Наблюдается стремление эксплуатационников использовать машины, которые без капитального ремонта (с заменой отдельных быстроизнашивающихся элементов и узлов при текущем ремонте) могли бы отрабатывать 10—12 тыс. ч в любых эксплуатационных условиях с наработкой на отказ до 400 ч, т, е. вырабатывать весь расчетный ресурс и срок амортизации за 3—4 года. Исходя из это-го, зарубежные фирмы уже установили гарантийный срок службы основных трансмиссионных узлов 6000 ч или 3 года, а срок амортизации уменьшили с 5 до 4 лет. Стремятся сократить время, затрачиваемое на непроизводительные операции, когда бульдозер невозможно эффективно использовать, т. е. транспортные переезды, техническое обслуживание, осмотр и контроль состояния, проверку и диагностику функций отдельных узлов и элементов машины и др. Совершенствование параметров и конструкции узлов и элементов бульдозера направлено на обеспечение эффективного выполнения каждого элемента рабочего цикла, т. е. улучшение его функциональных свойств.
Для уменьшения времени на осмотр, техническое обслуживание, проверку технического состояния узлов и машины предусматривают автоматизированные системы контроля с использованием микропроцессоров и датчиков в узлах с выведением показателей на табло в кабине и предупредительными световыми и звуковыми сигналами в процессе работы, а также с выключением двигателя, если машинист не среагирует на них. Сокращают число видов и точек смазки, сводя их в одно удобное место. Стремятся обеспечить механизированные средства смазки и автоматизированный контроль. Исключают смазку, подбирая материалы для трущихся поверхностей (например, опор со сферическими шарнирами толкающих брусьев), увеличивая интервал между смазыванием (до 250 ч и более) и применяя долговременную смазку на весь срок службы узла.
Предусматривают модульное исполнение большинства узлов (двигателя с редуктором отбора мощности, коробки передач, заднего моста, планетарных механизмов поворота и др.) и легко разбираемые элементы, снятие и установку которых можно производить без нарушения смежных узлов. Исключают или сводят к минимуму регулировочные операции с гидравлическим или механизированным сервоусилением их выполнения (например, натяжение гусеничной цепи с помощью шприц-насоса для смазки). Обеспечивают легкую смену быстроизнашивающихся деталей (например, разъемное соединительное звено гусеничной цепи, ведущая звездочка с венцом из сегментов). Устанавливают элементы для подсоединения диагностических приборов и устройств с передачей показателей на табло в кабине или на приборах с целью определения состояния отдельных узлов и необходимости их замены. Приспосабливают все емкости для механизированной заливки топлива или смазочного материала, стремятся использовать единые сорта смазочного материала для различных агрегатов и узлов (например, для двигателя, гидросистемы и коробки передач). Тщательно подбирают комплект запасных частей, учитывая сроки изнашивания элементов, и обеспечивают доставку запчастей в минимально возможное время. Заменяют приборы с цифровыми указателями на табло или приборы с цветовыми шкалами.
Для обеспечения наиболее выгодных тяговых и скоростных режимов работы бульдозера применяют автоматизированные системы: по оптимальной тяговой мощности, при которой измеряются фактические скорость движения и тяговое усилие, с помощью микропроцессора определяется тяговая мощность, сравнивается с оптимальной и выдаются команды или световые указания на подъем-юпускание отвала; по положению рабочего органа при планировочных операциях, при которых отклонение режущей кромки от необходимого положения, задаваемого от плоскости лазерного излучателя или маятниковыми датчиками в продольном и поперечном направлениях, вызывает необходимые управляющие воздействия; по угловой скорости вала двигателя, обеспечивающей подачу необходимых команд управления при ее отклонении от заданной; /по нагрузке двигателя, обеспечивающей перевод двигателя на холостой ход с целью экономии топлива при уменьшении нагрузки ниже установленной.
При совершенствовании бульдозеров, учитывая требования эргономики и безопасности, стремятся разместить кабину вблизи от середины опорной поверхности гусениц, обеспечив при этом необходимую обзорность переднего и заднего оборудования, фронта работ и окружающей среды с сохранением необходимого угла зрения машиниста и видимости рабочих органов в дневное и ночное время (без дополнительных источников освещения); соблюдать установленные стандартные нормы по запыленности, загазованности, вибрации, шуму, освещенности без каких-либо вспомогательных устройств (наушников, респираторов и др.), а также по усилиям на рычагах и педалях управления, их размещению и используемым: приборам и указателям на пульте управления; применять системы защиты машиниста при опрокидывании и от падающих предметов, ремни безопасности и амортизированное, регулируемое по массе машиниста и расположению (вверх-вниз, вправо-влево и вперед-назад) сиденье, которое при агрегатировании с бульдозерным оборудованием устанавливают правее продольной оси симметрии машины под углом 10—15° к ней; разместить часто используемые рычаги управления (гидроприводом навесного оборудования — справа, коробкой передач и направлением движения — слева) на подлокотниках сиденья машиниста или вблизи от них, так чтобы его руки не уставали при частом их переключении, а другие — в соответствии с существующими эргономическими нормами; учитывать антропометрические данные при конструировании кабины, размещении пульта управления, систем доступа к узлам при техобслуживании и т. п.; применять системы ограждения и устройства: для входа машиниста в кабину и схода с машины, а также системы’ безопасности при техобслуживании и работе (ограждение трубопроводов высокого давления и горячих элементов на двигателе, система пожаротушения и др.); приспосабливать машины для автоматизированного контроля за состоянием узлов и механизированного техобслуживания с помощью специализированных для этой цели машин и оборудования.
Сфера применения бульдозеров постоянно расширяется благодаря расширению типоразмерного ряда, с одной стороны, в направлении создания минибульдозеров массой до 2 т и мощностью от 5 до 45 кВт, с другой,— сверхтяжелых машин массой до 100 т и мощностью 735 кВт и более.
Создание тяжелых машин связано с трудностями в производстве (применение уникального станочного оборудования, создание новых комплектующих изделий, в том числе гидравлического привода и трансмиссий) и в эксплуатации (невозможность прохода под существующими мостами и путепроводами и по ним, транс1-портирование обычными средствами, чрезмерная масса отдельных деталей и узлов для проведения техобслуживания и ремонта в полевых условиях и др.).
В дальнейшем развитие тяжелых машин вероятно будет направлено на создание в виде модулей одной и двухгусеничных тележек с электрическим приводом, которые с помощью общей рамы будут соединять в шасси с тремя-четырьмя гусеницами или гусеничными тележками и дизель-генераторной установкой. Такое решение позволит иметь свободную легкоизменяемую компоновку, приспособленную в полной мере для работы с навесным оборудованием. Кабину при этом машинист может передвигать вдоль машины или располагать на поворачивающейся в горизонтальной плоскости отдельной раме или рычаге и устанавливать в требуемое место. Применение электропривода в этом случае вызвано тем, что передавать большую мощность на значительные расстояния другим путем затруднительно.
В развитии мини- и легких бульдозеров следует ожидать широкого использования двигателей воздушного охлаждения, гидро-объемных трансмиссий и резиновых или пластиковых гусениц с армированием стекловолокном и металлом. Это будет наблюдаться и для средних бульдозеров, для которых так же, как и для тяжелых, в ближайшие годы основной останется гидромеханическая трансмиссия.
Постепенно на бульдозерах всех типоразмеров, кроме самых малых, все перестановки рабочего оборудования должны быть гид-рофицированы, что позволит не только уменьшить связанные с этим непроизводительные затраты времени, но и существенно повысить приспособленность отвала к грунтовым условиям, поскольку ручная перестановка часто не производится.
В развитии и совершенствовании бульдозеров будет также наблюдаться создание бульдозеров в составе систем и комлексов машин, взаимоувязанных по производительности для различных грунтовых и климатических условий; применение принципа подобия по всему типоразмерному ряду и создание семейств из смежных (по тяговому усилию) типоразмеров, что не только облегчает проектирование и освоение новых машин, но и расширяет унификацию как по базовым тракторам, так и навесному оборудованию; преимущественное развитие бульдозеров общего назначения с полусферическим отвалом и ограниченное число типоразмеров бульдозеров с поворотным отвалом; ускоренное развитие бульдозеров большой мощности, на болотных и карьерных модификациях гусеничных промышленных тракторов, а также их исполнениях для северных и тропических условий; сокращение видов специальных бульдозеров и сменного оборудования в зависимости от существующих объемов работ; ограниченное развитие бульдозеров с радиоуправлением для подводных и подземных работ с тщательным учетом возможных сфер их применения и имеющихся объемов работ для длительной эксплуатации, а также бульдозеров с активным рабочим органом шнекового типа (для засыпки траншей продольными ходами); создание конструкций, рассчитанных на длительное сохранение принципиальной схемы; сохранение типоразмерных рядов с принятыми коэффициентами (1,4—1,6 в СССР;1,2—1,6 за рубежом) и их увеличением для легких и мини-бульдозеров
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Основные направления развития и совершенствования бульдозеров"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы