Принцип действия гидросистемы. Основная гидросистема предназначена для выполнения двенадцати операций: подъема и опускания жатки, горизонтального и вертикального перемещения мотовила, прокрутки наклонной камеры, включения и выключения привода молотилки, привода выгрузных шнеков, поворота выгрузного наклонного шнека, изменения частоты вращения мотовила и молотильного барабана, включения вибраторов для активизации выгрузки зерна из бункера и управления копнителем.
В комбайнах с механическим приводом ходовой части скорость движения комбайна изменяют в пределах диапазона вариатора с помощью основной гидросистемы.
В системе существуют четыре вида потока рабочей жидкости: подачи в насос; нагнетания от насоса; управления слива. Они распределяются следующим образом.
При работающем двигателе все золотники распределителей находятся в нейтральном положении. Насос забирает из бака рабочую жидкость потоком подачи и направляет в гидросистему поток нагнетания, который через переливной канал попадает потоком слива в бак. Переливной канал открыт для слива потока только при наличии потоков управления. Последние образуются тогда, когда часть потока нагнетания проходит через дроссельное отверстие клапана (клапан с электромагнитным управлением открыт). Сливной поток управления поступает в бак.
При перемещении любого золотника распределителя с механическим управлением или золотника распределителя копнителя поток управления исчезает, так как в одном из распределителей перекрывается канал управления. Переливной канал в клапане закрывается. Поток слива исчезает, а поток нагнетания направляется в полость включенного рабочего органа, из которого потоком попадает в бак.
С включением любой секции электрогидравлических распределителей поток управления исчезает, так как одновременно включается клапан, перекрывающий поток управления. Далее происходит то же самое, что и при перемещении золотника. Поток нагнетания поступает в полость включенного рабочего органа, из которого уже потоком сливается в бак.
Бак (резервуар) основной системы устанавливают на передней стенке бункера. Его вместимость (25 л) рассчитана так, чтобы после заполнения до уровня верхней метки при опущенных жатке и мотовиле система работала без выплескивания жидкости через сапун. При полном их подъеме расход масла максимальный.
Резервуар состоит из корпуса сварной конструкции, в передней части которого размещают стекло указателя уровня масла с верхней меткой.
Для поддержания постоянного атмосферного давления при изменении уровня масла во время работы гидросистемы в баке монтируют сапун. Через его фильтроэлементы проходит воздух, очищаясь от пыли.
В нижней части корпуса вваривают наконечники для соединения их к всасывающей магистрали основной гидросистемы и рулевого управления. Филыр включает корпус с закрепленными на нем наконечником, клапаном в сборе и клапаном-сигнализатором.
Масло из сливной магистрали поступает в корпус фильтра, проходит через фильтрующий элемент, клапан и сливается в резервуар. При чрезмерном загрязнении фильтрующего элемента и когда давление в магистрали достигает 0,25 МПа (например, пуск в холодную погоду), все масло или его часть без фильтрации направляется в резервуар через клапан-сигнализатор. В кабине начинают действовать звуковой и световой сигналы.
Масло сливается из бака через штуцер, при откручивании которого шарик открывает сливное отверстие.
Чтобы заменить или очистить фильтрующии элемент, следует вернуть болты и снять крышку. Шестеренный насос НШ-32-3 нагнетает рабочую жидкость в основой гидросистеме комбайна. Его крепят на фланце корпуса привода, Н котором располагают детали привода. Корпус монтируют на двигателе с возможностью вращения вокруг оси.
Вал, установленный на подшипниках в корпусе, с одной стороны соединяют с валом насоса, а с другой -с приводным шкивом. Последний приводится в действие через два клиновых ремня от шкива, размещенного на носке крленчатого вала. Ремни натягивают поворотом корпуса привода.
Техническое обслуживание привода насоса заключается в смазке подшипника через 120 ч работы.
Номинальное давление на выходе из насоса составляет 16 МПа, объемная подача -55,6 л/мин. Направление вращения ведущего вала — правое.
Рабочая жидкость в насосе нагнетается с помощью вед щей и ведомой шестерен находящихся внутри корпуса Ведущий вал насоса уплотняют манжетами, которые фиксируют опорным и пружинным кольцами.
Сопротивление в основной гидросистеме достигает предельных значений каждый раз когда цилиндры доходят до крайних положений, а также в процессе дросселирования потока через отверстие в нагнетающей магистрали.
Предохранительно- переливной клапан служит для защиты системы от чрезмерного давления, возникающего между нагнетающей и сливной магистралями.
Между полостями нагнетания А и слива Д корпуса устанавливают поршень и предохранительный клапан. Они изолируют полости А и Д.
Через дросселирующее отверстие поршня полость А соединяется с полостями Б и В. В результате давление в них выравнивается и поршень под действием пружины устойчиво удерживается в закрытом положении, перекрывая полость Д. Полости Г и Д сообщаются каналом 6.
Давление регулируют ввинчиванием или вывинчиванием винта. При открытии предохранительного клапана оно должно быть 12,5 МПа (125 кгс/см2).
С возрастанием давления в нагнетающей системе клапан открывается. Следовательно, давление в полостях Б и В падает. Так как масло из полости А не успевает пройти через дросселирующее отверстие, то мгновенно создается разность давлений с обеих сторон поршня 7. Поршень, сжимая пружину, поднимается и открывает прямой выход масла из полости А нагнетания в полость Д слива.
При снижении давления поток масла через предохранительный клапан прекращается. Вследствие этого оно выравнивается с обеих сторон поршня, который под действием пружины отделит полости А и Д.
Неотрегулированный клапан может привести к потере работоспособности гидросистемы или к аварийным ситуациям.
Если все золотники находятся в нейтральном положении, то происходит то же самое, что и при чрезмерном давлении, а в случае их перемещения — при снижении давления.
Клапан размещают на раме моторной установки комбайна под передней площадкой обслуживания.
Гидроклапан с электромагнитным управлением перекрывает поток управления при включении одной из секций электрогидравлических распределителей. Он состоит из корпуса, на наружную поверхность которого крепят катушку. Катушка закрыта гильзой и закреплена на корпусе шайбой и гайкой. Во внутреннюю часть корпуса монтируют якорь, в который вставляют иглу, толкатель и пружину, соединенные кольцами.
Если золотники всех распределителей находятся в нейтральном положении, то при работающем двигателе в гидросистеме поток управления движется из предохранительно-переливного клапана во входной канал Б и далее через выходной канал А подается в распределитель с механическим управлением.
С включением любого золотника электрогидравлических распределителей ток поступает в катушку. Якорь перемещается, и канал перекрывается иглой. Поток управления исчезает, а поток нагнетания направляется в полость рабочего органа.
При выключенном золотнике электрогидрораспределителя ток в катушке отсутствует. Игла под давлением рабочей жидкости открывает канал для потока управления.
Гидрораспределитель с механическим управлением предназначен Для управления следующими гидроцилиндрами: подъема и опускания жатки, вариатора мотовила, вертикального перемещения мотовила, горизонтального перемещения мотовила, механизма включения молотилки. Его крепят на раме моторной установки под кабиной. Он включает пять секций и две крышки, соединенные тремя болтами с гайками.
Во втулку свободно вставляют клапан с резиновым уплотниным кольцом. Между буртиком клапана и этой втулкой помете а дистанционная шайба, предохраняющая резиновое уплотнильное кольцо от деформации при действии на клапан давления масла от гидроцилиндра.
При нейтральном положении золотника клапан прижимается к седлу втулки пружиной, опирающейся на крестовину. В этом положении полости корпуса секции благодаря лыскам на золотнике соединяются с нагнетательным и сливным каналами распредели-теля.
Перемещение клапана ограничивается упором поршня в торец резьбовой втулки. Однако это не препятствует проходу масла к потребителю (гидроцилиндру) или от него, так как в торце выполнены поперечные сквозные пазы.
Необходимая герметичность золотника и резьбовых втулок достигается резиновыми уплотнительными кольцами.
Для управления гидроцилиндрами наружные втулки запорных клапанов распределителя снабжены присоединительными отверстиями, в которые ввертывают штуцера маслопроводов от потребителей.
Гайки болтов, соединяющих секции распределителя, необходимо затягивать с усилием, обеспечивающим герметичность в стыках секций. Нельзя допускать в тоже время заклинивание или тугое перемещение золотников в корпусах секций.
Утечки масла в стыках секций при нормальной затяжке болтов указывают на наличие неровностей на плоскостях разъема корпусов. В данном случае необходимо заменить негодную секцию. Не следует чрезмерно завертывать болты с целью устранения утечки.
Нагнетательные и сливные каналы при соединении секций между собой образуют общие каналы распределителя. В их стыках по плоскостям разъема секций монтируют уплотнительные кольца.
Каждая секция представляет собой золотник с четырьмя канавками, которые образуют кольцевые полости, сообщающиеся со всеми магистральными каналами. В нагнетающем и сливных каналах эти полости увеличены за счет расточек.
В распределителе применяют два типа золотников управлени Для управления исполнительными поршневыми цилиндрами горизо тального перемещения мотовила (секция 4) и механизма включения молотилки (секция 5) используют золотники с двумя запорными клапанами, а в остальных случаях — с одним.
В нейтральном положении золотнику, зафиксированного пружиной, канавки совмещены с магистральными каналами. Верхнее и нижнее его положения ограничены распорной втулкой и упорной шайбой, закрепленными на хвостовике золотника стопорным кольцом.
Кольцевые полости Ж сообщаются с полостями исполнительных цилиндров через запорные клапаны. В перемычке корпуса устанавливают поршень. Между ним и клапанами находится зазор.
Распределитель работает следующим образом. При нейтральном положении золотников масло потока управления поступает через отверстие в канал Г и вытекает из распределителя через отверстие. Насос забирает из бака масло, которое через переливной канал предохранительно-переливного клапана снова сливается в бак.
Включенный золотник запирает канал Г и одновременно открывает каналы, сообщающие нагнетательную и сливные магистрали корпуса распределителя с соответствующими полостями включаемых исполнительных цилиндров. При этом исчезает поток управления и закрывается переливной канал предохранительно-переливного клапана. Масло из магистрального канала Е направляется через верхний или нижний запорный клапан с отверстиями в исполнительный цилиндр. Поршень перемещается и открывает соответственно нижний или верхний запорный клапан. Через них масло поступает из цилиндра в нижний или верхний сливные магистральные каналы Д корпуса золотника.
При выключении золотник автоматически самоустанавливается в нейтральном положении под действием пружины и ограничительных упоров.
Гидрораспределители с электромагнитным управлением служат для управления гидроцилиндрами вариатора барабана — секция, поворота выгрузного шнека -секция, вибратора бункера – секция (трехсекционный) и для управления гидроцилиндрами прокрутки наклонной камеры и привода выгрузных шнеков (двухсекционный). На комбайнах «Дон-1200» с механическим приводом ходовой части вместо двухсекционного гидрораспределителя применяют трехсекционный (еще одну секцию добавляют для управления вариатором хода).
Распределители монтируют как можно ближе к исполнительным гидроцилиндрам: трехсекционный — на левой стороне бункера, а двухсекционный — на правой стороне рамы моторной установки.
Трехсекционный распределитель состоит из рабочих секций двух крышек, электромагнитной приставки. В корпусе расположены нагнетательный канал Б, канал В, связы-ющий полость И и Г электромагнитного и запорного клапанов, верхний и нижний сливные каналы Д, сообщающиеся через канал К в крышке, нагнетательный канал Е, закрытый крышкой.
В стыках каналов по плоскостям разъема секции крепят резиновые уплотнительные кольца. Каждая секция включает в себя золотник с тремя канавками, образующими кольцевые полости.
Различают три типа золотников. В двухсекционном распределителе и в рабочей секции используют золотники с двумя запорными клапанами. В секциях расположены соответственно золотники с одним запорным клапаном и без запорных клапанов прямого действия. В нейтральном положении золотник фиксируется пружинами, находящимися в пробках.
Кольцевые полости Ж сообщаются с полостями исполнительных цилиндров. В перемычке корпуса около запорных клапанов крепят поршень.
В корпусе электромагнитной приставки канал Б при открытом клапане может соединяться с полостью И электромагнитного клапана, связанной каналом В с полостью Г запорного клапана.
Каждая секция снабжена электромагнитной приставкой с двумя соленоидами, включаемыми кнопками на пульте управления в кабине. Каждый соленоид управляет своим клапаном.
При выключенном распределителе клапаны перекрывают отверстие седла и разобщают канал Б и полость И. Золотники находятся в нейтральном положении. Масло в гидросистеме забирается насосом из бака и через канал предохранительно-переливного клапана снова сливается в бак.
При нажатии на какую-либо кнопку на пульте управления через соленоид электромагнитной приставки проходит ток. Клапан (рис. 194), переместившись, открывает отверстие седла. Масло из магистрального канала Е поступает в полость Г через канал Б, отверстие седла, полость И и канал В. Из полости Г оно сливается по каналу золотника, который передвигается под давлением масла. Далее жидкость направляется из магистрального канала Е через верхний или нижний запорный клапан с отверстиями в исполнительный цилиндр. Поршень открывает соответственно нижний или верхний запорный клапан, через который масло из цилиндра перемещается в нижний или верхний сливной магистральный канал Д.
При отпускании кнопки подача тока прекращается. Клапан закрывается. Золотник под действием пружин занимает нейтральное положение.
Гидроцилиндры основной гидросистемы комбайна с гидравлическим приводом ходовой части бывают одностороннего и двустороннего действия.
Цилиндры одностороннего действия (подъема и опускания жатки, вариатора мотовила, вертикального перемещения мотовила, вариатора молотильного барабана, открытия и закрытия копнителя) бывают плунжерные и специальные. В них давление масла передается только в одном направлении.
Цилиндры двустороннего действия поршневые. Поршень передвигается под давлением масла в двух направлениях. К этому типу относят цилиндры вертикального и горизонтального перемещений мотовила, механизма включения молотилки, прокрутки
КЛОННОЙ камеры, привода выгрузных шнеков и поворота наклонного выгрузного шнека.
На комбайне- «Дон» впервые применена гидравлическая блоки-овка гидроцилиндров, обеспечивающая синхронность (одновременность) вертикального перемещения правой и левой сторон мотовила. Это достигается за счет поршневого и плунжерного гидроцилиндров, соединенных трубопроводами.
При подъеме мотовила рабочая жидкость направляется в нижнюю полость поршневого цилиндра. С перемещением последнего поднимается левая сторона мотовила. Одновременно рабочая жидкость из верхней полости выдавливается по трубопроводу в плунжерный гидроцилиндр, который синхронно поднимает правую сторону. При опускании мотовила рабочая жидкость из нижней полости поршневого цилиндра попадает в бак, а из плунжерного — в верхнюю полость поршневого цилиндра. Для заполнения полости плунжерного цилиндра необходимо поднять мотовило в крайнее верхнее положение. Таким же способом добавляют жидкость в случае ее утечки.
Гидравлическая блокировка служит и для синхронности горизонтального перемещения мотовила. Отличие от предыдущей блокировки заключается в том, что вместо плунжерного гидроцилиндра используют второй поршневой гидроцилиндр.
Гидросистема комбайна связана с верхней полостью левого и нижней полостью правого поршневых гидроцилиндров. Гидроцилиндры соединены так, что нижняя полость левого гидроцилиндра сообщается с верхней полостью правого гидроцилиндра.
При смещении мотовила вперед рабочая жидкость поступает в нижнюю полость правого гидроцилиндра, передвигая шток вперед. Одновременно рабочая жидкость из верхней полости правого гидроцилиндра направляется в нижнюю полость левого гидроцилиндра. Масло из верхней полости последнего сливается. При обратном действии мотовила рабочая жидкость проходит в верхнюю полость левого гидроцилиндра и выдавливается на слив из нижней полости правого гидроцилиндра.
Для синхронности необходимо, чтобы в системе вертикального перемещения объем полости плунжерного гидроцилиндра был равен максимальному объему верхней полости левого гидроцилиндра, а в системе горизонтального перемещения объем нижней полости гидроцилиндра был равен объему верхней полости правого гидроцилиндра.
Подобрать объемы пар гидроцилиндров из стандартного ряда невозможно. Поэтому в одном поршневом гидроцилиндре каждой пары устанавливают компенсирующую систему. В ней поршень делят на две части, между которыми крепят пружину. При сближении или удалении частей изменяется объем полостей.
Гидроцилиндр подъема и опускания жатки состоит из корпуса, плунжера и головки цилиндра. В корпус, включающий донышко и гильзу цилиндра, вставляют плунжер.
Гидроцилиндр вариатора мотовила включает корпус, крепящийся к неподвижному диску вариатора, плунжер, вставленный в корпус и соединенный с крестовиной болтами. Между корпусом и плунжером расположены маслосъемные уплотнительные кольца. Внутри плунжера монтируют штуцер на двух шарикоподшипниках. Манжету прижимают пружиной.
При увеличении частоты вращения мотовила рабочая жидкость поступает через угольник, штуцер и отверстие в полость между плунжером и корпусом. Далее она выдвигает плунжер из корпуса, а вместе с ним перемещает подвижный диск вариатора, вытесняя приводной ремень на больший диаметр.
С уменьшением частоты вращения мотовила рабочая жидкость сливается. Диски расходятся, ремень становится на меньший диаметр, а плунжер входит в корпус.
Правый гидроцилиндр вертикального перемещения мотовила состоит из корпуса, плунжера и головки цилиндра.
Корпус представляет собой донышко цилиндра и гильзу. В него вставляют плунжер. Кольцо в канавке, дойдя до упора в головку цилиндра, ограничивает крайнее выдвинутое положение плунжера. Головку цилиндра с уплотнительными кольцами и грязесъемной манжетой крепят в гильзе цилиндра и стопорят кольцом.
Левый гидроцилиндр вертикального перемещения мотовила включает гильзу и донышко с отверстием для крепления цилиндра на жатке. К гильзе приваривают штуцера, сообщающиеся с внутренней полостью цилиндра через каналы в гильзе.
Поршни двигаются по шлифованной поверхности гильзы. Уплотнительные кольца, установленные снаружи поршня в проточках, устраняют перетекание масла из полости давления в полость слива.
Поршни размещают на штоке и соединяют с ним стопорным кольцом. Между ними находится пружина для перемещения на штоке поршней один относительно другого. При этом изменяются объемы полостей, заполняемых маслом.
Уплотнительные кольца устраняют попадание масла в пространство между поршнями, а кольца — подтекание масла из цилиндра. Головку монтируют в гильзе и стопорят замковым кольцом. В верхней ее части расположена грязесъемная манжета.
Правый гидроцилиндр горизонтального перемещения мотовила состоит из гильзы и донышка с отверстием. К цилиндру приваривают штуцера. Они сообщаются с его внутренней полостью через каналы, просверленные в гильзе.
Уплотнительные кольца устраняют перетекание масла из полости давления в полость слива. Головку ввертывают в гильзу. Кольцо уплотняет соединение головки с цилиндром. В ней находятся уплотнительное кольцо штока и грязесъемная манжета.
Шток крепят на поршне шплинтуемой гайкой. На внешний конец штока навинчивают головку, с помощью которой регулируют его длину.
Левый гидроцилиндр горизонтального перемещения мотовила по конструктивному исполнению аналогичен левому гидроцилиндру вертикального перемещения мотовила и отличается размерами и техническими данными.
Гидроцилиндры прокрутки наклонной камеры, механизмов включения молотилки и выгрузных шнеков и поворота наклонного выгрузного шнека относятся к поршневым.
Гидроцилиндр вариатора молотильного барабана представляет собой гильзу с приваренным к ней донышком, которое накручивают на вал молотильного барабана. Плунжер вставляют в гильзу, выдвижение из которой ограничивается топорным кольцом. Кольцо упирается в торец головки. Головку устанавливают в гильзу цилиндра и стопорят замковым кольцом. Уплотнительные кольца устраняют подтекание масла из цилиндра.
Внутри плунжера монтируют штуцер на двух шарикоподшипниках, наружные кольца которых фиксируют в плунжере опорными кольцами. Между штуцером и плунжером находится кольцо, прижимаемое пружиной. Последняя упирается в опорную шайбу, закрепленную, в гильзе стопорным кольцом.
Плунжер через болты связан с подвижным диском вариатора. При увеличении частоты вращения барабана рабочая жидкость поступает через угольник, штуцер и отверстие плунжера в полость между плунжером и донышком. Затем выдвигает плунжер из гильзы и перемещает подвижный диск вариатора, вытесняя приводной ремень на больший диаметр.
С уменьшением частоты вращения барабана рабочая жидкость направляется на слив. Диски шкива вариатора расходятся. Ремень становится на меньший диаметр, а плунжер 6 входит в гильзу цилиндра.
Гидроцилиндры открытия и закрытия копнителя по устройству аналогичны плунжерным.
Вибропобудители служат для разрушения сводообразований, улучшения и ускорения выгрузки влажного зерна из бункера. Под действием колебаний, сообщаемых двумя вибраторами, граничный слой зерна вибрирует и вследствие этого течет по наклонной плоскости к выгрузному шнеку.
Вибратор представляет собой поршневой гидроцилинр с ходом 3 мм. В корпусе (рис. 201) поршень крепят на штоке, проходящем сквозь отверстие крышки. Внутри поршня расположен распределительный золотник, который с одной стороны связан с пружиной, ас другой — ограничен заглушкой.
Рабочая жидкость, поступающая в полость гидроцилиндра, сдвигает поршень, открывая отверстие. Через него -жидкость проникает в золотник, который, перемещаясь, открывает отверстие для ее прохождения в противоположную полость. При другом положении золотника освобождается отверстие для направления жидкости в первоначальную полость цилиндра. Циклы повторяются. Сливные полости распределителя постоянно соединены со сливной магистралью, минуя гидрораспределитель комбайна.
Гидроавтоматическая система закрытия копнителя состоит из распределителя, взаимодействующего с двумя плунжерными гидроцилиндрами, датчика, который через систему рычагов и тяг автоматически включает распределитель копнителя, гидроцилиндра открытия копнителя.
Распределитель расположен с левой стороны бункера. В корпусе (рис. 202) перемещается золотник, который в зависимости от положения управляет потоками рабочей жидкости.
При нажатии в кабине кнопки выгрузки копнителя или при срабатывании датчика, установленного в копнителе, гидроцилиндром и тягами открываются защелки с обеих сторон копнителя. Под действием массы копны дно опускается. Клапан открывается, и копна свободно выходит из камеры копнителя. Во время ее формирования и в процессе выгрузки золотник удерживается пружиной в крайнем верхнем положении. Полости гидроцилиндров закрытия и канал управления соединены со сливом.
После выгрузки копны датчик через систему тяг воздействует на толкатель, который перемещает золотник в крайнее нижнее положение. Масло через распределитель направляется в полости двух гидроцилиндров. Скорость закрытия клапана ограничивается за счет дроссельного отверстия А.
После закрытия заднего клапана прекращается поток масла через дроссельное отверстие. Давление жидкости в полостях уравнивается, и золотник под действием пружины возвращается в положение, в котором он находился при формировании копны.
Дросселирующий настраиваемый клапан предназначен для регулирования скорости подъема и опускания жатвенной части комбайна.
Внутри корпуса устанавливают шайбу с дроссельными отверстиями диаметром 3, 4, 5 и 6 мм, шпиндель и шпонку. Корпус закрывают крышкой, крепящейся болтами.
Со шпинделем поворачивается шайба, ив клапане меняется величина дроссельного отверстия, через которое проходит поток масла. Клапан монтируют под кабиной на раме моторной установки.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Основная гидросистема комбайна"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы