Основные параметры. К основным параметрам одноковшовых экскаваторов относятся эксплуатационная масса, вместимость ковша, мощность силовой установки, продолжительность рабочего цикла, производительность, рабочие размеры при различных видах рабочего оборудования. Экскаваторы подразделяют на размерные группы.
Эксплуатационная масса экскаватора — масса машины с рабочим оборудованием, противовесом и полной заправкой горючесмазочными материалами, рабочей (для гидравлических систем) и охлаждающей (для двигателей) жидкостью. Конструктивную массу экскаватора определяют, исключая заправку.
Геометрическая вместимость ковша— ограниченный объем между внутренними поверхностями стенок, днища и поверхностью, образованной перемещением прямой, перпендикулярной к продольной плоскости ковша, по профилю открытых его сторон. Различают также номинальную вместимость ковша, которая равна сумме геометрической вместимости и дополнительного объема разрыхленного грунта (так называемой шапки), удерживающегося над открытой поверхностью ковша.
Мощность силовой установки — мощность устанавливаемого на машине двигателя внутреннего сгорания или питаемого от внешней электросети электродвигателя (одного или нескольких).
Рабочий цикл состоит из пяти освоения операций; копание грунта, перемещение заполненного грунтом ковша к месту разгрузки путем вращения поворотной платформы с рабочим оборудованием, разгрузка грунта из ковша в отвал или в транспортное средство, поворот платформы с порожним ковшом к забою, опускание и установка ковша для следующего копания. Время выполнения всех этих операций называют продолжительностью рабочего цикла. Для ее сокращения обычно совмещают четвертую и пятую операции, а при работе в отвал — вторую и третью.
Рис. 1. Рабочие размеры канатных и гидравлических (г, д) экскаваторов а, б, д — с прямой лопатой; в, г — с обратной лопатой
Производительность экскаватора (теоретическая) — произведение вместимости ковша на максимально возможное число рабочих циклов, выполняемых экскаватором за час работы. Чем меньше продолжительность рабочего цикла, тем выше производительность экскаватора.
Основные рабочие размеры определяют возможность экскаватора вести разработку и перемещение грунта с одной стоянки.
Наиболее важными рабочими размерами для прямой лопаты являются радиус и высота копания и выгрузки, для обратной лопаты — глубина копания: радиус копания R — расстояние от оси вращения поворотной части до наиболее удаленной точки режущего контура ковша; высота копания Я — расстояние от уровня стоянки экскаватора до режущего контура ковша при копании выше уровня стоянки; радиус выгрузки Rв — расстояние от оси вращения поворотной части до вертикальной линии, проведенной через нижнюю точку ковша или его открытого днища при разгрузке; высота выгрузки #в — расстояние от уровня стоянки экскаватора до уровня нижней точки ковша или его открытого днища при разгрузке; кинематическая глубина копания Нк обратной лопаты — расстояние от уровня стоянки экскаватора до режущего контура ковша при копании ниже уровня стоянки.
Размеры ходовых устройств экскаваторов характеризуются колеей К и базой В.
Колея — расстояние между продольными осями, проходящими через середины опорных поверхностей ходового устройства.
База колесного экскаватора — расстояние между вертикальными осями передних и задних ходовых тележек или колес.
База гусеничного экскаватора—расстояние между вертикальными осями передних и задних колес или катков ходового устройства, участвующих в передаче нагрузок на грунт.
Система индексации (маркировки). До 1986 г. в индексе отечественных экскаваторов указывались только вместимость наименьшего для данной машины ковша и порядковый номер модели. Такие индексы не давали представления ни о типе ходового устройства, ни об исполнении рабочего оборудования, что важно для характеристики конструкции машины и ее эксплуатационных возможностей.
В настоящее время индекс экскаватора состоит из четырех цифр, соответственно обозначающих; размерную группу машины, тип ходового устройства, конструктивное исполнение рабочего оборудования и порядковый номер модели данного типоразмера. Кроме того, используются дополнительные буквенные обозначения порядковой модернизации данной машины и ее климатического исполнения. После буквенного обозначения через тире ставят цифры, которые означают модификации данной базовой модели.
Например, индекс ЭО-3322АТ обозначает: экскаватор одноковшовый универсальный третьей размерной группы, на пневмоколесном ходовом устройстве, с жесткой подвеской рабочего оборудования, второй модели, прошедшей первую модернизацию, тропического исполнения; индекс ЭО-5113БХЛ — экскаватор одноковшовый универсальный пятой размерной группы, на гусеничном ходовом устройстве, с гибкой (канатной) подвеской рабочего оборудования, третьей модели, прошедшей вторую модернизацию, для районов с холодным климатом.
Рис. 2. Колея (я) и база экскаваторов; I, II — пневмоколесных; III — гусеничных
Рис. 3. Структура индексов одноковшовых уннверсальных экскаваторов
Одинаковое число основных цифр в индексе для экскаваторов всех типов и размеров создает удобство для машинной обработки статистических данных при планировании и учете выпускаемых машин.
В справочнике рассмотрены экскаваторы второй — шестой размерных групп, наиболее распространенные в строительстве.
В нашей стране в настоящее время не выпускают экскаваторы первой размерной группы, поэтому их параметры не указаны в стандартах, так же как и полноповоротных экскаваторов второй размерной группы, производство которых на базе тракторов осуществляется по отдельным техническим условиям.
Параметры гидравлических экскаваторов седьмой размерной группы также не стандартизованы, вследствие чего они на рис. 3. приведены условно.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Основные параметры и индексация одноковшовых экскаваторов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы