Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Механизация лесозаготовительных работ

Публикация:
   Трелевка леса

Читать далее:




Трелевка леса

Трелевкой называется перемещение деревьев, хлыстов или сортиментов от места валки до лесопогрузочных пунктов, расположенных у лесовозных дорог. Наибольшее распространение получила трелевка тракторами и лебедками. Трелевка леса тракторами применяется в сухих лесосеках со спокойным рельефом местности, имеющим уклоны не более 22°. В лесосеках, расположенных в гористой или заболоченной местности, применяется трелевка лебедками.

Трелевка леса тракторами

При трелевке леса за комель тракторист, подъезжая к предупредительному знаку, расположенному не ближе чем 50 м от места работы вальщика, должен подавать звуковой сигнал и въезжать в опасную зону только после получения разрешения условным знаком. Вальщик подает разрешение на въезд после валки дерева и приступает к чокеровке деревьев вместе с трактористом.

Тракторист разворачивает трактор одним из способов в зависимости от условий «на месте», «по радиусу» или «маятниковым» и начинает после подачи сигнала двигаться задним ходом. Расстояние при этом зависит от характера древостоя на пасеке и мощности трактора. Зависимость числа хлыстов в пачке, составляющих рейсовую нагрузку для трактора ТДТ-55 от среднего объема хлыста, приведена ниже.

При трелевке в оттепель или по глубокому снегу объем пачки уменьшается. Трактор движется задним ходом до выбранной сравнительно ровной и горизонтальной площадки, от которой расстояние ручного оттаскивания тягового каната до последнего для пачки хлыста (дерева) не превышало бы 15 м. Установка трактора зависит от способа трелевки.

При трелевке хлыстов за вершины с боковой полосы пасеки продольная ось остановленного трактора должна быть направлена на вершину последнего хлыста и не пересекать вершины впереди лежащих хлыстов. Такие условия обязан создавать вальщик выбором порядка и направления валки отдельных деревьев. При трелевке хлыстов или деревьев с волоков продольная ось трактора должна совпадать с направлением подтаскивания пачки.

После установки работы двигателя на малых оборотах и включения лебедки на 2—3 с на разматывание тракторист выходит из кабины. После отбора 6—8 чокеров чокеровщик с 3—4 крайними чокерами, а тракторист за ним через 3—4 м с остальными оттаскивает канат при положении щита в поднятом состоянии. При трелевке за вершины чокеры прицепляют на расстоянии 0,7—1,2 от среза, а при трелевке за комли — 0,5—0,7 м от торца, но таким образом, чтобы обойма кольца чокера находилась на уровне торца.

Находясь спиной к трактору и с левой стороны тягового каната, крюк чокера правой рукой подводят под комель (вершину), принимают левой рукой и правой рукой сверху заводят трос в зев крюка. У хлыстов же, расположенных справа от тягового каната, крюк чокера переносится сверху и правой рукой подводится снизу комля. Затем зев крюка, принятого левой рукой, одевается на трос чокера снизу.

Закончив чокеровку хлыстов первого приема, тракторист садится в кабину и после получения разрешения чокеровщика включает лебедку, ведя наблюдение за правильностью намотки каната, ходом сбора пачки и сигналами. Когда кольца чокеров окажутся в 0,5—1 м от щита, подтаскивание полупачки отключением лебедки останавливается и тракторист по сигналу отъезжает на 10—15 м, тем самым производя механическое разматывание каната. Трактор останавливается на свободной ровной площадке в таком положении, чтобы его продольная ось была

направлена на передний конец полупачки, собранной за первый прием и не пересекала вершин впереди лежащих хлыстов с ленты полупасеки.

При трелевке хлыстов и деревьев с волоков продольная ось трактора должна совпадать с направлением трелевки, и цикл по второму приему сбора пачки повторяется. Сбор полной пачки выполняется за три приема и более.

Рис. 1. Способы установки трактора при сборе пачки:
1 — при трелевке хлыстов за вершины с боковой полосы пасеки; 2, 3, 4 — при трелевке хлыстов или деревьев с волоков; 5 и 6 — примеры чокеровки за вершину и комель; 7 и 8 — методика чокеровки хлыстов, расположенных слева а справа относительно тягового каната; 9 — установка трактора для выбора второй полупачки с боковой полосы пасеки; 10, 11, 12 — то же при трелевке хлыстов или деревьев с волоков

После установки трактора для выполнения последнего приема погрузочный щит сбрасывается на землю и обе гусеницы затормаживаются. После ослабления тягового каната крюк крайнего чокера соединяется со скобой, а остальные оттягиваются к месту прицепки хлыстов, выполняемой подобно первому и последующим приемам. Включением лебедки пачка затягивается на щит, и лебедка выключается, когда кольца чокеров подошли к блоку. После затягивания тормоза лебедки и подачи сигнала трактор с полной нагрузкой следует на погрузочный пункт.

Во время движения тягового каната или трактора нельзя освобождать хлысты, зажатые между пнями, перешагивать канат, поправлять пачку хлыстов, отцеплять и прицеплять хлысты, садиться на трактор, ездить вне кабины или на хлыстах, высовываться из кабины или выходить из трактора. Во избежание травм при раскатывании хлыстов чокеровщику запрещается идти сзади пачки. Идти можно только сбоку на расстоянии не менее 5 м от пачки или 10 м от ее конца. При работе на склонах и косогорах чокеровщик и вальщик должны находиться только выше прицепляемых или трелюемых хлыстов.

Сбор пачки деревьев тракторами Т-100МГП-1 и Т-130Г производится ходом вперед. После сбора пачки трактор движется назад, собирающий канат снимается, а кольца чокеров одеваются на двурогий крюк. На поворотах радиус закруглений волоков должен быть не менее средней длины трелюемых хлыстов; на кривых меньшего радиуса с внутренней стороны оставляют отбойные пни высотой 1 —1,2 м.

На лесопогрузочном пункте скорость движения уменьшается. В тот момент, когда при трелевке за вершину комлевые торцы самых коротких хлыстов окажутся на расстоянии 1 м от плоскости выравненных торцов штабеля, трактор по сигналу останавливают, барабан лебедки в этот момент растормаживается и трактор отъезжает из-под пачки на расстояние 1 —1,5 м. При трелевке за комли пачку сбрасывают так, чтобы ее торцы находились на уровне торцов штабеля и отъезжают от нее на расстояние 1,5—2 м. Для удобства работы лесопогрузчика торцы хлыстов должны располагаться на расстоянии 0,32—0,36 их длины от середины между подкладками.

Отцепку вершин на погрузочном пункте при ослабленном тяговом канате ведут двое рабочих, располагаясь напротив торцов или сбоку. При трелевке за комли они, опасаясь раскатки, находятся только с торцов, удерживая одной рукой крюк, и выводят другой канат из его зева. С окончанием отцепки по команде чокеровщика, находящегося в безопасном месте, тракторист подает звуковой сигнал и включает лебедку; в результате наматывания чокеры выдергиваются. Если из-за невозможности один или два чокера среди пачки не были отцеплены, то по сигналу чокеровщика лебедка отключается и производится доотцепка. По окончании работ по отцепке тяговый канат полностью наматывается, чокеры собираются и щит поднимается в транспортное положение.

Установив трактор напротив комлей, тракторист движением вперед с опущенным толкателем выравнивает торцы всех хлыстов на одном уровне с торцами штабеля с разбегом не более 0,5 м. При вывозке по узкоколейной железной дороге хлысты укладываются вразнокомелицу.

Использование колесных тракторов на трелевке допускается только на подъемах не более 7° (0,12 рад), на спуск в сухую погоду летом не более 17° (0,3 рад), зимой и в сырую погоду летом не более 13°. При трелевке леса в темное время суток на лесосеке должно работать не менее двух тракторов с захватами.

Трелевка леса канатными установками

Конструкция канатной установки выбирается в зависимости от характера почвенно-грунтовых условий, рельефа местности, таксационных условий и способа разработки лесосеки. В основном они используются на склонах более 20°, где применение тракторов становится невозможным.

Трелевка леса волоком, при которой деревья, хлысты или сортименты перемещаются, соприкасаясь с грунтом по всей своей длине, находит применение при подтаскивании древесины к трассе основной установки.

Канатные установки для полуподвесной трелевки применяют для трелевки на короткие расстояния на лесосеках с прочными грунтами и густой сетью дорог. Так как у трелюемых пачек один конец приподнят над грунтом, они при движении лучше обходят пни и другие препятствия. Как в установке ЛЛ-25 (СТУ-ЗСМ), так и ЛЛ-20 приводные лебедки размещаются на тракторе, что улучшает их маневренность.

Подвесные канатные установки используют в условиях, где деревья, хлысты или сортименты должны перемещаться полностью в подвешенном положении не касаясь грунта. Это необходимо для сохранения подроста, почвы от эрозии, а древесины — от механических разрушений. Они подразделяются на три типа:

УТТ — установки канатные трелевочно-транспортные. Наличие в двухка-натной установке ЛЛ-26 автоматической каретки дает возможность производить самоподтрелевку древесины от пня к несущему канату с расстояний до 50 м, а затем после перецепки с переформировкой ее транспортировку в режиме на спуск на погрузочную площадку до 1000 м. Применяются при сплошных и постепенных рубках на крутых склонах, где затруднено строительство волоков.

УТ — установки канатные транспортные изготовляются следующих конструкций:
— ЛЛ-24 грузоподъемностью 1,6 т, применяется для рубок ухода. Ее привод осуществляется от лебедки, установленной на тракторе Т-40М. Движение каретки на лесосеку и с грузом в режиме на спуск производится с помощью канатоведущего шкива и реверсированием его вращения, а подъем и опускание груза — отдельным барабаном.
— ЛЛ-27 (УК-1-ЗТ) монтируется по схеме, показанной на рис. 59,5 грузоподъемностью 3 т с приводом от лебедки ЛЛ-12А. Применяется при рубках главного пользования и работает, как правило, в режиме на спуск. В зависимости от крутизны склона подтрелевка хлыстов к несущему канату осуществляется трелевочными тракторами или легкими установками ЛЛ-25 или ЛЛ-20 с самоходными приводами. Разработку лесосек при тракторной подтрелевке ведут лентами шириной 8—10 м с валкой деревьев вдоль склона, а расположением волоков — поперек склона, как показано на рис. 33, д. Штабелевка и отгрузка хлыстов на лесовозы ведется однониточным кабель-краном с приводом от лебедки ТЛ-4Д.
— ЛЛ-29 (УК-1-6Т) оснащается по схеме рис. 2, г грузоподъемностью 6 т, применяется в лесосеках с крупномерными деревьями на рубках главного пользования. Установка приводится от четырехбарабанной лебедки ЛЛ-8 и работает преимущественно на подъем, так как при спуске ленточные тормоза не обеспечивают устойчивости движения груза. На подтрелевке хлыстов к несущему канату можно применять тракторы ЛТ-157 или ТТ-4, а предпочтительнее— установку ЛЛ-25, лучше сохраняющую окружающую среду. Для отгрузки притрелеванных хлыстов на лесовозы используется крупнопакетная двухстреловая установка с приводом от свободных барабанов лебедки ЛЛ-8.
— УП — установки канатные погрузочные. Для отгрузки пачек массой до 3 3,2 т применяют однониточные установки типа кабель-кранов. При грузоподъемности 6,3 и 12,5 т используют двухниточные кабель-краны ЛЛ-30.

Рис. 2. Схемы канатных установок:
а – ЛЛ-25 (СТУ-ЗСМ); б — ЛЛ-26; в — ЛЛ-24; г — ЛЛ-29 (УК-1-6Т); д — ЛЛ-27 (УК-1-ЗТ); е — ЛЛ-30

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Механизация лесозаготовительных работ

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Трелевка леса"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства