Неисправности в системе зажигания приводят к тому, что затрудняется пуск, двигатель работает с перебоями или понижается его мощность и ухудшается экономичность. Однако эти явления могут вызываться неисправностями .и других систем (механизмов). Поэтому очень важно уметь быстро определить состояние системы зажигания. Прежде всего следует проверить заряженность аккумуляторной батареи. Если коленчатый вал стартером проворачивается энергично, то это свидетельствует о нормальном заряде батареи, а наличие бесперебойной искры величиной 6—7 мм в зазоре между проводом высокого напряжения и массой двигателя — об исправном состоянии системы зажигания.
Для неисправной системы зажигания характерны следующие состояния: система зажигания не работает; система зажигания работает с перебоями; нарушен момент зажигания.
Система зажигания не работает. Отказ системы зажигания определяется отсутствием искры между массой двигателя и концом токонесущей жилы высоковольтного провода, отсоединенного от свечи. Исправность свечей не проверяется, так как одновременный отказ всех свечей маловероятен. Принимаем условие, что в системе одна неисправность.
Для определения отказавшей цепи необходимо включить зажигание (остальные потребители должны быть выключены, в том числе отключено питание обмотки возбуждения генератора и, проворачивая коленчатый вал пусковой рукояткой, наблюдать за поведением стрелки амперметра. Если стрелка неподвижна, это означает — отказ в первичной цепи, а если колеблется в такт с размыканием контактов прерывателя (управление транзисторным коммутатором) —отказ во вторичной цепи.
Обнаружение неисправности сводится к отысканию с помощью контрольной лампы участка цепи, в котором имеется обрыв или замыкание на массу. Если лампа горит — проверяемый участок исправен, а если не горит, то на данном участке имеется обрыв, а замыкание плюсового провода на массу определяют по увеличенному показанию силы тока амперметром.
При проверке замыкания на массу сначала отключают плюсовой провод от катушки зажигания и, если при кратковременном включении амперметр показывает увеличенный ток, то для отыскания места короткого замыкания необходимо как можно ближе (по схеме) к включателю зажигания включить контрольную лампу в разрыв цепи. Протекание тока через контрольную лампу обеспечивает участок короткого замыкания. Начиная от катушки зажигания последовательно отсоединяют провод от клемм. И так, продвигаясь к контрольной лампе, действуют до погасания ее. Как только лампа погаснет — это означает, что участок цепи с коротким замыканием только что пройден. Этот участок надо тщательно исследовать внешним осмотром и, обнаружив место замыкания, устранить его.
В экранированных системах зажигания для подключения контрольной лампы необходимо отсоединять провод от клемм приборов системы зажигания и при определении места обрыва в цепи.
Если стрелка амперметра показывает номинальный разрядный ток и не изменяется в такт с размыканием прерывателя, то причинами неисправности могут быть: отказ в прерывателе (отсутствие зазора между контактами, замыкание на массу гибкого провода, пробой конденсатора); замыкание на массу соединительных проводов.
При обрыве в первичной цепи зажигания стрелка амперметра находится около нулевого деления. Причинами неисправности могут быть: отказ в прерывателе (окислились или не замыкаются контакты, обрыв или плохой контакт гибкого провода); отсутствие контакта или обрыв в соединительных проводах; перегорание добавочного резистора; обрыв в первичной обмотке катушки зажигания. Причину неисправности лучше всего находить с помощью контрольной лампы: соединив один провод ее на массу, а вторым, поочередно подключаясь к клеммам первичной цепи зажигания, найти место обрыва или плохого контакта.
Проверка вторичной цепи системы зажигания производится в том случае, если установлено,, что первичная цепь исправна (стрелка амперметра при проворачивании коленчатого вала совершает колебания).
Возможными причинами неисправности могут быть: выход из строя вторичной обмотки катушки зажигания; пробой центрального высоковольтного ‘провода на массу; пробой ротора или крышки распределителя на массу. Для проверки исправности центрального высоковольтного провода и катушки зажигания необходимо отсоединить провод от центрального гнезда крышки распределителя и проверить наличие искры между наконечником провода и массой. Отсутствие искры свидетельствует о пробое на массу центрального провода или о выходе из строя катушки зажигания.
Если искра от центрального провода на массу проскакивает. то необходимо снять крышку распределителя зажигания, проверить наличие угольного электрода в крышке и исправность ротора распределителя. Для проверки состояния ротора необходимо поднести к контактной пластине ротора провод высокого напряжения от катушки зажигания на расстояние 2— 3 мм и размыкать контакты при включенном зажигании. Наличие искры в зазоре свидетельствует о пробое ротора на массу.
Пробой крышки распределителя легко обнаруживается ее визуальным осмотром.
Система зажигания работает с перебоями. Признаки: двигатель работает с перебоями, выстрелы в глушитель.
Возможные причины неисправности: слабая искра; окисление контактов прерывателя; нарушение нормальной величины зазора между ними; нарушение контакта в соединениях про-’ водов; периодическое замыкание на массу проводов и изолированных элементов; малое напряжение в первичной цепи; пробой крышки распределителя; пробой изоляции высоковольтных проводов; отказ свечей зажигания.
Обнаружение причины неисправности производится проверкой элементов системы зажигания на бесперебойность их работы.
Для проверки свечей зажигания необходимо вывернуть их и осмотреть. Неработающая свеча имеет сырую поверхность в районе электродов. Неработающую свечу иногда можно определить по меньшему нагреву ее корпуса по сравнению с нагревом работающих свечей.
На 4- и 6-цилиндровых двигателях работу свечей можно проверить поочередным замыканием их центральных электродов на массу. Если при замыкании электрода свечи на массу скорость вращения вала двигателя уменьшилась — свеча исправна, а если не уменьшилась, то данная свеча (цилиндр) не работает. Неработающую свечу необходимо очистить от нагара, проверить и отрегулировать зазор между электродами, работоспособность свечи проверить на приборе модели 514-2М
Нарушение момента зажигания. Признаки: снижение мощности и ухудшение экономичности двигателя, возможны выстрелы в глушитель, хлопки в карбюратор.
Возможные причины неисправности: нарушена установка зажигания; подключение некоторых проводов свечей не соответствует порядку работы двигателя; отказ в работе или нарушение регулировки центробежного или вакуумного регуляторов опережения зажигания. Для обнаружения причины неисправности необходимо проверить установку зажигания дорожными испытаниями и произвести ее корректировку. При необходимое-ти снять распределитель зажигания с двигателя и проверить работоспособность центробежного и вакуумного регуляторов на стенде модели СПЗ-8М.
Особенности проверки транзисторных систем зажигания связаны с наличием транзисторного коммутатора и его цепи управления. Если транзисторный коммутатор ТК102 исправен, то при замыкании его клеммы Р на массу лампочка, подключенная между немаркированной клеммой транзисторного коммутатора и массой, не должна гореть, а при отключении провода от клеммы Р транзисторного коммутатора должна загореться. Если транзисторный коммутатор ТК200 исправен, то при подаче на его разъем Д напряжения от клеммы « + » генератора или добавочного резистора сила разрядного тока по амперметру должна уменьшиться. Если амперметр не реагирует на подаваемый сигнал к разъему Д, то коммутатор вышел из строя.
Указанные методы проверки транзисторных коммутаторов приемлемы при условии исправности первичной цепи до безымянной клеммы на ТКЮ2 и до клеммы КЗ на ТК200.
Цепь управления проверяется на отсутствие обрыва и замыкания на массу с помощью контрольной лампы А12-1.
Для проверки цепи управления коммутатором ТК200 необходимо подключить контрольную лампу между наконечником провода, отсоединенным от разъема Д коммутатора, и клеммой «+12 В» добавочного резистора или клеммой « + » генератора. Если контрольная лампа горит слабым накалом, то цепь управления исправна, а если лампа не горит или горит полным накалом, то в цепи управления соответственно обрыв или замыкание на массу.
Неисправности других приборов системы зажигания. К характерным неисправностям катушки зажигания можно отнести обрывы и межвитковые замыкания в первичной и вторичной обмотках. Это приводит к отказам или перебоям в работе системы зажигания. Проверяется работоспособность катушки на стенде модели СПЗ-8М. Катушка зажигания, отказавшая в работе, ремонту не подлежит и заменяется на исправную.
Неисправности распределителя зажигания рассматривались выше. Они могут быть обнаружены визуальным осмотром или проверкой его на стенде модели СПЗ-8М Эти неисправности приводят к отказам, перебоям в работе системы зажигания, а также нарушению опережения зажигания. Изношенные и поврежденные детали, как правило, заменяются на исправные.
Для распределителя Р351 характерны неисправности, связанные с наличием магнитоэлектрического датчика. Это обрыв или межвитковые замыкания в обмотке статора, заедание ротора в статоре и ослабление упругости контактной пружины.
Статор с межвитковыми замыканиями и обрывами в обмотке заменяется на исправный.
Характерные неисправности свечей зажигания: износ электродов свечи, отложение нагара на нижней части изолятора, трещины изолятора, нарушение герметичности изолятора в корпусе свечи. Эти неисправности обычно приводят к отказу или перебоям в работе свечи. Очистку свечи от нагара и проверку ее работоспособности производят на приборе модели 514-2М. Регулировку зазора между электродами свечи осуществляют подгибанием бокового электрода. Свечи с трещинами изолятора, обломанными боковыми электродами, нарушенной герметичностью изолятора в корпусе ремонту не подлежат и заменяются на исправные.
Транзисторный коммутатор при выходе из строя подлежит замене на исправный или ремонту в специальной мастерской.
Добавочный резистор в случае его перегорания подлежит замене.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Основные неисправности системы зажигания и методика обнаружения причин неисправностей"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы