Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Механизация лесозаготовительных работ

Публикация:
   Организация труда на рабочем месте лесозаготовителей

Читать далее:




Организация труда на рабочем месте лесозаготовителей

Под организацией труда понимается система мероприятий, направленных на наиболее эффективное использование механизмов, рабочего времени, знаний и навыков работников.

При функциональном разделении труда рабочие делятся на основных и вспомогательных. Вспомогательные рабочие не участвуют в технологическом процессе, но способствуют его осуществлению.

Разделение труда и выполнение рабочим отдельных операций способствуют специализации и повышению производительности труда. Однако при работе на одном участке различных механизмов в различных условиях невозможно обеспечить полную и равномерную занятость всех рабочих в течение дня. В таких случаях целесообразно совмещение профессий, когда наряду с работой по основной профессии исполнители выполняют работу по смежной профессии или замещают отсутствующего рабочего. Например, в бригаде Ю. И. Брицкого из Выгодского лесокомбината все члены бригады владеют пятью профессиями. Через каждые 2—3 ч, в зависимости от условий работы, погоды и других причин, рабочие меняются местами. При этом рабочие меньше устают, а главное, все выполняют одинаковое количество простого и сложного труда. В связи с этим легче распределять заработок внутри бригады.

Основной формой организации труда на лесосечных работах является укрупненная комплексная бригада, оснащенная двумя или более трелевочными тракторами и выполняющая весь комплекс работ, заканчивающихся трелевкой. Сучкорезные машины могут работать и по отдельному от бригады наряду, но в соответствии с одно-, двух- или трехсменным режимом работы трелевочных механизмов. Количественный состав укрупненной бригады зависит от конкретных местных производственных условий: типа транспорта и установленного плана вывозки леса; типа имеющихся трелевочных средств и сменности работы; характеристики лесонасаждений, почвенно-грунтовых условий и рельефа местности; состава выполняемых работ и метода разработки лесосеки; средств, уровня механизации и достигнутой производительности труда.

Работа укрупненной бригады организуется звеньями. В состав звена, работающего на базе одного трактора, входят вальщик леса, машинист, чокеровщик и обрубщики сучьев или Два вальщика-обрубщика с бензопилами «Тайга-214» и машинист ТБ-1. Наиболее целесообразно следующее совмещение профессий и операций:
— вальщик совмещает валку леса с подготовкой рабочего места и чоке-ровкой при трелевке деревьев, а при трелевке хлыстов — с обрубкой сучьев;
— обрубщик сучьев совмещает обрубку с отцепкой пачек, а зимой — с расчисткой снега перед валкой леса;
— машинист совмещает трелевку с чокеровкой и отцепкой трелюемых пачек деревьев;
— чокеровщик совмещает чокеровку с трелевкой леса при работе трактора в обеденный перерыв.

Кроме укрупненных комплексных бригад, на лесозаготовках создаются и специализированные бригады. На основных работах такие бригады могут быть созданы на погрузке леса на подвижной состав, а на вспомогательных — на подготовке лесосек, монтаже канатно-блочных установок, профтехобслуживании оборудования, строительстве усов.

Формы организации труда в леспромхозах

При работе комплексной бригады отдельными звеньями подобно малым комплексным бригадам трактор до 65% времени смены простаивает на пасеке и только 35% —находится в движении. Для повышения производительности в Сумском и Валдайском леспромхозах объединения «Кареллеспром» в укрупненных бригадах на базе трех тракторов два вальщика в разных пасеках заготовляют лес, а третий занимается только разрубкой волоков и их содержанием. Все шесть сучкорубов работают на одной пасеке; двое из них бензопилами «Тайга-214» обрезают крупные сучья.

Трактор ТБ-1 трелюет с отдельной пасеки за комли, а два ТДТ-55 — за вершины пачками максимально допустимого объема одновременно с одной, а иногда с двух пасек, но с тем, чтобы в подготовке пачек поочередно для каждого трактора участвовали вместе два чокеровщика и тракторист. Третий чокеровщик постоянно находится на погрузочном пункте и вместе с трактористом занимается только отцепкой хлыстов поочередно от всех тракторов.

В объединении «Ленлес» лесосеки со средним объемом хлыста. до 0,4 м3 разрабатываются малыми звеньями, состоящими из двух вальщиков-обрезчиков сучьев бензопилами «Тайга-214» и машиниста, работающего на тракторе ТБ-1. Они проводят и подготовительные работы. После разрубки магистральных волоков вальщики расходятся в соответствии с очередностью освоения по технологической карте каждый в свою пасеку.

Повалив 3—4 дерева вершинами на волок, вальщик этой же бензопилой начинает обрезать с них сучья, так как при повале группы в 5—6 деревьев затрудняется обрезка. После этого снова производятся валка и обрезка. При подходе трактора ТДТ-55 вальщик помогает машинисту чокеровать хлысты, а при тракторе ТБ-1 вальщик продолжает заниматься обрезкой сучьев.

В лесосеках со средним объемом хлыста 0,4 м3 вальщик с помощником валят 10—12 деревьев, составляющих пачку для трактора. Затем вальщик с помощником двумя пилами «Тайга-214» обрезают сучья, а по окончании оба чокеруют хлысты. Таким же образом работает и второй вальщик с помощником. Хлысты трелюются за комли поочередно сначала от первого, а затем от второго вальщика.

В Тихвинском ЛПХ после валки группы деревьев сучья обрезаются только с деревьев лиственных пород. Трактор ТБ-1, двигаясь по пасеке, формирует пачку одной породы, укладывая ее на площадке в отдельный штабель. Хвойные деревья трелюются вместе с кронами; обрезка сучьев с них производится на лесопогрузочном пункте машинами ЛО-72 или ЛП-30.

При разработке лесосек, когда каждое звено работает только на одной пасеке, производительность трактора на трелевке все время меняется. В момент разработки близко расположенных частей лесосеки трактор имеет большую выработку и даже простаивает из-за отсутствия заготовленной древесины. При трелевке с далеко расположенных пасек в ожидании трактора простаивает вальщик. Много времени затрачивается на маневры трактора на погрузочной площадке. Чтобы сгладить эту неравномерность, лесозаготовители Карелии предложили одновременно разрабатывать не одну, а две пасеки. Трактор во время трелевки движется по принципу челнока с наиболее удаленного участка лесосеки, затем после отцепки пачки, не разворачиваясь на площадке, движется на ближнюю пасеку и доставляет деревья на площадку. При продуманной очередности разработки пасек общее расстояние трелевки за цикл (от площадки до двух пасек) будет сохраняться примерно постоянным и все члены бригады будут загружены работой равномерно. Челночный метод наиболее эффективно применять при вывозке леса по узкоколейке, на подвижной состав которой хлысты грузятся вразнокомелицу. При работе челночным методом в составе бригады чокеровщика нет. Он заменен вторым вальщиком.

Таким образом, применение челночного метода с движениями трактора без разворотов на погрузочной площадке улучшает условия его эксплуатации, сокращает длительность трелевочного цикла и повышает сменную выработку. Сохранение постоянства среднего расстояния трелевки создает условия для ритмичной работы каждого члена бригады на протяжении разработки всей лесосеки.

В настоящее время, когда в лес все больше поступает новых лесосечных машин, они, как правило, работают в две смены. Для работы в темное время суток машины имеют освещение, соответствующее нормам Правил техники безопасности.

Вахтовый метод лесозаготовок

В заболоченных массивах с островным характером лесов строить лесовозные дороги круглогодового действия нецелесообразно и экономически невыгодно. На таких участках лес заготовляется в весенне-летний период с укладкой его в штабеля у трасс, а зимой хлысты вывозятся по снежно-ледяным дорогам. Рабочие на вахтовый поселок, построенный в лесу, доставляются вертолетами. После 10—12 дней работы бригадам предоставляется 3—4 дня отдыха в центральном поселке. Режим работы и отдыха согласовывается с президиумом областного комитета профсоюзов.

Для каждой вахты лесосечный фонд определяется на 5 лет с распределением его по годам эксплуатации. Технологические карты на лесосеки проектируемого года разрабатываются до его начала с тем, чтобы еще в феврале-апреле можно было уже наметить трассы магистральных дорог к будущим запасам хлыстов летней заготовки. До начала весенней распутицы на вахту доставляются вагон-общежитие, столовая, баня, медпункт, красный уголок, электростанция, емкости, горюче-сма-зочные материалы, необходимое ремонтное оборудование, радиостанция и лесозаготовительная техника. На вахтовом поселке все объекты размещаются с соблюдением условий безопасности и противопожарной защиты.

Технологическую подготовку лесосек проводят специальные подготовительные бригады, оснащенные трактором ТТ-4, двумя пилами МП-5 «Урал-2», ручной лебедкой и ручным инструментом каждая. Лесопогрузочные пункты размещаются вдоль будущих дорог с учетом соблюдения расстояния трелевки до 300 м и глубины укладки хлыстов в штабели до 35 м.

Состав укрупненных комплексных бригад (от 4 до 18 чел.) зависит от среднего объема хлыста, применяемых средств на валке леса и режима работы. Обычно бригады работают по двухсменному графику. В первую смену работают два вальщика с гидроклиньями и 4—5 обрубщиков. Трелевка производится в две смены тракторами, оборудованными осветительными приборами. Пасеки разрабатываются методом узких лент с сохранением подроста.

Ремонт бензопил и заточка пильных цепей выполняются в пилоправном пункте вахтового участка. Технические уходы и текущие ремонты тракторов по графику проводит бригада профилактического обслуживания, состоящая из 3—4 чел., совместно с трактористом. Для этого она обеспечивается необходимыми запасными агрегатами с запчастями, тракторным краном со сварочным агрегатом и передвижной ремонтной мастерской с кузницей.

В леспромхозах с истощенными сырьевыми базами, где расстояние вывозки достигает 80—100 км, бригады по вахтовому методу работают круглый год.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Механизация лесозаготовительных работ

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Организация труда на рабочем месте лесозаготовителей"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства