Четырехцилиндровый двигатель. Равномерная работа многоцилиидрового двигателя получается в том случае, когда чередование рабочих ходов в его цилиндрах происходит через равные углы поворота коленчатого вала. Рабочий цикл в четырехтактном двигателе совершается за два оборота коленчатого вала, т. е. за поворот вала на 720°.
Для определения величины угла, через который будут повторяться одноименные такты (допустим, такты расширения) в цилиндрах, необходимо 720° разделить на число цилиндров двигателя. У четырехцилиндрового двигателя такт расширения совершается через 720 : 4 180° поворота коленчатого вала. За каждые два оборота коленчатого вала у четырехтактного четырехцилиндрового двигателя происходит четыре такта расширения, четыре такта выпуска и т. д., т. е. рабочий цикл повторяется четыре раза.
Следовательно, чередование одноименных тактов происходит через 180° поворота коленчатого вала, поэтому И шатунные шейки вала должны быть расположены под углом 180° одна к Другой, т. е. лежать в одной плоскости. Шатунные шейки первого и четвертого цилиндров направлены в одну сторону относительно оси коленчатого вала, а шатунные Шейки второго и третьего Цилиндров — в противоположную сторону (рис. 1, а). Такая форма коленчатого вала обеспечивает равномерное чередование рабочих ходов в цилиндрах и удовлетворительную уравновешенность двигателя, так как все поршни одновременно приходят в крайние положения (два поршня вверх и два вниз).
Допустим, что при таком расположении колен поршни первого и четвертого цилиндров опускаются вниз. Тогда в это же время поршни второго и третьего цилиндров поднимаются вверх. При движении поршня вверх в цилиндре происходит сжатие, или выпуск, а при движении вниз — впуск, или рабочий ход.
Последовательность чередования одноименных тактов в различных цилиндрах двигателя (за рабочий цикл) называют порядком работы двигателя. Порядок работы четырехцилиндровых четырехтактных двигателей может быть 1—3—4—2 или 1—2—4—3. При выборе порядка работы двигателя стараются как можно равномернее распределить нагрузку на шатунные и коренные шейки коленчатого вала. Максимальные нагрузки на шейки коленчатого вала возникают в те моменты, когда в цилиндрах совершаются такты расширения (рабочие ходы).
Рассмотрим последовательность чередования рабочих ходов в цилиндрах. Если, например, в первом цилиндре за первую половину оборота коленчатого вала (0—180°) происходит рабочий ход, то за вторую его половину (180—360°) рабочий Ход будет осуществляться в третьем цилиндре, за первую половину второго оборота (360—540°) — в четвертом цилиндре и за вторую половину второго оборота (540—720°) — во втором цилиндре. Следовательно, двигатель имеет порядок работы 1—3—4—2. Рассмотренный порядок чередования рабочих ходов в цилиндрах двигателя может быть изменен. Для этого при Том же расположении колен коленчатого вала необходимо изменить последовательность открытия и закрытия клапанов, что зависит от конструкции механизма газораспределения и последовательности зажигания смеси в цилиндрах двигателя.
Предположим, что за время рабочего хода в первом цилиндре за первый поворот коленчатого вала на угол 0—180° во втором цилиндре будет происходить сжатие, а в третьем — выпуск. Тогда двигатель будет иметь порядок работы 1—2—4—3. Двигатели автомобилей «Москвич-2140», «Жигули» и др. имеют порядок работы 1—3—4—2, а двигатели автомобилей УАЗ, ГАЗ-24 «Волга» и др. — порядок 1—2—4—3.
Шестицилиндровый двигатель. Одноименные такты у однорядного четырехтактного шестицилиндрового двигателя совершаются через поворот коленчатого вала на 120°, так как 720° : 6 = 120°. Колена коленчатого вала расположены попарно в трех плоскостях под углом 120°. Допустим, что первое и шестое колена направлены вверх, тогда второе и пятое колена будут направлены влево вниз, а третье и четвертое — вправо вниз, если смотреть на коленчатый вал с переднего торца.
ШестицилинДровый двигатель имеет порядок работы 1—5—3—6—2—4. Это означает, что если в первом цилиндре происходит рабочий ход, то после поворота коленчатого вала на угол 120° рабочий ход начинается
б пятом цилиндре и т. д. В одном цилиндре рабочий ход еще не закончился, а через 120° он начинается в другом цилиндре, т. е. в течение поворота на угол 60° рабочий ход в одном цилиндре перекрывается рабочим ходом в другом цилиндре, и коленчатый вал вращается равномернее (двигатель автомобиля ГАЗ-52-04). При вращении коленчатого вала шестицилиндрового двигателя поршни только двух цилиндров одновременно приходят в одноименные мертвые точки. Силы инерции масс, движущихся возвратно-поступательно, в этом двигателе взаимно уравновешены.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Однорядные двигатели"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы