Ограничители максимального числа оборотов двигателя являются однорежимными регуляторами. Они могут быть пневматическими, инерционными и пневмоинерционными. При наличии ограничителя число оборотов коленчатого вала не превосходит установленного предела, чем устраняется возможный перерасход топлива и повышенный износ деталей двигателя.
Ограничение максимального числа оборотов коленчатого вала происходит путем уменьшения количества горючей смеси, поступающей в цилиндры двигателя.
На двигателе ГАЗ-51А дроссельная заслонка одновременно является и ограничителем. В этом случае нет отдельного ограничителя максимального числа оборотов, так как он конструктивно объединен с карбюратором.
В патрубке карбюратора на оси на игольчатом подшипнике установлена дроссельная заслонка, имеющая на верхней части скошенную поверхность. Один конец пружины штифтом соединен со втулкой, а другой через серьгу — с дроссельной заслонкой. Штифт, упираясь в стенку патрубка, ограничивает открытие дроссельной заслонки, а пружина удерживает ее в открытом положении.
Рис. 1. Ограничитель максимального числа оборотов двигателя ГАЗ-51А:
а — дроссельная заслонка открыта; б — дроссельная заслонка закрыта; в — схема привода дроссельной заслонки; 1 — скошенная поверхность; 2 и 12 — штифты; 3 — ось дроссельной заслонки; 4 — игольчатый подшипник; 5 — дроссельная заслонка; в — серьга; 7 — пружина; 8 — направляющая трубка; 9 — гайка; 10 — втулка; 11 — колпачок; 13 — валик; 14 — кулачки; 15 — выступы на дроссельной заслонке
Отвертывая или завертывая гайку 9 на направляющей трубке, можно перемещать втулку и изменять натяжение пружины, увеличивая или уменьшая тем самым максимальное число оборотов двигателя. Колпачок 11 закрывает снаружи натяжной механизм ограничителя и одновременно является стопором для втулки и гайки.
Кулачки, расположенные на валике, входят между выступами дроссельной заслонки. Валик через систему рычагов и тяг связан с педалью управления дроссельной заслонки в кабине шофера. Между кулачками и выступами имеется большой зазор. При отпускании педали управления дроссельной заслонкой валик повертывается против часовой стрелки и, нажимая кулачками на выступы, прикрывает дроссельную заслонку; при этом пружина растягивается. Когда шофер нажимает ногой на педаль, валик поворачивается по часовой стрелке, кулачки отходят от выступов, а пружина, сжимаясь, открывает дроссельную заслонку.
В том случае, когда число оборотов коленчатого вала начинает превосходить установленные пределы, возрастает скорость движения горючей смеси, увеличивается давление ее на скошенную поверхность дроссельной заслонки, которая, преодолевая сопротивление пружины, прикрывается. Подача горючей смеси уменьшается и число оборотов коленчатого вала снижается. При смещении оси дроссельной заслонки на некоторую величину относительно оси патрубка улучшается работа ограничителя числа оборотов.
Рис. 2. Пневматический ограничитель максимального числа оборотов:
а — заслонки открыты; б — заслонки прикрыты; в — общий вид; А — канал; 1 — воздухоочиститель; 2 — крышка цилиндра и полости винта; 3 — поршень; 4 — шток; 5 — винт грубой настройки; в — гайка тонкой настройки; 7 — пружина; 8 — ленточная тяга; 9 — кулачок; 10 — заслонки; и — корпус; 12 — ось заслонок; 13 — цилиндр; 14 — полость пружинного механизма; 15 — крышка пружинного механизма
На заводе ограничитель отрегулирован на определенное число оборотов (для данного двигателя); колпачок запломбирован и изменять степень натяжения пружины запрещается.
Между двухкамерным карбюратором и впускным трубопроводом устанавливают пневматические или пневмоинерционные ограничители максимального числа оборотов.
Пневматический ограничитель. В алюминиевом корпусе на одной оси укреплены винтами две заслонки. В приливе корпуса размещаются цилиндр и полость пружинного механизма. Одна заслонка шарнирно соединена штоком с поршнем. В полости пружинного механизма на продолжении оси укреплен профилированный кулачок, соединенный ленточной тягой с пружиной. Предварительно растянутая пружина другим концом связана с винтом грубой настройки. Ось заслонок несколько смещена в сторону относительно оси отверстия корпуса и заслонки наклонены на угол 9° относительно вертикали в направлении их закрытия.
Правая часть цилиндра сообщается каналом А с патрубком карбюратора, а левая — через воздухоочиститель и каналы карбюратора с окружающим воздухом.
Полость пружинного механизма закрыта крышкой, а цилиндр и полость винта закрыты крышкой.
Пружина, действующая через ленточную тягу и кулачок на ось заслонок, стремится постоянно держать их в открытом положении. Открытое положение заслонок фиксируется нижним краем профилированного кулачка. Пружиной он плотно прижимается к приливу корпуса ограничителя, расположенного в полости пружинного механизма.
При работе двигателя поток горючей смеси, поступающей во впускной трубопровод, по мере увеличения числа оборотов коленчатого вала давит на верхнюю половину заслонок с возрастающей силой; кроме того, в правой полости цилиндра создается разрежение. Воздух из правой полости цилиндра отсасывается по каналу, а с левой стороны поршня в цилиндре поддерживается почти атмосферное давление. Вследствие разности давлений на поршень действует сила, которая через шток стремится закрыть заслонки, но этому противодействует пружина. Если число оборотов коленчатого вала достигло заданной величины, то дальнейшее увеличение его прекращается, так как под действием штока и напора горючей смеси заслонки прикрываются. В результате этого уменьшается поступление горючей смеси в цилиндры двигателя и ограничивается максимальное число оборотов.
При уменьшении числа оборотов коленчатого вала двигателя скоростной напор горючей смеси на заслонки снижается, и пружина поворачивает ось в сторону открытия заслонок; при этом воздух входит в правую полость цилиндра, а из левой через воздухоочиститель выходит в атмосферу. На заданное число оборотов ограничитель регулируют винтом грубой настройки и гайкой 6 тонкой настройки.
Крышки ограничителя запломбированы и нарушать его регулировку изменением натяжения пружины запрещается.
Ппевмоинерционный ограничитель числа оборотов коленчатого вала.
Этот ограничитель устанавливается на двигатели ГАЗ-53А и ЗИЛ-130. Он состоит из диафрагменного механизма, расположенного на карбюраторе, и датчика, приводимого в движение от распределительного вала двигателя.
На продольном разрезе двигателя ЗИЛ-130 хорошо виден центробежный датчик и валик привода датчика с подвижной пружиной. Выступ на валике привода датчика входит в паз оси ротора и приводит его во вращение.
Датчик установлен на передней крышке блока. В корпусе, закрытом крышкой, находится ротор. В полости ротора установлены: седло клапана, клапан, пружина и винт для регулировки натяжения пружины. От степени натяжения пружины зависит момент вступления в действие ограничителя. В корпусе датчика имеется отверстие, закрываемое пробкой, для доступа к регулировочному винту. Металлокерамическая пористая втулка, запрессованная в корпус датчика, является подшипником скольжения для одного конца оси ротора. Другой конец оси ротора вращается в отверстии крышки, уплотненном самоподжимным сальником. Смазка концов оси ротора осуществляется при помощи фитилей, пропитанных маслом.
Между датчиком и карбюратором установлены две воздушные трубки. Трубка соединяет диафрагменный механизм с центральным отверстием корпуса датчика, а трубка — воздушную горловину карбюратора с боковым отверстием корпуса датчика. Диафрагма через шток связана с валиком управления дроссельными заслонками.
Рис. 3. Схема пневмоинерционного ограничителя числа оборотов двигателя ЗИЛ-130:
А и Б — полости; 1 — дроссельная заслонка; 2 и 4 — жиклеры; 3 — рычаг; 5 — пружина диафрагменного механизма; в — крышка диафрагменного механизма; 7 — диафрагма; 8 — шток; 9 и 10 — отверстия; 11 — рычаг привода дроссельных заслонок; 12 и 13 — трубки; 14 — пружина; 15 — шайба; 16 и 23 — фитили; 11 — паз для соединения оси ротора с валиком привода; 18 — сальник; 19 — крышка; 20 — винт регулировки натяжения пружины; 21 — пробка; 22 — ротор; 24 — металло-керамическая втулка; 25 — корпус датчика; 26 — канал; ?7 — клапан; 28 — седло клапана; 29 — датчик; 30 — диафраг-менный механизм
Рычаг служит для управления дроссельными заслонками.
Во время работы двигателя в каналах, соединяющихся с жиклерами, создается разрежение, которое передается в полость А под диафрагмой, затем по трубке и каналу в оси ротора через отверстие седла клапана и по трубке — к отверстию. Под действием этого разрежения из воздушной горловины карбюратора в отверстие начинает поступать воздух, который затем проходит в полость А. При движении воздуха в полости Б под крышкой создается небольшое разрежение, практически не влияющее на положение диафрагмы. Валик дроссельных заслонок под действием сжимающейся пружины свободно поворачивается в сторону их открытия.
Если число оборотов коленчатого вала превышает максимальное (3000 в минуту), на которое отрегулирован двигатель, то в действие вступает пневмоинерционный ограничитель. Клапан, вращающийся вместе с ротором под действием силы инерции, преодолевая сопротивление пружины, садится на седло, вследствие чего прекращается поступление воздуха в полость Б над диафрагмой.
Разрежение, которое создается у каналов при движении горючей смеси, через жиклеры теперь полностью передается в полость Б над диафрагмой. Под влиянием разрежения диафрагма вместе со штоком и рычагом перемещается вверх, преодолевая сопротивление пружины. Поднимающийся шток поворачивает валик, дроссельные заслонки прикрываются. Количество горючей смеси, поступающей в цилиндры двигателя, уменьшается, и число оборотов перестает увеличиваться.
Полость А под диафрагмой отверстием и соответствующим каналом соединяется с воздушной горловиной, чтобы в ней не создавалось сильного разрежения.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Ограничители максимального числа оборотов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы