Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Охрана труда в дорожном строительстве

Публикация:
   Организация работ по охране труда

Читать далее:




Организация работ по охране труда

Охрана труда в дорожных организациях

В министерствах союзных республик, занятых строительством, ремонтом и содержанием автомобильных дорог, а также в Министерстве транспортного строительства в соответствии с «Типовым положением об отделе (бюро) охраны труда и техники безопасности предприятия, организации», утвержденным Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам и ВЦСПС от 22.04.82 г., созданы службы охраны труда. Служба охраны труда министерства подчиняется заместителю министра и состоит из отдела или бюро. В каждом главке министерства имеется инженер (ведущий, старший) по охране труда или технике безопасности.

В дорожной организации с числом работающих свыше 150 чел. в штат вводится должность инженера (старшего) по охране труда, освобожденного от других работ. Если число работающих менее 150 чел., обязанности инженера по охране труда могут быть возложены на одного из инженерно-технических работников по совместительству или на главного инженера, а в отдельных случаях и на руководителя дорожной организации.

Порядок обучения и инструктажа по охране труда

Вновь поступающие рабочие могут быть приняты на работу и допущены к работе только после: прохождения ими медицинского осмотра для профессий и видов работ, установленных перечнем Министерства здравоохранения СССР; вводного инструктажа по технике безопасности и производственной санитарии; инструктажа по технике безопасности непосредственно на рабочем месте.

Согласно действующему трудовому законодательству работающие не должны приступать к работе без знания правил по охране труда. Обучение работающих правилам по охране труда должно проводиться при профессионально-техническом обучении. Практическое обучение работающих по охране труда осуществляется при производственном обучении в учебных мастерских (цехах, участках) под руководством инструктора или на рабочем месте под руководством высококвалифицированного рабочего, бригадира или специалиста, имеющего соответствующую подготовку, с обязательным включением изучения стандартов ССБТ.

Обучение безопасности труда производится при изучении и выполнении работ по профессии.

В дорожных организациях имеются работающие на объектах с повышенной степенью опасности, которые должны знать дополнительные сведения по охране труда (электро- и газосварщики, электромонтеры, стропальщики, машинисты дорожных машин, кочегары и т. д.).

В каждом министерстве имеется утвержденный приказом список профессий и должностей работающих в условиях повышенной опасности, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования по охране труда.

Эти работающие проходят специальное обучение и могут допускаться к самостоятельной работе после сдачи экзаменов, получения соответствующего удостоверения и стажировки под руководством наставников.

В дорожных организациях инструктаж по охране труда подразделяют на вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый и текущий.

Вводный инструктаж проводят со всеми принимаемыми на работу, командированными, учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику. Вводный инструктаж проводит главный инженер или инженер по охране труда дорожной организации в специально оборудованном помещении (кабинете или уголке охраны труда) с использованием современных технических средств обучения и пропаганды. Вводный инструктаж проводится с целью ознакомления работающего с: правилами внутреннего трудового распорядка (начало и конец рабочего времени, время перерывов, продолжительность отпуска); обязанностями работающего в течение трудового дня; общими сведениями об организации; законодательством об охране труда; производственной санитарией, средствами индивидуальной защиты и требованиями к ним; пожарной защитой; оказанием первой помощи пострадавшему при электрических и механических травмах, термических ожогах, ожогах кислотами и щелочами, отравлениях и травмах глаз, порядком действий при получении производственных травм.

Проведение вводного инструктажа и проверка знаний его усвоения регистрируются в журнале регистрации и личной карточке инструктажа.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводят со всеми вновь принятыми в организацию после прохождения ими вводного инструктажа, а также с рабочими, переведенными на выполнение новой для них работы.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводят с каждым рабочим индивидуально по инструкциям по охране труда, разработанным для отдельных профессий или видов работ, которые ему поручены, с практическим показом безопасных приемов и методов труда.

Первичный инструктаж проводит руководитель, в распоряжение которого поступает рабочий. Все рабочие после первичного инструктажа на рабочем месте проходят проверку усвоения безопасных приемов и способов работы. Если в результате проверки выяснится, что рабочий плохо усвоил требования охраны труда, то руководитель обязан повторить объяснения и показ безопасных приемов труда с последующей проверкой усвоения знаний.

Все рабочие после первичного инструктажа на рабочем месте, проверки и усвоения знаний в зависимости от характера выполняемой работы работают под наблюдением мастера или бригадира в течение 2—5 смен. Только после этого оформляется допуск их к самостоятельной работе, который фиксируют датой и подписью инструктирующего в журнале регистрации и личной карточке. Карточка хранится в личном деле рабочего.

Первичный инструктаж на рабочем месте содержит: общие сведения о технологическом процессе и оборудовании, на котором он будет работать; основные опасные и вредные производственные факторы; безопасную организацию работ и содержание рабочего места; устройство оборудования; предохранительные приспособления и ограждения; системы сигнализации блокировки и заземления; методы проверки пусковых приборов и приспособлений, исправности оборудования и инструмента; безопасные приемы и методы работы; действия рабочего при возникновении опасной ситуации; необходимые средства индивидуальной защиты для данного рабочего места и правила пользования ими; меры предупреждения пожаров и необходимые действия рабочего при его возникновении; места расположения средств пожаротушения и сигнализации, а также способы оказания первой помощи пострадавшему.

Повторный инструктаж проводится со всеми рабочими не реже чем через 6 мес производителем (старшим производителем) работ или мастером. Повторный инструктаж проводится с целью восстановления в памяти рабочего основных требований охраны труда, повышения уровня знаний правил и инструкций по охране труда по программе инструктажа на рабочем месте. Проведение повторного инструктажа фиксируется в регистрационном журнале.

Внеплановый инструктаж проводится с рабочими, имеющими перерывы в работе 60 дней и более, а для рабочих, работающих на работах с повышенной опасностью, более 30 календарных дней.

Внеплановый инструктаж проводится также с рабочими, допустившими нарушения требований охраны труда, которые могли привести или привели к несчастному случаю, пожару, аварии, травме или взрыву.

Внеплановый инструктаж на рабочем месте проводится также при изменениях технологического процесса, ГОСТов, ОСТов, СТП, ССБТ и правил, при замене машин, инструмента, исходных материалов и по требованию органов надзора.

Текущий инструктаж проводится с рабочими перед началом производственных работ с повышенной опасностью, на которые оформляется наряд-допуск. В наряде-допуске отмечают проведение текущего инструктажа.

После проведения инструктажа работник, проводивший инструктаж, обязан проверить знания рабочего. При неудовлетворительных знаниях рабочий к работе не допускается. Он должен вновь пройти инструктаж. И только после усвоения знаний по охране труда рабочий может быть допущен к самостоятельной работе.

Рабочие, поступающие на работы, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования по охране труда, должны пройти курсовое обучение и сдать экзамены по программам, утвержденным министерством, согласованным с ЦК профсоюза и органами Государственного надзора.

Обязанности должностных лиц и работающих по охране труда

Согласно действующему трудовому законодательству руководители и инженерно-технические работники дорожных организаций несут ответственность в уголовном, административном и дисциплинарном порядке за: невыполнение возложенных на них обязанностей по охране труда, в том числе принятых по коллективным договорам, нарушение своими распоряжениями или действиями требований законодательства по охране труда, ГОСТов, ОСТов, СТП ССБТ, особенно инженерно-технические работники, являющиеся непосредственно руководителями тех работ, где допущены эти нарушения; бездействие, проявленное в вопросах охраны труда; несчастные случаи, происшедшие вследствие несоблюдения работающими ГОСТов, ОСТов и СТП ССБТ; невыполнение предписаний технической инспекции труда профсоюза (советов профсоюзов), органов Государственного надзора (Гос-гортехнадзор, Госэнергонадзор, Госпожнадзор, Госмед-надзор) и Госстандарта.

Работники проектных дорожных организаций обязаны давать в проектной документации решения по вопросам охраны труда. Руководители и непосредственные исполнители отдельных проектов несут ответственность в уголовном, административном и дисциплинарном порядке за несчастные случаи, происшедшие на дорожных работах вследствие неправильных решений, принятых в проектах, рабочих чертежах и проектах производства работ.

Осуществление мероприятий по охране труда и ответственность за их выполнение в полном объеме и в установленные сроки в строительных управлениях, дорожных ремонтно-строительных управлениях, производственных базах и заводах возлагаются на начальников (управляющих) и главных инженеров этих организаций.

Непосредственными исполнителями мероприятий по охране труда и ответственными за их выполнение являются старшие производители (производители) работ, начальники дорожно-ремонтных пунктов, мастера строительных и ремонтных участков, линейные механики и энергетики, мастера цехов, производственных баз и заводов.

Бригадиры производственных бригад, являющиеся непосредственными исполнителями вместе со всеми членами бригады мероприятий по охране труда, обязаны обеспечить трудовую и технологическую дисциплину среди всех членов бригады, неукоснительно соблюдать правила, инструкции и нормы по охране труда, проверять правильность выполнения ими правил внутреннего распорядка, полнее использовать бригадный хозрасчет для борьбы с нарушителями трудовой и технологической дисциплины, а также охраны труда.

Бригадиры должны рассматривать эти вопросы на совете бригады и регулярно проводить совместно с мастером и общественным инспектором по охране труда проверки перед началом работы соответствия требованиям безопасности рабочих мест, оборудования, инструмента, наличие средств индивидуальной защиты, ограждений и других устройств, обеспечивающих безопасность работ.

Труд подростков и женщин

Подростками считаются девушки и юноши, не достигшие 18-летнего возраста.

Для работающих подростков и женщин в трудовом законодательстве предусмотрены льготы, преимущества и ограничения.

Осуществление специальных мер по охране труда и здоровья женщин закреплено в Конституции СССР. Женщинам должны предоставляться относительно более легкие и в то же время достаточно оплачиваемые работы. В соответствии со ст. 18 «Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде» применение труда женщин запрещается на тяжелых работах, на работах с вредными условиями труда, на подземных физических работах.

На тех работах, где женский труд разрешен, установлены ограничения по подъему и перемещению тяжестей вручную. Предельно допустимая масса груза при подъеме и перемещении тяжестей женщинами не должна превышать 15 кг, при подъеме тяжестей на высоту 1,5 м — не более 10 кг, при подъеме и перемещении тяжестей постоянно в течение рабочей смены — не более 10 кг. Суммарная масса грузов, перемещаемых в течение рабочей смены, не должна превышать 7000 кг.

Беременные женщины, матери, кормящие грудью, и женщины, имеющие детей в возрасте до 1 года, не могут привлекаться к сверхурочным работам, к работам в выходные и праздничные дни, а также направляться в командировки.

Беременные женщины, матери, кормящие грудью, и женщины, имеющие детей в возрасте до 1 года, не могут быть уволены по инициативе администрации.

В особой охране нуждается также труд несовершеннолетних, т. е. лиц, не достигших 18-летнего возраста.

По общему правилу не допускается прием на работу лиц моложе 16 лет. В исключительных случаях по согласованию с профсоюзным комитетом принимаются на работу юноши и девушки, достигшие 15-летнего возраста. Юноши и девушки от 15 до 16 лет принимаются на работу при условии, если они прошли или будут проходить на предприятии производственное обучение.

Лица моложе 18 лет допускаются к работе только после врачебного освидетельствования, а затем они должны проходить его ежегодно до наступления 18-летнего возраста.

Для молодежи от 15 до 16 лет установлен 4-часовой рабочий день, а в возрасте от 16 до 18 лет — 6-часовой рабочий день при 6-дневной рабочей неделе. При 5-дневной рабочей неделе продолжительность рабочей смены подростков в возрасте от 15 до 16 лет не должна превышать 5 ч, а от 16 до 18 лет — 7 ч.

Лиц моложе 18 лет запрещается использовать на подземных работах и на работах с вредными или опасными условиями труда.

Лиц моложе 18 лет запрещено принимать на работу, связанную с производством, хранением и торговлей спиртными напитками.

Предельная масса груза при ручной переноске для лиц от 16 до 18 лет составляет: для юношей 16,4 кг> а для девушек 10,25 кг.

Несовершеннолетним предоставляется очередной отпуск продолжительностью в один календарный месяц. Отпуск предоставляется молодым рабочим авансом, как правило, летом, однако это не лишает их права использовать отпуск в любое время года.

Увольнение рабочих и служащих моложе 18 лет по инициативе администрации допускается только в исключительных случаях. При этом, кроме согласия профсоюзного комитета, требуется еще согласие районной комиссии по делам несовершеннолетних.

Планирование и финансирование работ по охране труда

Под планированием работ по охране труда понимается установление обоснованных заданий по обеспечению безопасности труда, сохранению здоровья и работоспособности людей в процессе труда. Работа по охране труда должна планироваться в соответствии с хозяйственной деятельностью дорожной организации и составлять единство технической и социальной политики. Применяемые новая техника и технология дорожных работ должны обеспечивать нормальные условия труда и высокую производительность.

Все аспекты деятельности по охране труда должны быть планируемы, а планы хозяйственной деятельности увязываться с планами по охране труда с целью обеспечения комплексного решения ее проблем.

Все намеченные мероприятия по охране труда должны быть распределены между исполнителями, обладающими необходимой подготовкой и опытом работы в области охраны труда.

Для реализации планов создается материальная база, позволяющая обеспечить выполнение всех плановых мероприятий.

При разработке плана мероприятий по охране труда учитываются пожелания работающих, руководителей участков, инженерно-технических работников и профсоюзного актива.

Планы по охране труда подразделяются на комплексные и годовые.

Комплексные планы составляются на 5-летний срок и утверждаются министерствами.

Комплексные планы улучшения условий, охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий на пятилетку состоят из следующих разделов:
1. Основные показатели комплексного плана.
2. План проведения состояния условий труда на рабочих местах в соответствии с нормами и требованиями охраны труда.
3. План реконструкции, капитального ремонта или вывода из эксплуатации зданий и сооружений, находящихся в технически неудовлетворительном состоянии.
4. План мероприятий по сокращению численности занятых на работах с вредными условиями труда.
5. План мероприятий по устранению тяжелого физического труда.
6. План строительства и расширения санитарно-бы-товых, вспомогательных помещений, промышленно-сани-тарных лабораторий.
7. План строительства и расширения профилактических и оздоровительных учреждений.

Каждый раздел комплексного плана разбивается по годам пятилетки.

Годовые планы утверждаются руководителем организации и профсоюзным комитетом.

Разработку комплексного и годового планов ведут отделы, участки и подразделения дорожных организаций под руководством главного инженера. Проект комплексного плана обсуждается на общем собрании дорожной организации, согласуется с технической инспекцией труда, рассматривается на совместном заседании профсоюзного комитета и администрации. После согласования с технической инспекцией и одобрения профсоюзным комитетом комплексный план утверждается руководителем дорожной организации.

Для проведения мероприятий по охране труда выделяются средства и необходимые материалы в установленном порядке. Расходование их на другие цели запрещено.

Номенклатурные мероприятия по охране труда финансируются предприятиями из нескольких источников. Если затраты носят капитальный характер, финансирование производится за счет накладных расходов. Когда номенклатурные мероприятия проводятся одновременно с капитальным ремонтом основных средств, то они финансируются из амортизационного фонда. Источником финансирования капитальных затрат на номенклатурные мероприятия могут служить государственные или нецентрализованные капиталовложения, включая фонд развития производства. И, наконец, если эти мероприятия включены в комплекс кредитуемых банком затрат по внедрению новой техники или расширению производства, то средства на их осуществление могут быть получены за счет кредита банка.

На вновь вводимых в эксплуатацию или реконструируемых предприятиях все мероприятия по улучшению условий труда должны быть своевременно предусмотрены в проектно-сметной документации на строительство и реконструкцию и выполнены до пуска объекта.

Годовое планирование работ по охране труда увязывается с разработкой стройфинплана, в котором предусмотрена специальная форма 50-ТП «План мероприятий по улучшению условий охраны труда, укрепления здоровья работников».

Критерием эффективности плана служат показатели состояния охраны труда до внедрения мероприятий по плану и после внедрения этих мероприятий.

Научная обоснованность, постоянный контроль исполнения плановых мероприятий являются залогом улучшения состояния охраны труда в дорожной организации.

Пропаганда безопасности труда

Как показывает опыт работы дорожных организаций, при правильной и умелой постановке пропаганды охраны труда, систематическом обучении рабочих безопасным методам труда, хорошей подготовке технологического оборудования и инструмента, четкости распределения функций каждого работающего, а также хорошей организации рабочего места создаются хорошие условия для производительной работы без травм и аварий.

Руководство дорожной организации должно использовать все средства и формы пропаганды безопасных условий труда. К ним относятся: обучение рабочих вопросам охраны труда; проведение всех видов инструктажей по безопасным методам труда на высоком научно-техниче-ском уровне; организация и систематическая работа уголков и кабинетов по охране труда с использованием средств наглядной агитации (кинофильмов, фотографий, диапозитивов) при проведении лекций по охране труда; организация стенных газет, световых витрин, плакатов; установка знаков безопасности согласно ГОСТ 12.4.026—76; проведение смотров-конкурсов на лучшее подразделение дорожной организации по охране труда.

Плакаты, витрины, знаки безопасности и фотографии целесообразно подбирать по тематике выполняемых работ. На витринах также целесообразно показывать правильное, образцовое рабочее место с расположением инструмента, оборудования, облегчающих труд рабочих и гарантирующих безопасность работ.

Рекомендуется вывешивать на стендах вырезки из журналов, газет и книг, а также внедренные рационализаторские предложения, облегчающие труд рабочего.

Для обеспечения большей наглядности и эффективности действия наглядных пособий их необходимо периодически обновлять, что позволит значительно снизить или совсем избежать производственного травматизма.

Значение научной организации труда

Отечественным ученым и производственникам принадлежит приоритет в разработке ряда проблем, связанных с улучшением условий труда. Так, например, М. В. Ломоносов в своих работах затрагивал вопросы об организации труда и отдыха «горных людей», о надежном креплении грунта, о безопасных переходах по лестницам, о рациональной рабочей одежде и т. д.

Огромное значение в развитии науки о гигиене труда имеют работы знаменитого русского физиолога И. М. Сеченова, в которых он осветил ряд вопросов, связанных с ролью нервной системы в процессе работы, а также разрешил важную проблему — физиологический критерий для установления продолжительности рабочего дня для человека, занятого физическим трудом. Имеются работы и других ученых, положивших основу для определения основных критериев по охране труда.

За годы Советской власти создана сеть научно-исследовательских институтов и лабораторий по охране труда, входящих в систему ВЦСПС, Госстроя, министерств и ведомств. Созданы институты по борьбе с профессиональными заболеваниями в системе Академии медицинских наук и Всесоюзный научно-исследовательский институт противопожарной охраны, а также кафедры охраны труда вузов. На основе научных разработок вышеперечисленных научных учреждений созданы научно обоснованные санитарно-гигиенические, противопожарные и другие нормативы.

Устранение производственного травматизма и профессиональных заболеваний стало возможным благодаря научной организации труда, которая позволила мобилизовать усилия ученых на создание и переход от техники безопасности к безопасной технике, а центр тяжести в деле обеспечения полностью безопасных и здоровых условий труда в значительной мере перенести на стадию проектирования и разработки новой техники и технологии, в которой находят отражения^новейшие открытия и изобретения.

В министерствах и организациях стало больше уделяться внимания изучению и использованию более эффективных средств коллективной и индивидуальной защиты работающих, разработке приборов и методов контроля параметров опасных и вредных производственных факторов, эргономических и психофизиологических требований к рабочим местам, внедрению комплексной механизации и автоматизации производственных процессов.

Большие работы проведены по дальнейшему улучшению и обеспечению работающих спецодеждой, спецобувью и другими средствами коллективной и индивидуальной защиты, а также разработаны меры по улучшению условий труда работающих.

На основе научной организации труда разработано большое количество ГОСТов, ОСТов, стандартов предприятий (СТП) системы стандартов безопасности труда, что позволило снизить уровень производственного травматизма и профессиональных заболеваний, улучшить условия труда и отдыха и в конечном счете повысить производительность труда при увеличении продолжительности работоспособности людей.

Рациональный режим труда и отдыха

Работами медиков установлен рациональный, наиболее производительный режим труда и отдыха. Советское правительство, основываясь на этих работах, законодательно установило продолжительность рабочей недели 41 ч. Некоторым категориям рабочих законодательно установлен сокращенный рабочий день. В основном к этой категории относятся подростки, а также рабочие и служащие, занятые на работах с особо вредными условиями труда.

В практике дорожных организаций имеются случаи, когда рабочих оставляют работать и после окончания смены. Например, к концу рабочей смены подвезли железнодорожным транспортом дорожно-строительные материалы, которые необходимо разгрузить в ограниченный срок. Администрация дорожной организации, получив специальное разрешение профсоюзного комитета, может издать распоряжение о производстве сверхурочных работ. В своем распоряжении администрация обязана указать причины, профессии работников и количество сверхурочных часов. В год объем сверхурочных работ для каждого рабочего не должен превышать 120 ч. При проведении сверхурочных работ в течение 2 дней подряд они не должны превышать 4 ч. К выполнению сверхурочных работ нельзя привлекать подростков, инвалидов войны и труда, беременных женщин, матерей, кормящих грудью, а также женщин, имеющих детей в возрасте до 1 года.

Руководящие и другие инженерно-технические работники и служащие могут быть привлечены для выполнения своих служебных обязанностей без дополнительной оплаты, так как этим категориям установлен ненормированный рабочий день. Министерства и ведомства по согласованию с ЦК профсоюза утверждают в начале года примерный перечень работников с ненормированным рабочим днем. На основании этого примерного перечня администрацией дорожной организации по согласованию с профсоюзным комитетом составляется и утверждается конкретный перечень должностей с ненормированным рабочим днем.

При работе в течение года работающим предоставляется очередной отпуск с сохранением места работы и заработной платы. Минимальная продолжительность основного очередного отпуска составляет 15 рабочих дней. Кроме основного очередного отпуска, законодательством установлены дополнительные отпуска. Так, лицам, имеющим ненормированный рабочий день, устанавливается дополнительный отпуск продолжительностью от 6 до 12 рабочих дней.

Дополнительный отпуск продолжительностью от 6 рабочих дней и выше предоставляется за выполнение работ с вредными условиями труда, работу в условиях Крайнего Севера и приравненных к ним районов.

Общие санитарно-гигиенические требования устанавливают оптимальные и допустимые величины температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха для производственных помещений, расположенных в различных климатических зонах. В производственных помещениях можно создать оптимальные условия микроклимата для работающих, чего не всегда удается достигнуть при работах, проводимых на открытом воздухе.

Культура производства

Рациональная культура производства помогает высокопроизводительно работать без травм и аварий.

Под культурой производства понимают: правильную организацию рабочего места; рациональную планировку рабочего места; удобное размещение инструмента и заготовок при выполнении работ; правильное размещение оборудования и приспособлений; удобное расположение органов управления и сигнализации; рациональную расстановку ограждений, блокировки и знаков безопасности в опасных местах и зонах; хорошее освещение рабочих мест и транспортных путей для людей и транспортных средств; красивую окраску помещений, машин и оборудования; минимальное воздействие на работающих опасных и вредных производственных факторов в процессе работы; использование специальной мебели.

Правильная организация рабочего места способствует созданию безопасных условий труда, труда высокопроизводительного при выполнении различных работ в дорожных организациях.

Рациональная планировка зависит от вида выполняемого технологического процесса, используемого оборудования и его габаритных размеров, вида потребляемой энергии и многих других показателей.

Удобное размещение инструмента, материалов и заготовок не только предохраняет от травм и аварий при выполнении всякого технологического процесса, но и экономит рабочее время.

Правильное размещение оборудования и приспособлений при выполнении технологического процесса позволяет сократить до минимума непроизводительные передвижения людей, что способствует повышению производительности труда и уменьшает риск возникновения травм и аварий.

Органы управления во включенном состоянии должны быть зафиксированы от самопроизвольного включения или выключения.

Рациональная расстановка ограждений и знаков безопасности в опасных местах и зонах на дорожных работах позволяет предупредить возможности возникновения травм, аварий и дорожно-транспортных происшествий. Расстановку знаков безопасности необходимо выполнять неукоснительно, только тогда они будут действовать эффективно и надежно.

Хорошее освещение рабочих мест и транспортных путей позволит обеспечить требуемую точность выполнения технологических процессов и безопасность передвижения людей и транспортных средств.

Красивая окраска помещений, машин и оборудования не только благоприятно действует на зрение работающих, но и помогает выделить опасные места: движущиеся части машин и оборудования, ограждения и коммуникации.

На работах в качестве предупредительных цветов техники безопасности выбраны: красный, оранжевый, желтый и зеленый.

Красный цвет — это сигнальная окраска наивысшей опасности. В красный цвет окрашивают противопожарное оборудование, рукоятки немедленной остановки машин и оборудования, тормозные устройства.

Оранжевый цвет предупреждает об опасности. В оранжевый цвет окрашены сигнальные жилеты, надеваемые поверх одежды работающих. В оранжевый цвет окрашены движущиеся части машин и оборудования.

Желтый цвет означает осторожность. Желтым цветом окрашивают с чередованием черных полос блоки с крюками подъемных кранов всех конструкций, кабины кранов, тележки, монорельсы, движущееся наземное оборудование, первую и последнюю ступеньки затемненных лестниц.

В зеленый и светло-зеленый цвета окрашивают неподвижные части металлорежущих и деревообрабатывающих станков.

При хорошем подборе цветовой композиции в соответствие с технологическим назначением агрегатов можно придать красивый облик даже не эстетически отработанной форме оборудования.

Система управления охраной труда в дорожных организациях

В дорожных организациях так же, как и на предприятиях различных отраслей народного хозяйства, широко внедряется комплексная система управления охраной труда (СУОТ). Эта система позволит значительно повысить уровень организационной и профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, привлечь к ней широкий круг рабочих, руководящих и инженерно-технических работников дорожных организаций, создать четкую и действенную систему контроля за состоянием оборудования, соблюдением технологической и производственной дисциплины, правил охраны труда всеми работающими, материального и морального стимулирования производственных коллективов за конкретные результаты работы в области охраны труда и на этой основе добиться дальнейшего улучшения условий труда, снижения аварийности и травматизма, что приведет к повышению производительности труда.

Под комплексной системой управления охраной труда понимается целенаправленная деятельность управляющих органов с целью воздействия на производственное и технологическое оборудование, производственные процессы, производственные коллективы и производственную среду для установления, обеспечения и поддержания безопасных и здоровых условий труда на рабочих местах, предотвращения воздействия опасных и вредных производственных факторов на работающих, сохранения высокой и длительной работоспособности.

Это может быть достигнуто только на основе решения комплекса задач, связанных с обеспечением безопасности, санитарно-бытовым и лечебно-профилактическим обслуживанием работающих.

Комплексное управление охраной труда осуществляется органом, созданным в дорожной организации (специальным приказом) — тресте, управлении строительства, управлении дорог, строительном управлении, дорожно-эксплуатационном участке. В состав органа управления охраной труда входят: управляющий или начальник (председатель), главный инженер, главные специалисты (технолог, механик, энергетик), руководитель службы охраны труда и председатель профсоюзной организации (рис. 1).

Основными задачами органа управления охраной труда являются: организация профессионального отбора работающих; обучение и пропаганда безопасных методов работы; обеспечение безопасности производственного оборудования; обеспечение безопасности производственных процессов, обеспечение безопасного состояния зданий, сооружений и помещений; обеспечение нормальных санитарно-гигиенических условий труда; обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха; обеспечение работающих средствами индивидуальной защиты; обеспечение санитарно-бытовыми помещениями и оборудованием работающих; предоставление работающим льгот и компенсаций за вредные условия труда и лечебно-профилактическое обеспечение работающих.

Какое же значение вкладывается в каждую из перечисленных выше задач? Коротко остановимся на каждой из них.

Организация профессионального отбора, обучения и пропаганды, охраны труда работающих должна проводиться в специально созданных кабинетах по профессиональному отбору и ориентации лиц, поступающих и занятых на работах с повышенными физическими и нерв-но-эмоциональными нагрузками, в соответствии с методическими рекомендациями, одобренными Госкомтрудом СССР, ВЦСПС и Минздравом СССР. Обучение, инструктаж и аттестация работающих по вопросам охраны труда должны проводиться по заранее разработанной системе. ,

Обеспечение безопасности производственного оборудования в основном решается на следующих стадиях — при разработке проекта, изготовлении оборудования, на приемочных испытаниях опытного образца и в процессе его эксплуатации.

Оборудование должно соответствовать требованиям стандартов и другой нормативно-технической документации по безопасности труда. При необходимости оборудование может быть модернизировано или заменено новым, более безопасным.

При получении нового или модернизированного оборудования и отсутствии в технической документации раздела по охране труда инженерно-техническим персоналом, эксплуатирующим это оборудование, должна быть составлена инструкция по охране труда при работе данного оборудования. Инструкция должна быть согласована с профсоюзной организацией и утверждена главным инженером дорожной организации.

Производственное оборудование должно постоянно поддерживаться в технически исправном состоянии.

Обеспечение безопасности производственных процессов должно выполняться в соответствии с требованиями стандартов ССБТ и другой нормативно-технической документации. На основании замеров соответствующих параметров определяют недостатки действующих производственных процессов. Выявленные недостатки устраняют и внедряют новые безопасные производственные процессы.

Обеспечение безопасного состояния зданий, сооружений и помещений решается, в первую очередь, на стадиях проектирования и строительства объектов, а также при их эксплуатации. Здания, сооружения и помещения, не удовлетворяющие действующим требованиям охраны труда, должны быть реконструированы или заменены новыми.

Рис. 1. Система управления охраной труда в дорожных организациях

Обеспечение нормальных санитарно-гигиенических условий труда достигается путем предотвращения превышения допустимых уровней опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах, а если это не удается, то применением эффективных средств коллективной и индивидуальной защиты.

Особое внимание должно быть обращено на использование вентилирования и кондиционирования воздуха, пылеочистку или пылеподавление в местах пылеобразо-вания, нормализацию микроклимата, защиту от шума и вибрации, защиту от воздействия электрического тока, защиту от веществ, обладающих токсическими свойствами и других вредных факторов, а также использование средств предупреждения взрывов и пожаров.

Обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха предусматривает их разработку и внедрение в первую очередь для тех категорий рабочих, условия труда которых вызывают чрезмерные физические и нервно-эмоцио-нальные нагрузки.

Обеспечение работающих средствами индивидуальной защиты предусматривает выявление потребности в них в соответствии с действующими нормами бесплатной их выдачи и фактическими условиями труда работающих и затребование таких средств через органы материально-технического обеспечения. Особое значение при этом имеет подготовка заявок на средства защиты и их полное удовлетворение. Поступающие на предприятие средства индивидуальной защиты должны подвергаться комиссионной приемке, храниться в соответствии с правилами и выдаваться работающим в индивидуальном порядке с примеркой и подгонкой по размерам. На предприятиях дорожного строительства должны быть организованы химчистка, стирка, обеспыливание и ремонт спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты.

Обеспечение санитарно-бытовыми помещениями и оборудованием работающих заключается в определении потребности и обеспечении в санитарно-бытовых помещениях и оборудовании согласно действующим нормам по СНиП П-92-76. К санитарно-бытовым помещениям относятся: гардеробные, умывальные, душевые, помещения для личной гигиены женщин, курительные, для обогрева работающих, для отдыха, сушки, обеспыливания и обезжиривания рабочей одежды, прачечные, столовые.

Предоставление работающим льгот и компенсаций за вредные условия труда заключается в определении контингента лиц, которым такие льготы и компенсации должны предоставляться в соответствии с действующими правилами, нормами и списками с учетом фактического состояния условий труда, причем предоставление льгот и компенсаций не должно подменять работу по улучшению условий труда, не должно использоваться как средство для привлечения и стабилизации рабочей силы. Списки лиц, которым предоставляются льготы и компенсации, должны быть согласованы с профсоюзным комитетом и прилагаться к коллективному договору.

Лечебно-профилактическое обеспечение трудящихся включает периодическое медицинское освидетельствование работающих и создание на предприятии комплекса лечебно-профилактических устройств, в том числе санато-риев-профилакториев, необходимых для профилактики заболеваний рабочих и служащих, подвергающихся воздействию вредных производственных факторов.

Эффективность управленческой деятельности в целом зависит от четкой регламентации функций, прав и обязанностей служб и должностных лиц по вопросам охраны труда согласно утвержденному Положению об организации работ по охране труда.

Орган управления охраной труда дорожной организации анализирует поступающую информацию от своих подразделений по выполнению ГОСТов, ОСТов, СТП ССБТ, СНиПов, ВСН, руководящих документов по охране труда, правил и норм по охране труда, приказов министерства, главка, треста, управления дороги, строительного управления, дорожно-эксплуатационного участка и принимает решения, направленные на устранение причин травматизма и профессиональных заболеваний, контролирует реализацию принимаемых мер службами и должностными лицами.

Каждое хозяйственное звено службы охраны труда имеет свои органы и объекты управления, а также свое информационное обеспечение. Поэтому очень важно, чтобы деятельность звеньев и служб была хорошо взаимосвязана.

Функции и методы управления. Процесс управления охраной труда в рамках структурных подразделений (трестах, УС, СУ, АБЗ, ЦБЗ, КДБ, прорабствах, бригадах и т. д.) и предприятия в целом состоит в осуществлении функций: контроля за состоянием охраны труда и выполнением запланированных мероприятий; учета и анализа состояния охраны труда; планирования работ по охране труда; воспитания у работающих чувства ответственности за соблюдение правил и норм охраны труда.

Контроль как функция управления в настоящее время осуществляется в различных формах и обязательно в соответствии с установленными положениями, которыми предусмотрено не только выявление отступлений от стандартов, правил и норм охраны труда, но и анализ причин, порождающих нарушения, а также рекомендации по их устранению.

Учет и анализ состояния охраны труда на объекте заключаются в выявлении и обобщении причин несоблюдения требований трудового законодательства по охране труда, стандартов, правил и норм охраны труда, а также причин невыполнения планируемых работ и мероприятий по охране труда с определением конкретных мер по устранению недостатков.

В качестве анализируемых используются: все учетные и отчетные материалы о несчастных случаях и профессиональных заболеваниях; данные санитарно-технических паспортов рабочих мест, участков; материалы специальных обследований состояния зданий, сооружений, помещений, оборудования и т. п.

Планирование работ по охране труда предусматривает разработку перспективных комплексных планов улучшения условий и охраны труда, санитарно-оздоровительных мероприятий, текущих планов мероприятий по охране труда, включаемых в соглашения по охране труда при заключении коллективных договоров и оперативных планов по отдельным объектам и участкам. Разработка комплексных планов осуществляется в соответствии с рекомендациями, одобренными ВЦСПС, Госкомтрудом СССР и Госпланом СССР.

Разработка текущих планов осуществляется на основе перспективных комплексных планов и Номенклатуры мероприятий по охране труда, утвержденной постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 31 марта 1980 г.

Стимулирование повышения уровня охраны, труда имеет немаловажное значение. Виды и формы стимулирования разрабатываются администрацией предприятий и объединений совместно с комитетами профсоюзов с соблюдением постановлений и указаний директивных органов и ВЦСПС по вопросам премирования и применения других форм поощрения как коллективов, так и отдельных рабочих и служащих.

Воспитание и укрепление дисциплины играет большую роль в управлении охраной труда на предприятии. Воспитание у работающих чувства высокой ответственности за соблюдение правил и норм безопасности труда, а также применение мер дисциплинарного и общественного воздействия на нерадивых работников должно осуществляться постоянно и целенаправленно.

Комплексный показатель безопасности труда подсчи-тывается по итогам месяца и года на всех производственных участках. На основании вычисленных Квт на производственных участках определяется комплексный показатель безопасности труда в целом по дорожной организации. Комплексный показатель безопасности труда должен учитываться при оценке производственной деятельности дорожной организации, подведении итогов социалистического соревнования и при определении мер морального и материального поощрения работников. Но основное назначение расчета /(бт— это объективная оценка состояния охраны труда, выявление наиболее неблагополучных цехов и участков. В подразделениях дорожной организации рекомендуется оборудовать стенды «Охрана труда», на которых необходимо ежемесячно вывешивать информацию о комплексном показателе безопасности труда.

Те же принципы работы по охране труда производственных подразделений рекомендуются Всесоюзным научно-исследовательским институтом охраны труда ВЦСПС (ВЦНИИОТ). Для определения коэффициента уровня соблюдения правил охраны труда /Ссп (аналогичен К\ в методике Минавтодора РСФСР) в конце каждого месяца комиссия в составе представителя администрации, председателя комиссии охраны труда и инженера по охране труда без предварительного уведомления коллектива участка проводит проверку состояния охраны труда. При этом комиссия обходит все рабочие места и фиксирует соблюдение работающими правил и инструкций по охране труда. Рёзультаты проверки заносят в карту уровня соблюдения правил охраны труда.

Для сравнения уровня охраны труда в текущем периоде используется базовый коэффициент, за который принимается среднемесячное значение коэффициента охраны труда Кол (для предприятий Минавтодора РСФСР /Сет) прошлого года с увеличением его на 5%. Если в текущем году не был достигнут базовый уровень, т. е. существенного улучшения охраны труда не удалось обеспечить, то на следующий год остается тот же базовый показатель, что был в предыдущем году. Введение коэффициентов охраны труда позволяет дать более объективную и точную оценку состояния работы по предупреждению производственного травматизма.

В дорожных организациях оценка уровня безопасности труда основана на анализе состояния охраны труда по результатам трехступенчатого административно-общественного контроля, который является одним из важных элементов комплекса профилактических мероприятий, входящих в систему управления охраной труда.

Суть трехступенчатого контроля за состоянием охраны труда заключается в следующем.

Первая ступень контроля проводится ежедневно. Перед началом работы мастер участка, бригадир, общественный инспектор по охране труда и дежурный рабочий, на которого в данный рабочий день возложены обязанности дежурного по охране труда, обходят все рабочие места, выявляют нарушения правил техники безопасности и производственной санитарии и принимают меры по их устранению. Выявленные нарушения фиксируются в журнале трехступенчатого контроля, который хранится у мастера участка. Если эти нарушения не могут быть ликвидированы силами работников участка, то мастер участка обязан сообщить об этом руководителю подразделения — прорабу, механику и т. д.

Вторая ступень контроля проводится один раз в декаду комиссией с участием руководителя подразделения — прораба, начальника участка и старшего общественного инспектора по охране труда. Результаты проверки записываются в журнал трехступенчатого контроля, который хранится у руководителя подразделения. При этом комиссия намечает меры по устранению нарушений, назначает сроки и ответственных лиц за их устранение. Ежемесячно руководитель подразделения информирует свой коллектив о состоянии охраны труда и о ходе выполнения мероприятий, намеченных при проведении первой и второй ступени трехступенчатого контроля.

На третьей ступени контроля, которая проводится один раз в месяц, комиссия, возглавляемая главным инженером дорожной организации и председателем профсоюзного комитета, проверяет соблюдение требований безопасности труда на производственных участках. Результаты проверки должны оформляться актом и в недельный срок рассматриваться на совещании у руководителя дорожной организации. По итогам рассмотрения руководителям производственных участков выдаются предписания с указанием сроков устранения выявленных нарушений, в случае необходимости издается приказ.

Таким образом, трехступенчатый контроль представляет собой стройную систему своевременного выявления и устранения нарушений правил и норм по охране труда. Благодаря трехступенчатому контролю администрация и профсоюзный комитет регулярно получает информацию о состоянии охраны труда на производственных участках и в дорожной организации в целом. Трехступенчатый контроль является также действенной формой привлечения рабочих и служащих к управлению производством на таком важном участке, как обеспечение здоровых и безопасных условий труда.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Охрана труда в дорожном строительстве

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Организация работ по охране труда"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства