При погрузке леса на подвижной состав лесовозных дорог должны применяться такие механизмы, которые максимально : облегчают труд рабочих, требуют небольших затрат на устройство погрузочных площадок, обеспечивают наименьшие простои подвижного состава под погрузкой и повышают производительность труда. Применяемые механизмы должны соответствовать. крупномерности деревьев, виду лесотранспорта с учетом почвенно-грунтовых условий и рельефа местности. Организация погрузочных работ должна исключать простои механизмов в ожидании подвижного состава.
Погрузка челюстными погрузчиками
Из всех применяемых в лесной промышленности погрузочных средств челюстные лесопогрузчики получили наибольшее распространение.
Лесопогрузчик ПЛ-3 на базе трактора Т-130Г-1 состоит из рамы, к которой шарнирно крепятся П-образная стрела и коромысла. Захват древесины обеспечивается нижней челюстью, управляемой гидроцилиндром. Подъем стрелы с грузом и перенос его через кабину трактора обеспечивается гидроцилиндрами и поворотом коромысла. Грузоподъемность составляет 3,5 т.
У челюстного погрузчика ЛТ-65 погрузочное оборудование смонтировано сверху рамы трактора ТТ-4, что намного улучшает его эксплуатационные данные. Погрузчик ПЛ-1Б монтируется на тракторе ТДТ-55А и отличается от вышеуказанных расположением рычажной системы стрелы и силовых цилиндров.
Экономические исследования показывают, что лесопогрузчик ПЛ-3 рекомендуется использовать в лесонасаждениях со средним объемом хлыста, т. е. только 0,6 м3 и более, погрузчик ЛТ-65 — при объеме 0,4 м3 и более, а ПЛ-1Б — менее 0,4 м3. Из соображений удобства эксплуатации целесообразно применять погрузчики однотипные по базовому трактору с трактором, выполняющим трелевку. Наиболее эффективно погрузчики используются при организации работ в две-три смены и вывозке хлыстов из запасов у трасс лесовозных дорог.
При вывозке древесины текущей заготовки на мастерском участке должен быть обеспечен запас в объеме не менее суточной производительности погрузчика. При этом комплексные бригады ведут только валку деревьев, трелевку, обрубку сучьев
п штабелевку хлыстов. Количество бригад на мастерском участке и их численный состав подбираются по нормам выработки тракторов (с учетом возможного их перевыполнения) такими, чтобы все они обеспечивали суточную производительность закрепленного за ними погрузчика. Во избежание помех друг другу трелевочный трактор и погрузчик должны работать на разных погрузочных площадках. А так как вальщик и обрубщики по условиям безопасности работают в разных пасеках, комплексные бригады одновременно трелюют на три-четыре погрузочные площадки.
Рис. 1. Лесопогрузчик ПЛ-3:
1 — нижняя челюсть; 2 — гидродилиндр челюсти; 3 — П-образная стрела; 4, 6 — гидроцилиндры стрелы; 5 — коромысло; 7 —рама погрузчика
При использовании на погрузке челюстных погрузчиков следует применять схемы разработки лесосек с размещением погрузочных площадок широким фронтом или параллельным расположением пасечных волоков. Если на погрузочных пунктах используют челюстные погрузчики, то хлысты . в запас укладывают без разделения пачек вертикальными прокладками; при этом высота штабелей не должна превышать 2 м.
Со стороны подъездов к лесопогрузочному пункту устанавливается предупредительный знак: «Проезд запрещен, погрузка леса». В ночное время фронт погрузочных работ должен быть освещен. Водители обязаны правильно устанавливать лесовозы по отношению к штабелю, проверять крепление дышла, крестовую сцепку и замки стоек коников прицепа и машины. После этого водитель дает сигнал машинисту лесопогрузчика, а сам отходит в безопасное место вперед по ходу машины на расстояние не менее 10 м от комлей погружаемых хлыстов. Дверь кабины лесопогрузчика должна быть закрыта.
Погрузка хлыстов и сортиментов навесными устройствами лесовозных автомобилей
При выборочных рубках и рубках ухода, характеризующихся небольшими объемами вывозки с одного пункта на расстояния до 10—15 км, наиболее эффективно применять автопоезда с устройствами для погрузки и выгрузки. Автопоезд на базе ЗИЛ-131 и одноосного роспуска имеет специальные откидные стойки, канатно-блочную систему и двухбарабанную лебедку. На погрузочных площадках пачки отделяются друг от друга стойками. Размеры пачек должны соответствовать возможности их погрузки за один прием, а их число быть в объеме не менее рейсовой нагрузки. Подошедший автопоезд устанавливают рядом со штабелем. Со стороны хлыстов откидывают стойки коников. После зацепки одной пачки включают лебедку, укрепленную к лонжеронам рамы тягача за кабиной. Древесина грузится на автопоезд.
Рис. 2. Схема погрузки на агрегатный автопоезд
При выборочных рубках и заготовке леса в горных условиях и густонаселенных районах применяются сортиментовозы ЛТ-95, которые монтируются на базе автомобиля ЗИЛ-131 В и седельного прицепа ОдАЗ-885. Захватом грейферного типа загружают площадку, установленную на роликах полуприцепа в переднем положении. После загрузки площадка по специальным направляющим перемещается в заднее положение, а освободившееся место заполняется сортиментами. Таким образом, короткая стрела крана (4—5 м), установленная сзади кабины тягача, обеспечивает за 40 мин загрузку автопоезда в два штабеля по длине платформы общей массой до 7,5 т.
Технологические схемы разработки лесосек
На рис. 3 приведено в качестве примера несколько технологических схем разработки лесосек. Все они указывают размещение на лесосеке лесовозных усов, бригадных делянок и секций с расположением на них пасек, волоков, погрузочных пунктов, зон безопасности, оборудования, а также последовательность разработки секций и пасек в отдельности.
При трелевке тракторами с оборудованием лесосеки могут разрабатываться по одной из схем. При выборе той или иной схемы учитывают: условия, определяющие рациональность размещения сети трелевочных волоков; способ трелевки; полноту и ярусность насаждения; расположение на лесосеке подроста и его высоту; направление господствующих ветров; преобладающий наклон деревьев. На рис. 3,б приведена схема разработки лесосеки узкими пасеками или лентами, расположенными параллельно волоку, а на рис. 3,б — схема при расположении лент под углом к волоку. На них цифрами I, II, III, IV указывается порядок разработки пасек, а 1—8 — порядок разработки лент.
При разработке лесосек пасеками шириной 25 м и обрубке сучьев у мест валки трелевочные волоки прорубают заблаговременно. Трактористы приступают к трелевке хлыстов с волоков, когда на них уже имеется достаточный запас очищенных хлыстов. Вальщик в это время, выполняя требования правил техники безопасности, прорубает волок на 4-й пасеке с тем, чтобы между ним и трактористом при любых условиях было расстояние не менее 50 м.
При трелевке хлыстов за вершины тракторами с захватами и необходимости сохранения подроста магистральные волоки располагаются с возможностью заезда на насеку с любого ее конца. Поэтому они проходят не только между секциями, но и по их периферии. Такая сеть позволяет трактористу порожнем передвигаться по одному Л, а с грузом — по другому волоку Б без разворота на пасеке.
Выехав с пасеки на магистральный волок с меньшим сопротивлением движению, машинист может дополнить объем трелюемой пачки. Для реализации такой возможности после вырубки зон безопасности и магистральных волоков ведется валка на прилегающих полосах запаса хлыстов (деревьев) специально для дополнения объема трелюемых пачек. Схемы расположения запаса хлыстов (деревьев) для различных условий работы показаны на рис. 3, д, е, ж.
Так как каждая пасека разрабатывается в три захода, то по условиям безопасности члены бригады одновременно работают в трех пасеках разных секций. Очередность одновременно разрабатываемых полос в секции должна обеспечивать безопасность при различных сочетаниях заходов и сохранение среднего расстояния трелевки.
На рис. 3, г показана схема разработки лесосеки при трелевке трактором ТБ-1 за комли с обрезкой сучьев на погрузочных площадках или нижнем складе. При попородной сортировке на лесосеке трактор ТБ-1 во время формирования пачки на ленте грузит на коник хлысты только нужной категории, а следующими заходами забирает оставленные. Эти пачки на лесопогрузочном пункте укладывают в отдельные штабели.
Рис. 3. Технологические схемы разработки лесосек тракторами:
а — при трелевке хлыстов за вершины трактором ТБ-1 с сохранением подроста; 1 — лесовозная дорога; 2 — зона безопасности; 3 — лесопогрузочный пункт; 4 — магистральный трелевочный волок; 5 — граница секции; 6 — граница пасеки (ленты); 7 — пасечный трелевочный волок; 8 — запас хлыстов или деревьев для дополнения объема трелюемых пачек; 9 — границы лент; 10 — проезд для ТБ-1; —вырубка; 12 — растущий лес; 13 — граница зоны безопасности; А и Б — магистральные волоки; L — длина секции; В — ширина секции; в — ширина ленты; / — длина ленты; В (в кружке) — вальщик леса; О (в кружке) — обрубщик сучьев; Т (в кружке) — трелевка хлыстов; 1, 2, 3, 4, 5, 6 (в кружках) — очередность одновременно разрабатываемых секций; б —при трелевке хлыстов и деревьев с чокерной прицепкой; в — при трелевке деревьев с чокерной прицепкой; г — при трелевке за комли трактором ТБ-1; д, е, ж — схемы расположения запаса хлыстов (деревьев) для дополнения объема трелюемых пачек; з — схема лесопогрузочного пункта при работе на нем сучкорезной машины ЛП-30 и попородной заготовке леса; 13 — погрузочная площадка для хвойных деревьев; 14 — погрузочная площадка для лиственных пород; 15 — сучкорезная машина ЛП-30; 16 — направление перемещения машины ЛП-30; 17 — челюстной погрузчик; 18 — лесовозный автопоезд
Рис. 4. Технологические схемы разработки лесосек канатными установками:
а — на базе установки ЛЛ-26; 1, 2, 3— участки пасеки; 4 — несущий канат; 5 — лебедка ЛЛ-26А; 6 — тягово-грузовой канат; 7 — автоматическая каретка; 8 — грузовой крюк; 9 — склад сортиментов; б — на базе установок ЛЛ-27 и ЛЛ-29; 1 — трелевочный трактор; 2 — волоки-террасы; 3 — приемопогрузочные площадки; 4 — трелевочная лебедка; 5 — крупнопакетная погрузочная установка; 6 — несущий канат установки; 7 — лесовозная дорога
На рис. 3, з показан лесопогрузочный пункт работы сучкорезной машины ЛП-30 при попородной заготовке леса в Чухломском ЛПХ, на котором для устранения простоев машины создаются запасы деревьев по 120—150 м3 не менее чем на трех площадках. На обрезке сучьев с деревьев лиственных пород используются бензопилы «Тайга-214».
На рис. 4, а показана технология разработки лесосеки канатной установкой ЛЛ-26. После разрубки посередине первой пасеки I трассы шириной 5—10 м вверху устанавливается одно-барабанная лебедка ЛЛ-26А 5 и выполняется монтаж всей установки. Каждая пасека по длине склона делится на участки 1, 2, 3 ит. д. длиной не более 200 м с нумерацией начиная от лебедки. Валку начинают с нижней границы первого участка первой пасеки с приземлением деревьев вниз по склону под углом 50° к несущему канату и учетом сохранения подроста. С поваленных пяти-шести деревьев обрубаются сучья и хлысты раскряжевываются.
Одновременно с заготовкой сортиментов производится их подтрелевка. Благодаря стопорному и командному механизмам каретку можно остановить в любой точке несущего каната. От остановленной поблизости автоматической каретки оттягивается грузовой крюк с тягово-грузовым канатом и к нему прицепляются зачокерованные бревна. Включением лебедки пачка волоком подтягивается к трассе. Здесь же сортименты формируются в пачки объемом равным грузоподъемности установки. Прицепляют пачки к крюку двумя чокерами и в подвешенном состоянии трелюют в режиме на спуск к подножью горы. В это время на пасеке производится валка деревьев, обрубка сучьев и раскряжевка хлыстов. Отгрузка сортиментов со склада 9 на лесовозный транспорт осуществляется челюстным погрузчиком.
Опытом установлено, что грузовой крюк к месту прицепки лесоматериалов вручную можно подавать только при освоении пасек шириной до 150 м. Широкие лесосеки приходится разрабатывать несколькими пасеками. Однако переноска канатно-блочной системы требует материальных затрат и времени. Поэтому при освоении больших лесосек необходима механизированная подача грузового крюка или применение специальных способов трелевки от пня к несущему канату, как показано для установки ЛЛ-27 и ЛЛ-29.
В рассматриваемом варианте волоки-террасы проходят посередине широких пасек. Этим уменьшается общая длина и объем работ по их устройству. Однако в отличие от схемы на рис. 4, д здесь с верхней половины пасеки хлысты трелюются за вершины, а с нижней — за комли. Притрелеванные тракторами хлысты по несущему канату установки лебедкой доставляют к лесовозной дороге и укладывают напротив крупнопакетной погрузочной установки в пачки, являющиеся рейсовой нагрузкой лесовоза. Чтобы не приходилось заниматься их переформировкой, торцы комлей должны выравниваться еще на приемопогрузочных площадках.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Погрузка леса"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы