Общие сведения. В ходе становления службы ремонта и обслуживания УПА обязательно должно проводиться теоретическое и практическое обучение персонала.
Независимо от уровня его образования или опыта начальное обучение включает в себя изучение:
— Типовых правил технического содержания установок пожарной автоматики;
— технических описаний и инструкций по эксплуатации УПА;
— проектной и исполнительной документации установок;
— Правил устройства электроустановок (ПУЭ);
— Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭ н ПТБ);
— Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением;
— порядка проведения технического обслуживания и планово-предупредительного ремонта;
— порядка ведения эксплуатационной документации.
Практическое обучение должно состоять в приобретении навыков работ по ТО и ремонту УПА, а также приведению их в работоспособное состояние.
Продолжительность и полнота теоретического и практического обучения зависят от подготовленности обслуживающего персонала.
Теоретическое обучение обычно проводится в начальный период трудовой деятельности каждого конкретного рабочего. Практическое обучение в той или иной форме продолжается в течение всей деятельности работающего.
Теоретическое обучение заканчивается проверкой знаний на специальных комиссиях, состав и порядок работы которых определяется приказом или распоряжением руководителя предприятия.
Результаты проверки знаний обслуживающего персонала заносят в журнал установленной формы. Проверка знаний документов обслуживающим персоналом проводится ежегодно.
Оперативный (дежурный) персонал также ежегодно проходит проверку знаний по должностным инструкциям и инструкциям по эксплуатации УПА.
Организация подготовки и обучение обслуживающего и дежурного персонала возлагается на лицо, ответственное за эксплуатацию установок на данном предприятии.
В дополнение к начальному обучению рабочим и служащим должны предоставляться время и возможности для повышения квалификации, которое может быть организовано на специальных курсах, создаваемых на предприятии или в отрасли, а также на различных семинарах, конференциях и т. п.
Некоторые вопросы психологической подготовки людей, находящихся на объектах с наличием установок пожарной автоматики. Психологическая подготовка, которую подразделяют на общую и специальную, предварительную и непосредственную, является частью программы профессионального отбора, задачи которого рассматриваются в специальной литературе.
На объектах, оборудованных установками АППЗ, можно встретиться со следующими психологическими задачами (в том числе и с учетом поведения людей в условиях пожара):
— поведение и психологическая подготовка лиц с надзорными функциями (работники госпожиадзора, госгортехнадзора, электронадзора и др.);
— поведение и психологическая подготовка лиц, занимающихся оперативным (дежурным), плановым ТО и ремонтом установок АППЗ;
— поведение и психологическая подготовка населения и персонала объектов, защищенных УПА;
— поведение и психологическая подготовка личного состава оперативных подразделений, прибывающих на объект при срабатывании установок АППЗ.
Представляют интерес некоторые аспекты психологии поведения различных категорий персонала, находящегося на объектах с наличием установок АППЗ, и людей, застигнутых пожаром. Из числа лиц с надзорными функциями ниже будут рассмотрены только поведенческие характеристики работников госпожнадзора, относящиеся к их деятельности в процессе пожарно-техни-ческого обследования установок АППЗ (в том числе и при их приемке в эксплуатацию).
Труд работников госпожнадзора складывается из следующих основных этапов, каждому из которых присущи свои специфические психологические характеристики:
1) подготовка к пожарно-техническому обследованию объекта (включая госприемку), экспертиза проекта при проверке проектной организации;
2) пожарно-техническое обследование объекта (или участие в госприемке), экспертиза проекта, проверка проектной организации;
3) работа по подготовке предложений, обеспечивающих устранение обнаруженных недостатков в состоянии пожарной безопасности;
4) реализация разработанных предложений.
На первом этапе, протекающем в основном в пределах органа госпожнадзора, готовящийся к обследованию сотрудник испытывает определенные интеллектуальные и психические нагрузки, связанные с ускоренной переработкой значительного объема информации по объекту обследования. Задачей психологической подготовки к выполнению первого этапа работы сотрудников госпожнадзора является не только систематическая теоретическая учеба, но и регулярные занятия (в том числе и показательные) по проведению пожарно-технических обследований, оформлению и реализации документов, т е. моделирование этого важнейшего раздела деятельности по обеспечению эффективной противопожарной защиты объектов.
Учитывая, что готовящемуся к обследованию работнику госпожнадзора придется не только встретиться со сложным оборудованием, пожаровзрывоопасным процессом, но и общаться с различными категориями должностных лиц, целесообразно проведение регулярных аутогенных тренировок, направленных на выработку умения владеть собой, сдерживать эмоции. Такие тренировки могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Содержание и методика аутогенной тренировки приводятся в литературе по психологии.
Аутогенные тренировки, особенно накануне дня обследования объекта, целесообразно сочетать с различными мероприятиями, положительно воздействующими на психику человека и позволяющими накапливать эвстрессовый (мобилизующий) потенциал эмоций.
В случае подготовки к проведению комплексной проверки или пожарно-технического обследования объекта бригадным методом большое значение с точки зрения формирования устойчивых стереотипов поведения и благоприятного психологического настроя имеет моделирование предстоящей деятельности (деловая игра). Такой метод подготовки к обследованию позволяет не только решить задачу психологической подготовки сотрудников госпожнадзора, но и существенно повысить качество самого обследования.
При анализе психологических характеристик деятельности работника госпожнадзора на втором этапе следует помнить о том, что еще до начала пожарно-технического обследования объекта (особенно если это касается установок пожарной автоматики) он испытывал психическое напряжение, которое при неумении управлять своими эмоциями может постепенно усиливаться и в процессе работы достигнуть стрессового’ уровня. Это обусловлено как осознанной ответственностью за качество обследования и происшедшими изменениями на объекте со времени предыдущего его посещения, так и необходимостью общаться (в надзорном аспекте) с различными категориями ответственных лиц объекта. Уровень интеллектуальной и эмоциональной напряженности возрастает в процессе обследования установки АППЗ, особенно в случае обнаружения грубых нарушений эксплуатации и в процессе проверки работоспособности. При этом постепенное накопление негативных эмоций может угнетающе действовать на работника госпожнадзора, вызывая скрываемое раздражение и симптомы стресса отрицательного знака (дистресса). В конечном итоге это может вызвать ухудшение самочувствия и снижение работоспособности, которое усугубляется, если вслед за завершением работы по обследованию установок АППЗ начинается без каких-либо реабилитационных действий, нейтрализующих симптомы дистресса, оформление необходимых документов и их обсуждение с представителями объекта. Избежать этого можно в том случае, если работник госпожнадзора, как отмечалось выше, владеет приемами аутогенной тренировки.
Положительную роль в плане нейтрализации симптомов дистресса в процессе проведения бригадного пожар-но-технического обследования или комплексной проверки объекта могут сыграть взаимные контакты сотрудников госпожнадзора, а также использование вопросников и памяток, составленных и тщательно отработанных накануне дня обследования (проверки). Оправданным с психологической точки зрения является периодический сбор всех участников обследования как для физического отдыха, так и для снятия нервного напряжения благодаря временному отвлечению от внешних раздражителей и угнетающих факторов. В этом случае также желательны индивидуальные и коллективные усилия с целью возобновления эвстрессового состояния.
Третий этап, начинающийся, как правило, сразу же после окончания обследования, когда сотрудник госпожнадзора еще не освободился от груза интеллектуальной и психической напряженности, может быть эффективно реализован лишь после некоторого, пусть даже небольшого по времени, расслабления и отдыха, позволяющего людям взбодриться, собраться с мыслями, привести в систему свои заметки и наблюдения и перестроить мышление на задачу формирования и аргументации своих предложений для обсуждения сначала с руководителями групп, бригад, а затем с администрацией объекта. Идеальным решением этой задачи является использование так называемой реабилитационной обстановки, которая может быть создана как на самом объекте, так и в расположении органа пожарной охраны. Такая обстановка может быть создана в специальных помещениях, оборудованных удобной мебелью, небольшой библиотечкой с развлекательной литературой, телевизором, стереофоническим электрофоном с наушниками и т. п. Опыт использования подобных комнат в госпожнадзоре, проектных и конструкторских бюро, на крупных предприятиях в нашей стране и за рубежом показывает, что 15—20-минутная разрядка практически снимает усталость и нервное напряжение и способствует восстановлению прежней работоспособности. Конечно же, после этого сотруднику госпожнадзора будет легче обдумать, сформулировать, обсудить с администрацией объекта свои предложения, а затем (на четвертом этапе) заняться их реализацией, т. е. составлением, оформлением, вручением предписания и контролем его выполнения.
Лица, занятые эксплуатацией УПА, а также персонал, привлекаемый для проведения ТО и ремонтов, находятся под влиянием сознания своей ответственности за работоспособность установок в режиме дежурства и их безотказность в режиме обнаружения и тушения пожаров. Это накладывает соответствующий отпечаток и на их поведение, эмоциональную напряженность их труда, особенно в тех случаях, когда возникают трудности с возобновлением зарядов огнетушащих средств и заменой неисправных элементов или узлов и в целом с приведением установок в работоспособное состояние.
Нельзя не учитывать и такой специфический момент в эксплуатации УПА, как вероятностный характер их использования по назначению, в силу чего оперативному обслуживающему персоналу также приходится работать в режиме ожидания. В связи с этим в экстремальных условиях (возникновение пожара) у человека-оператора (в дальнейшем —оператор) возникает огромное эмоциональное напряжение, чаще всего на уровне дистресса, обусловленное и самим фактором пожара и необходимостью предпринимать какие-то управляющие действия (вызов пожарной охраны, устранение возникшего отказа, ручное включение АУП или системы ПДЗ и т. п.). Внезапность появления подобной (экстремальной) ситуации вызывает возникновение такого дистресса, который характеризуется шоковым состоянием, оцепенением, потерей способности к активным действиям, а иногда и страхом, приводящим к полной бездеятельности и даже бегству «с поля боя» (из диспетчерской или участка, где расположены средства ручного управления).
Вот почему и психологическая подготовка лиц оперативного персонала должна проводиться с учетом специфики их работы. Наряду с систематическим обучением этих лиц необходимо осуществлять периодический контроль их состояния (в психологическом смысле), т. е. проверку их способности в решающий момент (возникновение пожара) выполнить свою задачу. Такая проверка может носить и характер психологических (эмоциональных, волевых) тренировок. Они очень важны, так как в процессе их проведения у оператора вырабатываются устойчивые стереотипы действий при пожаре, характеризующие доведение необходимых действий до автоматизма. Это позволяет повысить психическую устойчивость оператора и существенно повысить его надежность при выполнении своей задачи в условиях реального пожара. Особенно важна отработка действий операторов по приведению установок пожаротушения или противодымной защиты с помощью устройств ручного пуска, оказывающихся в зоне пожара. Многочисленные случаи пожаров показывают, что операторы, не подвергавшиеся таким тренировкам, в подобных ситуациях установки включить не могли.
Подготовка (обучение, контроль состояния и результаты работы) операторов центральных диспетчерских пунктов (ЦДП) на объектах и объединенных диспетчерских служб (ОДС) в многоэтажных жилых зданиях, на которые заведена сигнализация всех систем жизнеобеспечения, включая системы противодымной защиты и установки ^пожаротушения, подчинено общепринятой в инженерной психологии методике. Единственным существенным отличием подготовки операторов ЦДП и ОДС является, пожалуй, необходимость их периодической тренировки применительно к экстремальным уело-виям, характерным для такого аварийного события, как пожар. С аварийными ситуациями бытового нли производственного характера (например, аварии в системах энерго-, тепло- и водоснабжения и т. п.) операторы ЦДП и ОДС сталкиваются довольно часто, поэтому психическая их напряженность, как правило, не достигает дистрессового уровня, в то время как пожарные ситуации — явление чрезвычайно редкое и поэтому оператор неизбежно (даже если он хорошо натренирован) подвергается дистрессу. Вот почему важно, чтобы на этот случай у него срабатывал стереотип необходимых действий, который может быть выработан лишь периодическими тренировками. Работники госпожнадзора, участвующие в проведении таких тренировок, должны, разумеется, знать психологические основы этого важнейшего этапа обучения операторов с тем, чтобы на основе своих профессиональных знаний и опыта суметь квалифицированно сформировать программу тренировок и методически правильно организовать их проведение.
Кроме того, существует необходимость улучшения профессионального отбора лиц оперативного персонала с целью выявления у них профессионально важных психологических качеств, которые позволяют эффективно заниматься таким видом деятельности, в которой неизбежны факторы внезапности, экстремальные условия работы (возникновение пожара). Дело в том, что экстремальный режим работы вообще (при пожаре в особенности) ставит человека в условия, качественно отличные от всех других режимов, и предъявляет к профессиональным способностям личности требования, удовлетворить которые может далеко не каждый. Наиболее распространенной формой профессионального отбора является использование специальных тестов. В их составлении должны обязательно участвовать опытные работники пожарной охраны, хорошо представляющие обстановку пожара и алгоритм действий оператора в этих условиях.
Особое внимание работниками госпожнадзора должно быть обращено на психологические аспекты совершенствования эксплуатационно-технической документации (ЭТД) для оперативного персонала (должностные инструкции, инструкция по эксплуатации УПА, журнал дежурных смен, журнал учета проведения ТО, испытаний и ремонта установок). Основные психологические требования, предъявляемые к ЭТД, вытекают из особенностей построения информационных моделей и состоят в следующем:
— документация должна быть комплексной, т. е. содержать все исходные данные, включаемые в алгоритм деятельности дежурного персонала и обеспечивающие его эффективную работу;
— документация должна быть максимально упрощена, т. е. не загружена лишней информацией;
— документация должна быть унифицирована, т. е. содержать в одном документе (например, в инструкции по эксплуатации УПА) необходимые данные для ряда объектов, оборудования, однородных узлов и элементов;
— информация в документации должна предъявляться оператору в форме, обеспечивающей ее непосредственное использование без расшифровки и перекодирования (особенно это касается графических элементов должностных инструкций — планов станций пожаротушения с нанесением узлов управления, сигнальных устройств, планов защищаемых помещений с указанием номеров шлейфов установки АПС или номеров секции АУП и т. п.). При этом особое внимание должно быть обращено на разработку должностных инструкций оперативному персоналу, определяющих порядок его действий по проверке установок и приведению их в действие при пожаре. Рекомендуется использовать не текстовые инструкции, а так называемые органиграммы — графические изображения алгоритма действий оператора (с соответствующими надписями);
— предъявляемая информация должна допускать возможность ее укрупнения или детализации, т. е. информационная модель должна быть гибкой.
Наиболее сложные характеристики присущи поведению людей и персонала объектов, которые оказываются застигнутыми пожаром. Среди целого ряда действий, совершаемых людьми при пожаре в здании, имеет смысл выделить лишь те, которые характерны для рассматриваемого нами аспекта. Такими общественно значимыми действиями являются: тушение пожара, сообщение в пожарную охрану, попытка уменьшить опасность воздействия факторов пожара различными средствами. На эти и другие общественно значимые действия людей, застигнутых пожаром в здании, приходится 80% всех первоначальных действий.
Поведение людей при пожаре, в том числе и паническое состояние, во многом зависит от вида ОФП и информированности людей об их влиянии. А от этого зависит успех действий по нейтрализации ОФП и эвакуации из опасной зоны. В 1980 г. с помощью метода экспертных оценок ранжированы ОФП и поведение людей при пожаре в зданиях повышенной этажности (ЗПЭ). Оказалось, что наиболее значимыми ОФП, воздействие которых приводит к гибели и травмам при пожарах, являются токсичные продукты горения (наивысшая ранговая оценка) и дым (третий ранг из восьми ранжируемых факторов). На втором месте оказался такой психологический фактор, как паника. Эти результаты в общем-то совпали с данными мировой статистики, согласно которым 85% жертв в ЗПЭ — это люди, погибшие именно от вдыхания дыма и токсичных продуктов горения.
Представляют интерес отечественные и зарубежные исследования и наблюдения последних лет, относящиеся к паническому состоянию людей в условиях пожара. Оказывается, возникновение паники происходит лавинообразно, подобно цепной реакции — с такой быстротой распространяется речевая, зрительная, осязательная, обонятельная информация о реальных (а нередко и не существующих) опасностях. Паника может превратиться в массовую, трудно нейтрализуемую, в тех случаях, когда люди оказываются в незнакомых для них условиях, а также если раньше им не приходилось бывать в аналогичных ситуациях и они не участвовали в соответствующих психологических тренировках. Особенно сильное влияние на возникновение паники в условиях реального пожара (и даже при его отсутствии) оказывают такие обстоятельства, как наличие закрытых дверей в зданиях (помещениях), где находятся люди, этажность здания, недостаточное освещение и т. п.
Психологическая подготовка населения (персонала объектов) в области АППЗ. Краткий анализ данных о поведении людей, застигнутых пожаром в здании. Как уже отмечалось, люди, застигнутые пожаром в здании и подвергающиеся воздействию ОФП, ведут себя по-разному.
Прежде всего, наиболее характерными действиями людей, застигнутых пожаром в здании, являются (они приводятся в последовательности, соответствующей степени распространенности):
1) тушение пожара;
2) сообщение в пожарную охрану;
3) изучение обстановки пожара;
4) оповещение других людей, которым угрожает опасность;
5) попытка уменьшить опасность воздействия факторов пожара;
6) самостоятельная эвакуация других людей, застигнутых пожаром. На эти позиции приходится 80% всех первоначальных действий. Около 5% людей во время пожара вели себя таким образом, что либо усиливали воздействие факторов пожара (неправильное применение средств тушения, открывание дверей и окон и т. п.), либо способствовали возникновению панического состояния у других людей даже при отсутствии реальной угрозы для жизни.
Во-вторых, на поведение людей оказывают влияние следующие факторы:
а) реальная угроза для жизни и здоровья (по собственной оценке человека). Чем опаснее человек представляет себе данные условия при пожаре, тем решительнее он склонен незамедлительно покинуть здание, не предпринимая никаких других действий;
б) систематическое обучение (инструктаж) людей и практическая отработка действий при пожаре способствуют выработке у них устойчивых стереотипов поведения. Однако в условиях пожара тренированные люди реализуют в основном только такие общественно значимые действия, как подача сигнала тревоги или проявление беспокойства об эвакуации (спасении) других людей. На остальные действия человека частота тренировок влияния не оказывала.
Это обстоятельство следует учесть при проведении противопожарного инструктажа на объектах и обучении населения мерам пожарной безопасности: невыполнение людьми некоторых важных действий при пожаре является свидетельством неэффективности проводимых инструктажей;
в) стремление людей, которым уже приходилось бывать в обстановке пожара, в первую очередь потушить пожар, причем такие действия более свойственны людям зрелого возраста и менее свойственны людям юношеского и подросткового возраста. Люди, уже бывавшие в обстановке пожара, в меньшей степени склонны немедленно покинуть здание, что естественно, поскольку их действиями руководит опыт, хотя и небольшой. Из этого видно, насколько важной является специальная психологическая подготовка именно в этом направлении (хотя бы путем демонстрации специальных фильмов или проведения опытов по тушению небольших загораний). Вместе с тем оказалось, что такие люди — как это ни парадоксально — менее склонны к немедленному вызову пожарной помощи в сравнении с теми, кому раньше в обстановке пожара бывать не приходилось. Это также свидетельствует о необходимости усиления акцента на этой позиции противопожарного инструктажа.
Знание планировки здания не оказывает никакого влияния на решение человека покинуть здание или остаться в нем, однако те, кто не знает планировки здания, пытаются покинуть его как можно скорее.
Представляют интерес следующие наблюдения, которые необходимо учитывать при инструктажах и разработке планов эвакуации. Эти наблюдения касаются поведения женщин в обстановке пожара. Они более склонны к первоочередному выполнению следующих действий: предупреждению об опасности других людей; немедленному оставлению здания; вызову пожарной помощи; спасению членов своей семьи.
Вместе с тем женщины менее склонны к первоочередному выполнению действий по тушению пожара и уменьшению опасности воздействия его факторов.
Весьма интересны наблюдения, относящиеся к такому действию, как оставление здания.
Суть наблюдений сводится к следующему:
— мужчины реже, чем женщины спасались бегством из здания. Они же чаще возвращались в здание (для оказания помощи другим людям, для тушения пожара, спасения имущества);
— скорость самостоятельной эвакуации людей из здания больше в том случае, если они не знают расположения аварийных выходов;
— в большинстве случаев люди покидали здание уже при появлении задымления. Точно так же они чаще возвращались в здание, если были признаки только задымления, а не открытого огня;
— как уже отмечалось, те, кому приходилось бывать в обстановке пожара, менее склонны к немедленному оставлению здания. Эти люди чаще других возвращались в него;
— чаще и быстрее покидают здание те люди, которые не получали противопожарного инструктажа;
— время суток, когда возникал пожар, не оказывало влияния на решение человека покинуть здание или остаться в нем;
— выбор выхода из здания практически не зависит от того, знают люди или не знают планировку здания. Но хорошее знание планировки способствовало более быстрому возвращению в него. Более активное использование других выходов (помимо привычных, например, окон) зависит от степени развития пламенной стадии пожара.
Очевидна необходимость не только психологической подготовки людей, но и проведения организационно-технических мероприятий, действующих успокоительно и обеспечивающих людей ясной и четкой информацией о необходимых действиях. Это позволит нейтрализовать чувство страха и попытки к безрассудным действиям, вызывающим массовую панику при пожаре.
Для обеспечения здания средствами обнаружения признаков пожара и их нейтрализации, а также для эвакуации людей важно знать их поведенческие характеристики при движении в задымленной атмосфере.
Наблюдения дали следующие результаты:
— при пожарах, характеризующихся сильным задымлением, 60% людей, застигнутых в здании пожаром, пытались пробиться сквозь дым. Но путь, пройденный ими в задымленной атмосфере, составлял немногим более 10 м. Из этого следует, что расстояние между указателями на путях эвакуации не должно превышать 15 м;
— мужчины преодолевали задымленные участки в большем числе случаев, чем женщины. При этом они проходили и больший путь;
— на решение двигаться сквозь дым или искать другие способы спасения не оказывало влияния знание путей эвакуации. Правда, люди, знавшие пути эвакуации, нередко проходили в задымленной атмосфере 15 м и более;
— хорошее знание общей планировки здания влияло на частоту попыток пройти сквозь дым, но на длину пройденного пути это влияния не оказывало;
— на решение людей пройти сквозь дым практически не оказывало влияния то, обучали ли их этому специально или нет. Однако они более склонны к преодолению больших расстояний в задымленной атмосфере (в отличие от ненатренированных людей);
— люди стремятся пройти сквозь дым чаще днем, чем ночью (это естественно, так как ночью легче сбиться с пути). Но при движении ночью они проходят большие расстояния, что тоже естественно, так как их подстегивает страх, и они движутся быстрее.
Многочисленные случаи гибели людей в задымленной атмосфере объясняются трудностями или полной невозможностью ориентироваться в обстановке пожара (плохая видимость, из-за чего люди не могли разглядеть ориентиры на путях эвакуации — указатели, табло, а также отсутствие акустической информации о направлении движения). В связи с этим существует необходимость обстоятельного анализа как технических решений, обеспечивающих безопасную эвакуацию, так и методики психологической подготовки людей с учетом их поведения при пожаре, рассмотренного выше.
Особое внимание при этом должно быть обращено на организационные и технические решения, исключающие или уменьшающие возможность возникновения паники, а в случае ее возникновения — обеспечивающие нейтрализацию ее или уменьшение опасных последствий.
Как уже отмечалось, практические работники пожарной охраны считают панику самым опасным фактором, который может возникнуть и привести к тяжелым последствиям даже при отсутствии реальной угрозы для жизни и здоровья. Явление паники, представляющее сложное переплетение ряда отрицательных психических реакций, трудно предсказуемо и не менее трудно управляемо.
Особенности поведения людей в условиях пожара при наличии средств АППЗ. Выше рассматривалось поведение людей при пожаре в зданиях безотносительно к тому, были или отсутствовали в них средства АППЗ и использовались ли они для защиты людей от воздействия ОФП. Подобных наблюдений в систематизированном виде в настоящее время нет, поэтому суждения о влиянии средств АППЗ на безопасность эвакуации людей при пожаре могут быть весьма приблизительными, так как основываются на немногочисленных фактах, иногда и косвенного характера. Эти немногочисленные наблюдения свидетельствуют о том, что существующие системы АППЗ, особенно в зданиях с массовым пребыванием людей, в аварийных ситуациях, как правило, не оказывают влияния на благоразумное поведение людей и их успешную эвакуацию. Нередки случаи, когда при срабатывании пожарной сигнализации, систем подпора воздуха и дымоудаления находящиеся в здании люди (в том числе и обслуживающий персонал) не обращают внимания на явные признаки работы этих систем (звонки, оптическая индикация, движение мощных потоков холодного воздуха). Более того, использование существующих в гостиницах и административных зданиях систем оповещения о пожаре далеко не всегда дает ожидаемый эффект.
Такое положение объясняется, во-первых, определенными конструктивными недоработками систем АППЗ, которые делают их недостаточно информативными (нарушается важнейший принцип инженерной психологии). Во-вторых, находящиеся в здании люди неудовлетворительно осведомлены о наличии и назначении систем АППЗ, предназначенных для их защиты от воздействия ОФП. В-третьих, информационное построение элементов управления эвакуацией (в том числе и текстов оповещения о пожаре) плохо или совсем не согласуется с психологическими особенностями поведения людей при пожаре, о которых шла речь выше.
Из сказанного очевидна необходимость организационного и технического совершенствования систем защиты людей от воздействия ОФП, а также психологической подготовки людей к действиям в условиях пожара.
Поведение людей при пожаре в условиях работы установок пожаротушения благоразумнее благодаря эффективному использованию установок водяного пожаротушения (особенно дренчерных завес в проемах, коридорах, на островках безопасности). Это объясняется не только тем, что ощущение людьми безопасности под защитой водяных струй (завес) представляет собой устойчивый стереотип, но и достаточной информированностью людей о наличии и местах положения защитных устройств. Довольно эффективным является применение спринклерных и дренчерных установок в зданиях повышенной этажности. Правда, в нашей стране спринк-лерная и дренчерная защита ЗПЭ практикуется сравнительно недавно (с конца 70-х годов), поэтому обстоятельные данные об эффективности их использования в настоящее время отсутствуют. Однако такую оценку можно сделать на основе опубликованных в зарубежной литературе материалов. В таких странах, как США, Бразилия, Япония, Великобритания, Франция, Польша, ГДР, Испания спринклерная защита ЗПЭ применяется с конца 60-х годов. Эффективность ее использования при пожаре в этих зданиях характеризуется существенным уменьшением числа жертв. Например, в Австралии в 122 случаях пожаров в ЗПЭ, оборудованных спринк-лерными установками, человеческих жертв не было. Такая защита ЗПЭ в целом эффективно влияет на уменьшение числа жертв пожаров. Так, в США, начиная с 1979 г., наметилась тенденция уменьшения числа жертв пожара. Видимо, широкое использование спринк-лерной защиты ЗПЭ (в том числе и в жилых зданиях) позволит и в нашей стране добиться уменьшения числа людей, гибнущих или получающих травмы при пожарах.
Имеются данные о предпринимавшихся в США, Канаде и Японии попытках использовать для тушения пожара хладон 1301, тетрафторметан или гексафторэтан, подаваемые по системам вентиляции и кондиционирования воздуха в помещения, в которых остались люди, застигнутые пожаром. Как утверждали авторы публикаций, благодаря практически мгновенному подавлению огня люди, находящиеся в зоне пожара, не пострадали. Однако сообщение после эвакуации о том, какие огнету-шащие средства подавались в помещение, производило на людей неблагоприятное впечатление. Такой оказалась реакция человека на новые средства, защитные свойства которых им психологически не воспринимается (не выработан устойчивый стереотип). По нашему мнению, применение различных химических веществ для защиты людей при пожаре в принципе недопустимо, а если это и возможно, то только для ограниченного и специально подготовленного контингента.
Отечественный и зарубежный опыт показывает также что наиболее эффективной в плане предотвращения паники и успешной эвакуации людей при пожаре является грамотно (с точки зрения инженерной психологии) реализованная система оповещения и управления эвакуацией. Эффективность ее возрастает и по защитному воздействию удовлетворяет требованию ГОСТ 12.1.004—85 при сочетании с автоматическим пожаротушением *. Так, при наличии только подсистемы пожаротушения вероятность воздействия ОФП на человека в год составляет 0,4-Ю-6, а при наличии подсистем оповещения и пожаротушения — 0,2 -10~6, т. е. соответственно в 2,5 и 5 раз меньше допускаемой вероятности (МО-6).
Главная задача психологической подготовки людей, застигнутых пожаром в здании с наличием установок АППЗ, состоит и в предотвращении стрессового, а тем более панического состояния, а также в выработке у них уверенности в реальности и эффективности защиты от воздействия ОФП с помощью этих установок, умения использовать установки для защиты других людей и проводить их при необходимости в действие вручную **.
Сущность психологической подготовки рассматриваемой категории людей состоит в следующем.
Прежде всего необходимо ознакомить людей по месту работы или жительства с краткими сведениями о назначении, устройстве и принципе действия технических средств АППЗ (установок сигнализации и пожаротушения, систем подпора воздуха и дымоудаления). Для этой цели можно использовать плакаты, диафильмы, научно-популярные кино- и телефильмы (видеозапись), макеты и натурные образцы. Целесообразно ознакомиться с натурными установками по месту их расположения и демонстрацией в действии (в том числе в режиме ручного пуска), а также способами сообщения в диспетчерскую или пожарную охрану объекта. При этом многократно должна подчеркиваться роль данных систем в защите людей от воздействия ОФП.
При изучении и «проигрывании» (тренировке) реальных планов эвакуации нужно имитировать использование имеющихся на объекте технических средств оповещения и управления эвакуацией (световых и графических указателей, блокировки дверей, громкоговорящей связи и т. п.).
Особое внимание должно быть обращено на отработку текстой оповещения о пожаре и управления эвакуацией людей, их реализацию с участием персонала, ответственного за работу этих систем, и персонала объекта, подлежащего эвакуации. В памятках, которыми снабжаются номера гостиниц и служебные помещения административных зданий, объектов с массовым пребыванием людей, а также в инструкциях персоналу объектов о действиях в случае пожара * следует указывать места расположения островков (зон) безопасности, устройств защиты от воздействия ОФП и маршруты движения к ним. Практическая отработка сформулированных выше задач может проводиться с использованием плакатов (схем), макетов, диафильмов, учебных кинофильмов или реальных условий объекта с акцентом внимания персонала на те технические средства и их собственные действия, которые наиболее эффективным образом позволят реализовать разработанный план безопасной эвакуации людей.
Учитывая рассмотренные выше данные о поведении людей при пожарах в зданиях, можно рекомендовать примерную программу психологической подготовки населения (персонала объектов) в области АППЗ (табл. 2.3).
Необходимость и особенности психологической подготовки оперативных подразделений в области АППЗ.
Поведение личного состава оперативных подразделений обусловлено его профессиональной подготовленностью и отличается, как правило, целеустремленностью и осознанностью действий по использованию работающих установок пожаротушения. Такие действия могут стать устойчивым и эффективным стереотипом поведения личного состава при условии выполнения ряда специфических требований в процессе проведения плановых занятий по боевой и политической подготовке.
Необходимость психологической подготовки личного состава оперативных подразделений в области АППЗ обусловлена тем, что при вызове на объект в случае возникновения пожара или ложного срабатывания пожарной автоматики бойцам и командирам приходится встречаться с функционирующими в режиме обнаружения и тушения пожара установками. Незнание особенностей работы этих установок, отсутствие навыков по их отключению и незнание правил техники безопасности при работе в этих условиях могут послужить причиной травм личного состава и недостаточно эффективных действий по тушению пожара.
В самом деле, в случае выезда по тревоге при срабатывании пожарной или охранно-пожарной сигнализации пожарное подразделение может столкнуться не только с необходимостью вести разведку и тушение пожара, но и с возможностью встретить лиц, проникающих на объект с преступными намерениями. Личный состав должен быть психологически подготовлен к возможности такой встречи и необходимым действиям по задержанию этих лиц. Другой аспект этой проблемы. Личный состав должен знать правила техники безопасности при работе в условиях функционирования систем сигнализации и быть психологически подготовленным, во-первых, к тому, чтобы организовать отключение или самостоятельно отключить на щите управления сигнализацией основное и резервное питание цепей сигнализации, и, во-вторых, чтобы не испытывать страха перед возможностью контакта с элементами сигнализации после отключения питания. Вместе с тем личный состав следует психологически подготовить и к возможности столкнуться с разрушением пожарных извещателей, имеющих в своей конструкции радиоактивные элементы. Опасность облучения представляют только случаи разрушения (при длительном пожаре) контейнеров (ампул) с радиоактивным элементом в извещателях КИ-1 и в некоторых зарубежных извещателях.
При срабатывании установок водяного и пенного пожаротушения следует иметь в виду, что у них отсутствует устройство для автоматического отключения—• прекратить их работу при необходимости можно лишь вручную: перекрытием задвижек или кранов, нажатием кнопок «стоп» на пускателях электрозадвижек или двигателей пожарных насосов. Следовательно, бойцы и командиры должны не только иметь представление об этом, но и быть готовы безбоязненно выполнить соответствующие действия (включение установки в сеть, если не сработал автоматический пуск, или отключение установки пожаротушения). А это возможно только в том случае, если в подразделениях имеется возможность не только ознакомить личный состав с устройством и принципом действия установок пожаротушения, но и организовать тренировки по отключению или включению по необходимости узлов управления ими.
Вместе с тем личный состав должен знать, что работающие спринклерные или дренчерные установки являются надежным экраном, защищающим от действия тепла, и уметь использовать это обстоятельство при работе на пожаре.
Особое внимание должно быть обращено на психологическую подготовку личного состава к работе в условиях, когда произошло срабатывание установок газового (аэрозольного или галогенного) и парового пожаротушения. Установки газового (аэрозольного или галогенного) тушения являются установками кратковременного действия (максимальное время выпуска рабочего заряда — 2 мин; столько же времени затрачивается На выпуск резервного заряда — по необходимости) и их нет нужды останавливать после выпуска заряда. Но если установка с электропуском, то необходимо со щита управления отключить рабочее и резервное питание электрических цепей.
При работе пожарных в помещениях, защищаемых газовыми (аэрозольными или галогенными) установками, личный состав должен быть подготовлен прежде всего к необходимости работать только в изолирующих противогазах, поскольку концентрации углекислоты и азота могут быть на уровне смертельных для человека, а локальные концентрации состава 3,5 * и хладонов (фреонов) могут оказаться на уровне опасных для здоровья, хотя общеобъемные их концентрации ниже опасных для человека (за исключением случаев, когда в помещение выпущен и рабочий, и резервный заряд). Необходимо также учитывать возможность случайного выпуска резервного заряда установки — в этом случае не только возрастает опасность отравления, но и повышения давления в помещении, что может неблагоприятно сказаться на самочувствии пожарных. Не следует забывать и о том, что в условиях развившегося пожара особенно опасными для пожарных являются продукты термического распада бромэтила (в составе 3,5) и хладонов, в частности, 114В2.
Личный состав должен быть также готов к возможности спасения людей, могущих остаться в помещениях, в которые выпущены газо- или парообразные средства тушения.
В случае работы установок тушения с помощью водяного пара следует иметь в виду, во-первых, необходимость их отключения вручную (они бывают, как правило, с ручным включением), а во-вторых, — и это главное— то, что в помещении может оказаться значительное количество высоконагретого пара, вследствие чего при неосторожном вхождении в помещение не исключено получение ожогов органов дыхания и незащищенных участков тела. Эти обстоятельства должны учитываться при проведении занятий по психологической подготовке и при работе на пожарах в подобных условиях.
Психологическую подготовку личного состава в области АППЗ рекомендуется включать в раздел «Специальная (непосредственная) психологическая подготовка». Специальная психологическая подготовка вообще, а в условиях службы пожарной охраны в особенности, является самым сложным видом психологической подготовки. Ее содержание применительно к нашей задаче построено с учетом известного в психологической науке требования к организации специальной психологической подготовки в части моделирования возможной обстановки. При этом учебная обстановка должна быть как можно больше психологически приближена к реальной. В свете этого требования представляется уместным указать на необходимость включения в программу тренировок на психологических полосах в гарнизонах пожарной охраны упражнений по отработке таких ситуаций пожара, когда личному составу приходится использовать установки АППЗ не только для тушения пожара и изменения условий газообмена, но и для защиты от воздействия ОФП, и для обеспечения безопасной эвакуации людей, застигнутых пожаром.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Организация обучения обслуживающего персонала"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы