Под организацией труда понимается система мероприятий, направленных на наиболее эффективное использование механизмов, рабочего времени, знаний и навыков работников.
При функциональном разделении труда рабочие делятся на основных и вспомогательных. Вспомогательные рабочие не участвуют в технологическом процессе, но способствуют его осуществлению.
Разделение труда и выполнение рабочим отдельных операций способствуют специализации и повышению производительности труда. Однако при работе на одном участке различных механизмов в различных условиях невозможно обеспечить полную и равномерную занятость всех рабочих в течение дня. В таких случаях целесообразно совмещение профессий, когда наряду с работой по основной профессии исполнители выполняют работу по смежной профессии или замещают отсутствующего рабочего. Например, в бригаде Ю. И. Брицкого из Выгодского лесокомбината все члены бригады владеют пятью профессиями. Через каждые 2—3 ч, в зависимости от условий работы, погоды и других причин, рабочие меняются местами. При этом рабочие меньше устают, а главное, все выполняют одинаковое количество простого и сложного труда. В связи с этим легче распределять заработок внутри бригады.
Основной формой организации труда на лесосечных работах является укрупненная комплексная бригада, оснащенная двумя или более трелевочными тракторами и выполняющая весь комплекс работ, заканчивающихся трелевкой. Сучкорезные машины могут работать и по отдельному от бригады наряду, но в соответствии с одно-, двух- или трехсменным режимом работы трелевочных механизмов. Количественный состав укрупненной бригады зависит от конкретных местных производственных условий: типа транспорта и установленного плана вывозки леса; типа имеющихся трелевочных средств и сменности работы; характеристики лесонасаждений, почвенно-грунтовых условий и рельефа местности; состава выполняемых работ и метода разработки лесосеки; средств, уровня механизации и достигнутой производительности труда.
Работа укрупненной бригады организуется звеньями. В состав звена, работающего на базе одного трактора, входят вальщик леса, машинист, чокеровщик и обрубщики сучьев или Два вальщика-обрубщика с бензопилами «Тайга-214» и машинист ТБ-1. Наиболее целесообразно следующее совмещение профессий и операций:
— вальщик совмещает валку леса с подготовкой рабочего места и чоке-ровкой при трелевке деревьев, а при трелевке хлыстов — с обрубкой сучьев;
— обрубщик сучьев совмещает обрубку с отцепкой пачек, а зимой — с расчисткой снега перед валкой леса;
— машинист совмещает трелевку с чокеровкой и отцепкой трелюемых пачек деревьев;
— чокеровщик совмещает чокеровку с трелевкой леса при работе трактора в обеденный перерыв.
Кроме укрупненных комплексных бригад, на лесозаготовках создаются и специализированные бригады. На основных работах такие бригады могут быть созданы на погрузке леса на подвижной состав, а на вспомогательных — на подготовке лесосек, монтаже канатно-блочных установок, профтехобслуживании оборудования, строительстве усов.
Формы организации труда в леспромхозах
При работе комплексной бригады отдельными звеньями подобно малым комплексным бригадам трактор до 65% времени смены простаивает на пасеке и только 35% —находится в движении. Для повышения производительности в Сумском и Валдайском леспромхозах объединения «Кареллеспром» в укрупненных бригадах на базе трех тракторов два вальщика в разных пасеках заготовляют лес, а третий занимается только разрубкой волоков и их содержанием. Все шесть сучкорубов работают на одной пасеке; двое из них бензопилами «Тайга-214» обрезают крупные сучья.
Трактор ТБ-1 трелюет с отдельной пасеки за комли, а два ТДТ-55 — за вершины пачками максимально допустимого объема одновременно с одной, а иногда с двух пасек, но с тем, чтобы в подготовке пачек поочередно для каждого трактора участвовали вместе два чокеровщика и тракторист. Третий чокеровщик постоянно находится на погрузочном пункте и вместе с трактористом занимается только отцепкой хлыстов поочередно от всех тракторов.
В объединении «Ленлес» лесосеки со средним объемом хлыста. до 0,4 м3 разрабатываются малыми звеньями, состоящими из двух вальщиков-обрезчиков сучьев бензопилами «Тайга-214» и машиниста, работающего на тракторе ТБ-1. Они проводят и подготовительные работы. После разрубки магистральных волоков вальщики расходятся в соответствии с очередностью освоения по технологической карте каждый в свою пасеку.
Повалив 3—4 дерева вершинами на волок, вальщик этой же бензопилой начинает обрезать с них сучья, так как при повале группы в 5—6 деревьев затрудняется обрезка. После этого снова производятся валка и обрезка. При подходе трактора ТДТ-55 вальщик помогает машинисту чокеровать хлысты, а при тракторе ТБ-1 вальщик продолжает заниматься обрезкой сучьев.
В лесосеках со средним объемом хлыста 0,4 м3 вальщик с помощником валят 10—12 деревьев, составляющих пачку для трактора. Затем вальщик с помощником двумя пилами «Тайга-214» обрезают сучья, а по окончании оба чокеруют хлысты. Таким же образом работает и второй вальщик с помощником. Хлысты трелюются за комли поочередно сначала от первого, а затем от второго вальщика.
В Тихвинском ЛПХ после валки группы деревьев сучья обрезаются только с деревьев лиственных пород. Трактор ТБ-1, двигаясь по пасеке, формирует пачку одной породы, укладывая ее на площадке в отдельный штабель. Хвойные деревья трелюются вместе с кронами; обрезка сучьев с них производится на лесопогрузочном пункте машинами ЛО-72 или ЛП-30.
При разработке лесосек, когда каждое звено работает только на одной пасеке, производительность трактора на трелевке все время меняется. В момент разработки близко расположенных частей лесосеки трактор имеет большую выработку и даже простаивает из-за отсутствия заготовленной древесины. При трелевке с далеко расположенных пасек в ожидании трактора простаивает вальщик. Много времени затрачивается на маневры трактора на погрузочной площадке. Чтобы сгладить эту неравномерность, лесозаготовители Карелии предложили одновременно разрабатывать не одну, а две пасеки. Трактор во время трелевки движется по принципу челнока с наиболее удаленного участка лесосеки, затем после отцепки пачки, не разворачиваясь на площадке, движется на ближнюю пасеку и доставляет деревья на площадку. При продуманной очередности разработки пасек общее расстояние трелевки за цикл (от площадки до двух пасек) будет сохраняться примерно постоянным и все члены бригады будут загружены работой равномерно. Челночный метод наиболее эффективно применять при вывозке леса по узкоколейке, на подвижной состав которой хлысты грузятся вразнокомелицу. При работе челночным методом в составе бригады чокеровщика нет. Он заменен вторым вальщиком.
Таким образом, применение челночного метода с движениями трактора без разворотов на погрузочной площадке улучшает условия его эксплуатации, сокращает длительность трелевочного цикла и повышает сменную выработку. Сохранение постоянства среднего расстояния трелевки создает условия для ритмичной работы каждого члена бригады на протяжении разработки всей лесосеки.
В настоящее время, когда в лес все больше поступает новых лесосечных машин, они, как правило, работают в две смены. Для работы в темное время суток машины имеют освещение, соответствующее нормам Правил техники безопасности.
Вахтовый метод лесозаготовок
В заболоченных массивах с островным характером лесов строить лесовозные дороги круглогодового действия нецелесообразно и экономически невыгодно. На таких участках лес заготовляется в весенне-летний период с укладкой его в штабеля у трасс, а зимой хлысты вывозятся по снежно-ледяным дорогам. Рабочие на вахтовый поселок, построенный в лесу, доставляются вертолетами. После 10—12 дней работы бригадам предоставляется 3—4 дня отдыха в центральном поселке. Режим работы и отдыха согласовывается с президиумом областного комитета профсоюзов.
Для каждой вахты лесосечный фонд определяется на 5 лет с распределением его по годам эксплуатации. Технологические карты на лесосеки проектируемого года разрабатываются до его начала с тем, чтобы еще в феврале-апреле можно было уже наметить трассы магистральных дорог к будущим запасам хлыстов летней заготовки. До начала весенней распутицы на вахту доставляются вагон-общежитие, столовая, баня, медпункт, красный уголок, электростанция, емкости, горюче-сма-зочные материалы, необходимое ремонтное оборудование, радиостанция и лесозаготовительная техника. На вахтовом поселке все объекты размещаются с соблюдением условий безопасности и противопожарной защиты.
Технологическую подготовку лесосек проводят специальные подготовительные бригады, оснащенные трактором ТТ-4, двумя пилами МП-5 «Урал-2», ручной лебедкой и ручным инструментом каждая. Лесопогрузочные пункты размещаются вдоль будущих дорог с учетом соблюдения расстояния трелевки до 300 м и глубины укладки хлыстов в штабели до 35 м.
Состав укрупненных комплексных бригад (от 4 до 18 чел.) зависит от среднего объема хлыста, применяемых средств на валке леса и режима работы. Обычно бригады работают по двухсменному графику. В первую смену работают два вальщика с гидроклиньями и 4—5 обрубщиков. Трелевка производится в две смены тракторами, оборудованными осветительными приборами. Пасеки разрабатываются методом узких лент с сохранением подроста.
Ремонт бензопил и заточка пильных цепей выполняются в пилоправном пункте вахтового участка. Технические уходы и текущие ремонты тракторов по графику проводит бригада профилактического обслуживания, состоящая из 3—4 чел., совместно с трактористом. Для этого она обеспечивается необходимыми запасными агрегатами с запчастями, тракторным краном со сварочным агрегатом и передвижной ремонтной мастерской с кузницей.
В леспромхозах с истощенными сырьевыми базами, где расстояние вывозки достигает 80—100 км, бригады по вахтовому методу работают круглый год.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Организация труда на рабочем месте лесозаготовителей"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы