Масляный насос служит для подачи масла под давлением к трущимся деталям, приборам очистки и охлаждения масла. На автотракторных двигателях применяются шестеренные одно- и многосекционные насосы с шестернями внешнего зацепления. Эти насосы просты в изготовлении, имеют малые габаритные размеры и массу и весьма надежны в работе. Кроме этого, конструкция шестеренных насосов допускает увеличение количества секций (параллельно работающих насосов).
На рис. 1 представлены схема и конструкция двухсекционного масляного насоса. Устройство и действие каждой его секции ничем не отличаются от устройства и действия односекционного насоса. Рассмотрим принцип действия одной секции насоса. В корпусе насоса помещены две шестерни — ведущая и ведомая. Ведущая шестерня жестко шпонкой или шлицами закреплена на валу, который приводится во вращение от шестерни коленчатого вала через одну или две промежуточные шестерни и или от шестерни, выполненной заодно с распределительным валом. Ведомая шестерня свободно вращается на оси, запрессованной в корпус. Между зубьями шестерен и и стенками корпуса имеется небольшой зазор 0,05— 0,1 мм.
При работе насоса масло под действием разрежения, создаваемого при вращении шестерен, поступает в насос через маслозаборник и всасывающую трубку, заполняет впадины между зубьями шестерен и переносится ими в нагнетательный канал насоса. Из насоса масло поступает под давлением к масляным фильтрам и трущимся деталям.
Двухсекционный масляный насос состоит из корпуса основной секции, разделительной пластины и корпуса дополнительной (радиаторной) секции. Каждая секция имеет ведущие я я ведомые и шестерни. Ведущие шестерни приводятся во вращение от ведущего вала, установленного во втулке. В корпусе основной секции насоса установлен редукционный клапан насоса, а в корпусе предохранительный клапан.
Основная (верхняя) секция насоса подает масло в систему смазки, а дополнительная (нижняя) — в масляный радиатор (ЯМЗ, ЗИЛ-130) или в фильтр центробежной очистки масла (ГАЗ-53А, ГАЗ-66). Масляный насос устанавливается внутри картера (КамАЗ-5320, МТЗ-80, ДТ-75М и др.) или снаружи на картере (ЗИЛ-130, ГАЗ-53А и др.).
Подача масляных насосов значительно выше, чем это необходимо для надежной смазки деталей двигателя. Это сделано для обеспечения необходимого давления масла на всех режимах работы двигателя. Для отвода излишка масла, подаваемого насосом, и ограничения давления в системе смазки служит редукционный клапан, через который этот излишек сливается в поддон картера или перепускается снова на линию всасывания. По мере износа подшипников двигателя увеличивается и расход масла, подаваемого к трущимся поверхностям. В этом случае давление масла не снизится, но через редукционный клапан будет перепускаться меньшее его количество.
Редукционный клапан может быть выполнен в виде плунжера или шарика, нагруженного пружиной.
Двухсекционные масляные насосы имеют два клапана, отрегулированных на разные давления. Клапан основной секции отрегулирован на большее давление во избежание повреждения отдельных участков системы, а дополнительный — на меньшее, чтобы избежать повреждения масляного радиатора. Редукционный клапан может располагаться в насосе, в корпусе фильтра или в другом месте масляной магистрали.
Рис. 1. Двухсекционный шестеренный масляный насос:
а – конструкция; б — схема работы
На некоторых двигателях (Д-108, Д-130 и др.) тракторов Т-100М и Т-130 устанавливаются трехсекционные масляные насосы, работа каждой секции которых сходна с описанными ранее.
На двигателе ЯМЗ-240 и его модификациях автомобилей БелАЗ устанавливают маслоподкачивающий насос шестеренного типа с автономным электрическим приводом. Он предназначен для подачи масла в главную магистраль перед каждым пуском двигателя, так как масляный насос не успевает сразу заполнить всю систему смазки. В систему смазки двигателя маслоподкачивающий насос включен параллельно нагнетающей секции основного масляного насоса.
Управление насосом дистанционное из кабины водителя. Насос включен в электрическую схему таким образом, что пуск двигателя невозможен без одновременного включения вместе со стартером маслоподкачивающего насоса.
При работе двигателя в масле постепенно накапливаются частицы несгорев-шего топлива, продукты окисления масла (нагар, смолистые вещества), а также частицы пыли и металла. Быстрое удаление всех этих примесеи из масла позволяет не только снизить износ деталей, но и повысить срок использования масла. Одним из эффективных средств сохранения работоспособности двигателя является фильтрация масла.
Масляные фильтры служат для очистки циркулирующего в системе смазки масла от примесей (частиц износа, смол, абразивных частиц и пр.), ускоряющих износ деталей двигателей.
В зависимости от требуемого качества очистки масла различают следующие типы фильтров.
Сетчатые фильтры маслоприемников устанавливаются перед входом масла в насос. Эти фильтры не пропускают в масляный насос крупные механические примеси, что предохраняет насос от повышенного износа или поломок.
Часто металлические частицы (продукты износа) улавливают при помощи магнита, устанавливаемого в сливной пробке поддона картера.
Фильтры грубой очистки служат для очистки масла, поступающего в магистраль, задерживая при этом частицы размером до 0,1 мм. Эти фильтры обладают сравнительно малым сопротивлением и включаются в масляную систему последовательно, т. е. через них проходит все масло, подаваемое насосом. Грубую очистку масла обычно производят с помощью пластинчато-щелевых или лен-точно- щелевых фильтров.
Фильтр грубой очистки двигателей ЯМЭ-236 и ЯМЭ-238 автомобилей МАЗ состоит из корпуса (рис. 48) с привернутым к нему колпаком. Колпак фильтра соединяется с корпусом посредством центрального стержня, закрепленного гайкой. Во внутренней полости под колпаком расположены одна в другой две цилиндрические металлические сетки. Проходя через эти сетки, масло оставляет на них частицы загрязнения. Чтобы избежать прекращения подачи масла к трущимся поверхностям в случае засорения фильтра, в его корпусе устанавливают перепускной клапан, открывающийся при достижении разности давления масла до и после прохождения фильтра 0,2—0,25 МПа. При открытии клапана неочищенное масло, минуя фильтр, поступает в масляную магистраль и далее к деталям двигателя, требующим смазки.
В перепускном клапане фильтра установлен контактный датчик для контроля за загрязнением фильтрующих элементов. В момент открытия перепускаемого клапана шток касается контакта, цепь замыкается и на щитке приборов загорается сигнальная лампочка «фильтр забит».
Рис. 2. Масляный фильтр грубой очистки
На автомобилях КамАЭ-5320 и его модификациях двигатель ЯМЗ-740 имеет полнопоточный масляный фильтр с двумя сменными фильтрующими элементами. В летний период применяют фильтрующие элементы из древесной муки на пуль-вербакалитовой основе, а в остальное время — бумажные фильтрующие элементы с повышенной пропускной способностью. Полнопоточная система очистки масла предусматривает последовательное включение фильтров, обеспечивающих достаточно тонкую очистку при помощи сменных элементов
В качестве фильтров тонкой очистки широко применяются центробежные фильтры или центрифуги, ротор которых вращается с частотой 6000— 7000 об/мин. Преимуществами центробежного фильтра являются повышенная фильтрующая способность и отсутствие сменных фильтрующих элементов.
Центробежный фильтр состоит из корпуса, закрытого кожухом. В корпусе закреплена пустотелая ось, на которой установлен ротор, вращающийся на упорном подшипнике. К ротору при помощи гайки крепится колпак. Внутри ротора имеются две вертикальные трубки с сетчатыми фильтрами в верхней части. Под трубками в основании ротора проходят два горизонтальных канала с завернутыми в них жиклерами.
Рис. 2. Фильтр центробежной очистки масла
Масло в центробежный фильтр поступает под давлением из системы смазки двигателя через пустотелую ось ротора и вытекает из жиклеров двумя струями, направленными в разные стороны, что создает реактивную пару сил, вращающую ротор. При этом тяжелые частицы грязи и осадков, подлежащие отделению, отбрасываются к внутренней поверхности стенок колпака и оседают на них в виде плотного слоя, который удаляется при техническом обслуживании.
Центробежный масляный фильтр включается в систему смазки параллельно при наличии фильтра грубой очистки и последовательно при его отсутствии. На автотракторных двигателях последних выпусков применяется полнопоточная масляная центрифуга. Особенность ее состоит в том, что все масло очищается в роторе реактивной центрифуги.
Для поддержания температуры масла в рекомендуемых пределах его необходимо охлаждать, что достигается автоматически благодаря обдуву поддона картера двигателя воздухом. Когда этого недостаточно, в схеме смазки предусмат-58 ривают специальные радиаторы, которые обычно устанавливают перед радиатором системы охлаждения двигателя. Включение его в систему смазки производят краном при температуре окружающего воздуха выше 20 °С, а также при работе с большой нагрузкой и при малых скоростях движения.
Для предотвращения разрушения трубок радиатора при работе непрогретого двигателя и при низкой температуре окружающего воздуха в радиаторе устанавливают перепускной клапан. Пружину клапана регулируют на перепад давлений 0,1—0,2 МПа. При большем перепаде давления перепускной клапан, сжав пружину, открывается и масло в радиатор не поступает. По мере прогрева масла гидравлическое сопротивление радиатора уменьшается и клапан автоматически закрывается.
Во избежание преждевременного старения масла осуществляется вентиляция картера при атмосферном давлении, так как повышенное давление способствует вытеканию масла через зазоры в подшипниках коленчатого вала и просачиванию его через неплотности в местах соединения, а пониженное давление приводит к засасыванию пыли в картер.
На эксплуатируемых в настоящее время автотракторных двигателях имеются закрытая (принудительная) и реже (на ранее выпускавшихся моделях) открытая система вентиляции картера. При закрытой вентиляции происходят отсос картерных газов во впускной трубопровод и подача в картер свежего воздуха, предварительно прошедшего через фильтр.
Двигатель автомобиля ЗИЛ-130 имеет принудительную вентиляцию картера. Картерные газы отсасываются во впускной трубопровод по трубке через специальный клапан 4, расположенный между впускными трубопроводами правого и левого рядов цилиндров. Клапан регулирует проходное сечение для отсоса картерных газов в зависимости от разрежения во впускном трубопроводе, которое уменьшается при полном открытии дроссельной заслонки и увеличивается по мере ее прикрытия.
Перед клапаном расположен маслоуловитель, отделяющий частицы масла от газов. Чистый воздух поступает в картер через воздушный фильтр, установленный на масло-заливной горловине.
Контроль уровня, давления и температуры масла осуществляется соответственно мас-лоизмерительным стержнем (щупом), манометром и дистанционным термометром. Масло в картер двигателя необходимо наливать до определенного уровня через маслозаливную горловину. На маслоизмерительном стержне нанесены риски, соответствующие допустимым максимальному и минимальному уровням масла.
Смазка двухтактных карбюраторных двигателей производится маслом, которое входит в состав рабочей смеси. Масло добавляют к бензину при заправке в соотношении на л масла 20—25 л бензина. Капельки масла при работе двигателя оседают на поверхности деталей и образуют на них масляную пленку, обеспечивая тем самым смазку трущихся деталей.
—
Масляный насос предназначен для подачи масла под давлением к трущимся деталям и к приборам очистки и охлаждения масла. Наиболее распространены в автотракторных двигателях одно- и двухсекционные шестеренчатые насосы с внешним зацеплением шестерен. Они отличаются простотой устройства, малыми габаритами, надежностью работы и равномерностью подачи масла.
Рис. 3. Схема работы шестеренчатого насоса при допустимом (а) и при повышенном (б) давлении в системе
Односекционный шестеренчатый насос состоит из ведущей и ведомой шестерен, расположенных в корпусе. Ведущая шестерня закреплена с помощью шпонки на валу, который вращается от распределительного вала. Ведомая шестерня свободно вращается на оси, запрессованной в корпусе. При работе насоса масло проходит в полость корпуса по трубопроводу, захватывается зубьями шестерен и поступает в трубопровод под давлением. Для предохранения системы смазки от чрезмерного повышения в ней давления масла в насосе установлен редукционный клапан, который регулируется на давление 0,25—0,3 МПа. При срабатывани клапана масло вновь перекачивается во всасывающую полость насоса.
Двухсекционные насосы имеют две секции, в каждой из которых расположена пара шестерен. Устройство и работа каждой секции не отличаются от устройства и работы односекционного насоса. Двухсекционные насосы применяются в том случае, когда в системе смазки установлены масляный радиатор и фильтр центробежной очистки масла. В этом случае основная (верхняя) секция подает масло в систему смазки, а дополнительная (нижняя) — в масляный радиатор (ЯМЗ, ЗИЛ-130) или в фильтр центробежной очистки масла (ГАЗ-53А и ГАЗ-66).
Масляные фильтры очищают масло от посторонних примесей и осадков. Фильтры могут быть разделены на две группы — фильтры грубой очистки и фильтры тонкой очистки. Фильтры грубой очистки очищают масло от крупных частиц (0,04—0,07 мм) механических примесей. Они устанавливаются между масляным насосом и магистральными каналами и через них пропускается весь поток масла. Фильтры грубой очистки должны обладать высокой пропускной способностью, т. е. малым сопротивлением фильтрующего элемента, который выполняется пластинчато-щелевым или ленточно-щелевым.
Рис. 4. Масляные фильтры:
а — фильтр грубой очистки; б — фильтр тонкой очистки
Пластинчато-щелевой фильтр состоит из корпуса, фильтрующего элемента, отстойника, спускной пробки и перепускного клапана. Фильтрующий элемент состоит из большого числа фильтрующих стальных пластин (дисков) толщиной 0,35 мм, чередующихся с промежуточными пластинами (звездочками) толщиной 0,08 мм. Эти пластины надеваются на стержень прямоугольного сечения и сжимаются с помощью гайки и контргайки. Между дисками существует зазор 0,07—0,08 мм, достаточный для прохода масла. Нижняя пластина надета на три стержня и стойку квадратного сечения, которые ввернуты в корпус фильтра. На стойку надеваются также очищающие пластины толщиной 0,06 мм, которые входят в зазоры между фильтрующими пластинами. При повороте стержня за рукоятку пластины очищают зазоры от накопившейся грязи и сбрасывают ее в отстойник, откуда она удаляется через сливную пробку.
Масло, нагнетаемое насосом, поступает по каналу внутрь фильтра, проходя между зазорами фильтрующего элемента, очищается от механических примесей и по каналу поступает в систему смазки. Каналы соединены между собой отверстием, в котором размещен шарик перепускного клапана. При повышенной вязкости или загрязненности масла давление в канале значительно повышается. Под его действием шарик отжимает пружину и пропускает масло в главную масляную магистраль, минуя фильтр.
Фильтры тонкой очистки масла очищают масло от мельчайших примесей (до 0,01 мм) и смол. Устанавливаются они параллельно главной масляной магистрали и, обладая высоким сопротивлением фильтрующего элемента, пропускают 10—15% масла подаваемого насосом.
Такой фильтр состоит из корпуса, одновременно являющегося отстойником, крышки, фильтрующего элемента, надетого на центральную трубу, в которой имеются калиброванные отверстия. Крышка прижимается к корпусу болтом, который ввертывается в трубу. Для слива отстоя в корпусе имеется отверстие с пробкой. Фильтрующий элемент состоит из набора фигурных картонных дисков и пластин. Сверху и снизу фильтрующий элемент закрывается металлическими крышками и стягивается планками. При работе двигателя масло поступает в фильтр через маслопровод и стекает по стенкам вниз, где крупные частицы осаждаются. Далее масло проходит сквозь фильтрующий элемент и через калиброванные отверстия в трубе выходит по маслопроводу в поддон картера.
В последнее время в качестве фильтров тонкой очисткц широко применяются центробежные фильтры (центрифуги), ротор которых вращается с частотой 6000—7000 об/мин. Фильтр центробежной очистки масла с реактивным приводом состоит из корпуса, в который ввернута ось ротора с колпаком и прокладкой, и кожуха, укрепленного на оси гайкой-барашком. Ротор свободно вращается на оси на двух бронзовых втулках и упорном подшипнике. Под фланец кожуха поставлена резиновая прокладка. В оси имеются отверстия для прохода масла внутрь ротора. В верхней части корпуса ротора установлен сетчатый фильтр, а в нижней — ввернуты два жиклера, выходные отверстия которых направлены по касательной в противоположные стороны. Масло очищается под действием центробежных сил, возникающих при вращении ротора. Из насоса масло поступает в полую ось ротора и через отверстия в оси и каналы ротора попадает в его полость под колпаком. Затем масло поступает через сетчатый фильтр в кольцевой колодец и с большой скоростью выбрасывается через жиклеры, создавая реактивный момент и приводя ротор во вращение. При вращении ротора частицы, загрязняющие масло, отбрасываются к стенкам колпака ротора, образуя на них осадок. Очищенное масло протекает через сетку, колодец и жиклеры. Центробежный масляный фильтр включается в систему смазки параллельно при наличии фильтра грубой очистки и последовательно при его отсутствии.
Маслоприемник предназначен для забора масла из поддона двигателя. Различают плавающие и неподвижные маслоприемники. Наибольшее распространение получили неподвижные маслоприемники, расположенные в нижней части поддона. Маслоприемник является также первичным фильтром, так как масло поступает из поддона через фильтрующую сетку.
Масляный радиатор предназначен для охлаждения масла при повышенных температурах окружающего воздуха и при перегрузках двигателя. Масляные радиаторы бывают водомасляные и воздушно-масляные. Наиболее распространены воздушно;масляные радиаторы, более надежные в эксплуатации. Устанавливаются они обычно перед радиатором системы охлаждения двигателя. Включаются и отключаются радиаторы краном или клапаном-термостатом.
Контрольными приборами являются манометр и термометр. При системе смазки с мокрым картером уровень масла измеряется с помощью специального измерительного стержня.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Основные элементы системы смазки"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы