Стальной проволочный канат представляет собой сложный агрегат пространственно перевитых между собой спиральных проволок, в которых под нагрузкой, кроме напряжений от свивки каната, возникают различные дополнительные внутренние напряжения: растяжения, изгиба, кручения и контактные, которые действуют совместно. Складываясь, эти напряжения в сечениях отдельных проволок могут достигнуть (а в некоторых случаях и превысить) предел прочности материала. За счет свивки элементов каната при нагружении последнего в проволоках возникают дополнительные контактные напряжения, соответственно наибольшие по величине в прядях типа ТК, несколько меньшие в прядях типа ЛК и небольшие при полосовом касании проволок в прядях типа ПК.
Изгиб стального каната под нагрузкой обусловливает возникновение дополнительных внутренних напряжений в его проволоках и за счет их упругих деформаций — поворот (смещение) соседних поперечных сечений каната.
На блоке канат взаимодействует с поверхностью его желоба и за счет упругой деформации и кручения под действием растягивающей нагрузки немного проскальзывает и поворачивается относительно собственной оси. При этом канат истирается в зависимости от числа перегибов на блоке.
Очевидно, что уменьшить число перегибов каната на блоке можно за счет уменьшения кратности полиспаста (меньшее количество блоков). Однако при этом в соответствии с «золотым законом механики» уменьшается выигрыш в силе.
Увеличение диаметров блоков (барабанов) также благоприятно сказывается на дополнительных внутренних напряжениях в проволоках каната, но и оно ведет к увеличению мощностей, габаритов и масс машины.
Канат является одним из ответственных и в то же время быстроизнашиваемых элементов грузоподъемного крана. Так, средний срок службы стальных канатов механизмов подъема груза мостовых кранов составляет 4…8 мес при сроке службы кранов 20…25 лет.
Оценить все факторы, определяющие работоспособность и долговечность стального каната, не позволяет объем учебника. Однако следует знать, что в основе преждевременного разрушения стальных канатов, их ускоренного изнашивания и возникновения структурных дефектов лежат: неправильный выбор конструкции каната (типа, параметров свивки) и радиуса его изгиба, несоответствие профиля и размеров желоба блока (канавок на барабане) диаметру каната, неправильная запасовка каната в полиспаст, наличие неблагоприятных условий в отношении абразивного изнашивания и коррозии, нарушение режимов эксплуатации (статические перегрузки и чрезмерные динамические нагружения каната), нарушение периодичности осмотров и обслуживаний, качества производства этих работ, несоответствие смазочных материалов и пр.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Основные факторы, определяющие срок службы стального каната"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы