Одноковшовый экскаватор (рис. 1) состоит из следующих основных частей: ходового оборудования, поворотной платформы с механизмами и силовым оборудованием, рабочего оборудования.
Широко распространено гусеничное ходовое оборудование, обеспечивающее хорошую -проходимость экскаватора. В последнее время значительно возрос выпуск небольших экскаваторов на пневмоколесном ходу, обладающих большой подвижностью. Они могут быстро перемещаться с одного объекта на другой собственным ходом или на прицепе к автомобилю.
Для работы на слабых грунтах, например на торфоразработках, применяют уширенное (или удлиненное) гусеничное оборудование, позволяющее уменьшать удельное давление на грунт и улучшать проходимость экскаватора.
Поворотная платформа опирается через катки или специальное шариковое (либо роликовое) опорно-поворотное устройство на раму ходового оборудования. Платформа поворачивается относительно ходового оборудования в горизонтальной плоскости. Одна и та же .поворотная платформа может быть установлена на различное ходовое оборудование. В зависимости от угла поворота рабочего оборудования (в горизонтальной плоскости) экскаваторы называют полноповоротными или неполноповоротными. Подавляющее большинство экскаваторов выпускают полноповоротными, то есть их поворотная часть может вращаться на 360°. У машин этого типа (рис. 2) на поворотной платформе устанавливают двигатель и основные рабочие механизмы, а также крепят рабочее оборудование.
Неполноповоротными в настоящее время изготовляют лишь небольшие экскаваторы на базе тракторов (рис. 3) или автомобилей.
Рабочим оборудованием называется часть экскаватора, служащая для крепления и перемещения рабочего органа (ковша, крюка, грейфера и др.), с помощью которого копают грунт, поднимают груз, захватывают сыпучие и кусковые материалы и пр.
Рис. 2. Полноповоротный дизельный гидравлический экскаватор Э-2514 на пневмоколесном ходу с ковшом емкостью 0,25 м3
Рис. 3. Неполноповоротный гидравлический экскаватор Э-1514 на базе трактора «Беларусь» с ковшом емкостью 0.15 м3
Применяют жесткую или гибкую подвеску рабочего органа.
В зависимости от условий работы ^ыбирают один из видов рабочего оборудования: прямую лопату, обратную лопату, драглайн, кран, грейфер (рис. 4).
Прямой лопатой, драглайном и краном снабжают в настоящее время большинство строительных универсальных экскаваторов с ковшами емкостью от 0,25 до 3 м3.
Количество видов сменного рабочего оборудования не остается постоянным. Устаревшие виды оборудования вытесняются новыми, более производительными специализированными машинами, удовлетворяющими современным требованиям строительства.
В последние годы начался выпуск новых видов сменного рабочего оборудования (дизель-молот с клином, косой драглайн), расширяющих область применения экскаваторов.
Грунт разрабатывают ковшом и затем перемещают его к месту разгрузки в отвал или в транспортирующее средство. Одновременное срезание грунта и заполнение им ковша называется копанием (рис. 5). Срезаемая часть грунта называется стружкой.
Рабочий процесс одноковшового экскаватора состоит из:
1) собственно работы машины (рабочего цикла), то есть разработки и перемещения грунта;
2) перемещения экскаватора к забою (передвижки), после того как с места стоянки экскаватора станет неудобно или невозможно продолжать дальнейшую разработку грунта; во время перемещения экскаватора копание не производится, то есть это время является нерабочим и его следует по возможности сокращать.
Рис. 4. Сменное рабочее оборудование:
1 — прямая лопата, 2 — обратная лопата, 3— кран, 4 — грейфер, 5 — драглайн
Рис. 5. Копание грунта ковшом экскаватора:
1 — корпус ковша, 2 — режущая часть (зубья), 3 — стружка, 4 — призма волочения; С — толщина стружки
Рабочий цикл экскаватора состоит из следующих операций:
1. операция — копание грунта;
2. операция — перемещение заполненного грунтом ковша к месту разгрузки, для чего поворачивается платформа с рабочим оборудованием (у неполноповоротных машин — только рабочее оборудование);
3. операция — разгрузка грунта из ковша в отвал или транспортирующее средство;
4. операция — перемещение ковша (поворот платформы) к забою;
5. операция — опускание ковша для подготовки к следующей операции копания.
Таким образом, копание прерывается для выполнения других четырех операций. Чем меньше времени будет затрачено на эти операции, тем большее число раз будет произведено копание и повысится производительность экскаватора. Поэтому опытные машинисты всегда совмещают четвертую и пятую операции, а при работе в отвал — вторую и третью, сокращая продолжительность рабочего цикла экскаватора.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Основные части экскаваторов и рабочий процесс"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы