Коробка передач с главной передачей — это весьма надежный агрегат автомобиля, однако в процессе длительной или неправильной эксплуатации не исключено появление неисправностей, устранение которых требует высокой квалификации и специального инструмента. В связи с этим работы по устранению неисправностей рекомендуется проводить на станциях технического обслуживания.
Затрудненное включение передач. Сущность дефекта состоит в том, что при перемещении рычага управления коробкой передач в направлении избирания и включения отмечается повышенное усилие, «ступенька», заедание или невключение передач (следует, однако, помнить, что усилия избирания 1-й и 2-й передач меньше усилия избирания 5-й передачи и заднего хода). Для обкатанных коробок передач усилие включения на рукоятке рычага для всех передач не должно превышать 39 Н (4 кгс).
Рис. 1. Регулировка усилия поворота рычага механизма управления коробки передач:
а — отсоединение вала переключения от коробки передач; б — затяжка, а затем ослабление затяжки крышки; в — проверка усилия поворота рычага
Причины неисправности и способы ее устранения:
а) перетянут шаровой шарнир рычага управления коробкой передач. Отрегулировать затяжку крышкой шарового шарнира напольного механизма управления, для чего отсоединить механизм от коробки передач (рис. 83, а), затянуть крышку до усилия поворота рычага 29…78 Н (3…8 кгс) на плече 325 мм, соответствующем положению рукоятки. Затем отпустить крышку до усилия поворота рычага 2…3 Н (0,2…0,3 кгс) на том же плече. Для стопорения крышки произвести отгибание (кернение) нижней части корпуса основания шарового шарнира на крышку. После регулировки сфера шарнира не должна иметь радиальных зазоров и заеданий при поворотах рычага в любом направлении;
б) люфт наконечника соединения вала переключения передач со штоком переключателя. Подтянуть фиксатор наконечника, законтрив его проволокой относительно вала;
в) не затянута гайка крепления вторичного вала или болт крепления первичного вала. Для затяжки требуется снять крышку коробки передач;
г) отсутствует или велик зазор между переключателем передач и плунжерами крышки. Выпрессовать крышки плунжеров и отрегулировать зазор. При невозможности регулировки заменить изношенные детали;
д) нарушение крепления вилок переключения передач на штоках. Подтянуть фиксаторы вилок на штоках;
е) повреждение опоры механизма управления. Заменить поврежденную опору;
ж) износ или значительная деформация лапок вилок переключения передач. Заменить или отрихтовать вилки переключения передач;
з) тугое перемещение штоков переключения передач или переключателя. Снять штоки, проверить их прямолинейность, очистить гнезда штоков. Деформированные штоки заменить (штоки могут деформироваться при неправильной затяжке винтов фиксаторов вилок, поэтому рекомендуется затягивать их моментом 32…40 Н (3,2…4 кгс);
и) поломка или деформация переключателя передач. Заменить переключатель;
к) износ пластмассовых и резиновых втулок вала и тяги основания механизма управления;
л) сколы или значительное притупление скосов торцов шлицев шестерен и муфт синхронизаторов. Заменить изношенные детали.
Затрудненное выключение («закусывание») передач. Неисправность характеризуется тугим перемещением рычага управления коробкой передач в направлении выключения передач. Причины неисправности и способы ее устранения: неполное выключение («ведение») сцепления. При этом срабатывает система, предохраняющая от самовыключения передач;
заедание переднего подшипника первичного вала коробки передач, при котором на первичный вал передается небольшой момент. В этом случае дефект аналогичен предыдущему.
Самопроизвольное выключение или нечеткое включение передач.
Причины неисправности и способы ее устранения:
— шлицы шестерни муфты, ступицы синхронизатора имеют повышенный износ или сколы. Устраняется заменой изношенных деталей;
— не затянута гайка крепления вторичного вала или болт крепления первичного вала. Подтянуть болт или гайку;
— износ шариков или ослабление (поломка) пружин фиксаторов штоков. Заменить пружину, шарики;
— износ гнезд штоков. Заменить изношенные детали; неполное включение передач из-за упора рычага управления коробкой передач в кожух. Устранить;
- самовыключение передачи заднего хода наступает при сильном износе клиновой поверхности зубьев шестерен, а также перекосе или деформации оси промежуточной шестерни. Устраняется заменой изношенных деталей.
Повышенный шум в коробке передач. Все коробки передач при изготовлении проходят тщательную проверку по характеру и уровню шума как на стендах, так и на готовых автомобилях. Несильный ровный шум, сопровождающий работу коробки передач, регламентируется соответствующими требованиями. Однако в процессе эксплуатации в результате нарушения работоспособности коробки передач возможно появление повышенного шума, стуков, «воя» и т. д.
Причины неисправности и способы ее устранения:
— недостаточный уровень масла. Долить масло, предварительно устранив причины его вытекания: затянуть пробки, при необходимости заменить изношенные сальники, прочистить наклонное сапунное отверстие, расположенное в первичном валу в шейке под сальники и т. п.;
— поломка зубьев шестерни, проявляющаяся характерным стуком, усиливающимся под нагрузкой;
— износ подшипников. Заменить изношенные или дефектные подшипники;
— износ или питтинг зубьев шестерен. Заменить поврежденные
— шестерни;
— нарушение бокового зазора (нормальный боковой зазор 0,08…0,17 мм) между зубьями шестерен главной передачи вследствие износа зубьев подшипников или неправильной регулировки бокового зазора. Сопровождается «воем» на всех передачах, стуками в трансмиссии при перемене режима. Отрегулировать боковой зазор в зацеплении шестерен и предварительный натяг подшипников коробки дифференциала или заменить изношенные детали.
Примечание. При регулировке бокового зазора необходимо сохранять первоначальный монтажный размер ведущей шестерни, изменение которого в процессе эксплуатации (появление осевого свободного хода шестерни) не должно превышать 0,1 мм.
Регулировка бокового зазора и преднатяга подшипников производится на станциях техобслуживания. Однако отрегулировать боковой зазор при наличии квалификации можно и без снятия коробки передач с автомобиля, отсоединив валы привода ведущих колес.
Такая регулировка не обеспечивает требуемой точности и может проводиться только в исключительных случаях в такой последовательности:
— установить коробку передач в нейтральное положение;
— свободным перемещением левой регулировочной гайки при ослабленной правой полностью выбрать зазор между зубьями ведущей и ведомой шестернями главной передачи, о чем будет свидетельствовать нарастание — сопротивления при проворачивании от руки коробки дифференциала за оба фланца одновременно;
— правой регулировочной гайкой добиться снижения сопротивления при проворачивании коробки дифференциала за оба фланца от руки. При этом происходит восстановление бокового зазора с одновременным появлением преднатяга подшипников дифференциала; износ шестерен дифференциала, сопровождающийся стуками при перемене режима движения. Заменить шестерни дифференциала;
— износ втулки ведущей шестерни 5-й передачи, шум на 5-й передаче. Заменить втулку;
— взаимный угловой разворот на штоке вилок заднего хода и 5-й передачи вследствие их износа или деформации, что сопровождается рокотом на всех передачах из-за задевания вилки 5-й передачи за вращающиеся пальцы синхронизатора 5-й передачи.
Скрежет при переключении передач вследствие ухудшения синхронизации.
Причины неисправности и способы ее устранения:
- износ шлицев шестерен, муфт и ступиц синхронизаторов. Заменить изношенные детали;
— износ конических поверхностей колец и блокирующих пальцев синхронизаторов. Заменить синхронизатор;
— износ конических поверхностей шестерен. Заменить шестерни; поломка пружины синхронизатора. Заменить синхронизатор. Течь масла.
Причины неисправности и способы ее устранения:
— износ или перекос резиноармированных манжет (сальников) первичного вала, полуосей. Соскакивание браслетной пружины сальников. Установить браслетную пружину или заменить сальник;
— износ или деформация резиновых уплотнительных колец штока переключателя передач и регулировочных гаек подшипников дифференциала. Расправить или заменить кольца;
— засорение наклонного отверстия первичного вала, соединяющего полость коробки передач с атмосферой. Прочистить отверстие;
— ослабление крепления картера, крышки коробки передач или уплотнительных прокладок. Заменить уплотнительные прокладки, затянуть болты -и гайки.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Основные неисправности коробки передач и главной передачи и способы их устранения автомобиля «Москвич»"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы