатой: лобовая проходка: а —с погрузкой грунта на обе стороны забоя, б — с двусторонней погрузкой грунта в автотранспорт, перемещающийся по верху забоя, в — широкая с погрузкой грунта в автотранспорт, перемещающийся по подошве забоя; г — боковая проходка с погрузкой грунта в автотранспорт

Работа прямой лопатой (для механических экскаваторов). Грунт разрабатывают выше уровня стоянки экскаватора лобовыми или боковыми проходками. При малой ширине лобовой проходки экскаватор перемещается по центру проходки, при большой ширине — зигзагообразно. В зависимости от условий работы транспортные средства перемещаются по подошве забоя или по верху разработки.

При погрузке грунта в транспортные средства, находящиеся на уровне подошвы забоя, предельную высоту их кузова принимают в зависимости от вместимости ковша экскаватора:

При разработке грунта без применения взрывных работ наибольшую высоту забоя принимают равной максимальной высоте копания экскаватора. В случае применения взрывных работ при разработке крепких пород высота забоя может в 1.5 раза превышать максимальную высоту копания экскаватора.

Мягкие грунты разрабатывают таким образом, чтобы каждое последующее резание перекрывало- предыдущее. Твердые грунты рекомендуется разрабатывать в шахматном порядке. Каждое второе резание осуществляют на расстоянии от первого резания на величину, меньшую ширины ковша. Третьим резанием забирают целиковую часть грунта, оставшуюся между первым и вторым резанием.

Влажные глинистые грунты разрабатываются гонкими стружками, чтобы грунт не набивался плотно в ковш.

При высоких песчаных забоях разрабатывать грунт рекомендуется из нижней части забоя, а верхний слой обрушать ковшом с открытым днищем.

Глубокие выемки разрабатывают уступами, при этом сначала разрабатывают пионерную траншею лобовым или расширенным забоем, а затем — боковыми забоями. Подошва каждого уступа должна иметь уклон в сторону разработки для отвода ливневых вод.

При разработке грунтов естественной влажности выдерживают крутизну откосов, предусмотренную проектом.

Работа обратной лопатой. Грунт разрабатывают в основном ниже уровня стоянки экскаватора лобовыми и боковыми проходками (рис. 70), последние применяют при очистке каналов, зачистке откосов котлованов. Размеры проходок: выбирают в зависимости от параметров обратной лопаты.

Наименьшую глубину забоя выбирают с учетом наполнения ковша. Ширину проходки назначают в зависимости от наибольшего радиуса резания обратной лопаты. При погрузке грунта в транспортные средства ширину проходки принимают равной 1,2—1,3 наибольшего радиуса резания, а при отсыпке в отвал — 0,5—0,8. При погрузке в транспортные средства ось рабочего перемещения экскаватора смещают в сторону подхода транспортных средств. Экскаватор и транспортные средства во время разгрузки ковша устанавливают таким образом, чтобы угол между осью стрелы экскаватора и продольной осью транспортного средства был не более 40°, а угол поворота стрелы не более 70°.

При разработке траншей автотранспортные средства для погрузки подают с обеих сторон экскаватора поочередно.

Рис. 3. Разработка забоя экскаватором, оборудованным обратной лопатой, лобовой проходкой с погрузкой грунта в автотранспорт (а) и отвал (б)

При разработке широких котлованов грунт разрабатывают лобовыми проходками, при этом экскаватор перемещают зигзагообразно или параллельно.

Работа драглайном. Грунт разрабатывают ниже уровня стоянки экскаватора с применением лобовых и боковых проходок в отвал или в транспортные средства. Транспорт в зависимости от условий работы может перемещаться по верху разработки или по подошве забоя. При перемещении транспорта по подошве забоя сокращается время на погрузку грунта. При разработке грунта в отвал рекомендуется угол поворота стрелы принимать в пределах 90—120°, а при погрузке в транспорт, находящийся на одном уровне с экскаватором, — до 180°.

Глубина разработки зависит от вместимости ковша и длины стрелы.

Угол наклона стрел принимают в пределах 30—45°.

При погрузке грунта в транспортные средства, перемещающиеся по подошве забоя, рекомендуется применять челночные способы подачи транспорта: поперечно-челночный и продольно-челночный. При поперечно-челночном способе транспорт подают под погрузку попарно-одновременно или с некоторым интервалом под одинаковыми углами к оси экскаватора. При этом грунт разрабатывают симметрично и поочередно с двух сторон; время на поворот платформы значительно сокращается.

Рис. 4. Разработка забоя экскаватором, оборудованным драглайном, лобовой (а) и боковой (б) проходками с погрузкой грунта в автотранспорт

При продольно-челночном способе транспорт устанавливают на разном расстоянии от забоя. В результате ковш совершает возвратно-поступательное движение, а платформа экскаватора не поворачивается.

Работа грейферным оборудованием. Для лучшего использования грейферного оборудования при разработке грунта рекомендуется учитывать зависимость вместимости ковша грейфера и массы грунта в ковше.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Эксплуатация экскаваторов

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Одноковшовые универсальные экскаваторы"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства