Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Ремонт тракторов и автомобилей

Публикация:
   Основные понятия и показатели надежности тракторов и автомобилей

Читать далее:




Основные понятия и показатели надежности тракторов и автомобилей

Эффективность использования любого трактора или автомобиля во многом зависит от надежности его сборочных единиц и деталей. Надежность важна как для новой машины, впервые вступившей в эксплуатацию, так и для капитально отремонтированной.

По мере эксплуатации под действием нагрузок и окружающей среды постепенно искажаются формы рабочих поверхностей деталей; увеличиваются зазоры в подвижных и нарушаются натяги в неподвижных соединениях; теряется упругость, намагниченность и другие свойства деталей; нарушается их взаимное расположение, вследствие чего изменяются условия зацепления шестерен, возникают дополнительные нагрузки и вибрации; образуются отложения нагара и накипи, ухудшающие отвод теплоты от теплонагруженных деталей, и т. п. В результате этого снижаются и ухудшаются основные показатели надежности машины.

Повышению надежности различных машин и оборудования, в том числе тракторов и автомобилей, в нашей стране придается исключительно большое значение. Общие понятия (термины) и показатели надежности определены государственным стандартом и являются обязательными для применения в документации всех видов.

Общие понятия надежности (применительно к тракторам и автомобилям) установлены ГОСТ 27.002 — 83.

Надежность — свойство трактора (автомобиля) выполнять заданные функции, сохраняя во времени значения установленных эксплуатационных показателей в заданных пределах, соответствующих заданным режимам и условиям использования, технического обслуживания, ремонтов, хранения и транспортирования. Надежность — комплексное свойство, которое может включать в себя безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость в отдельности или определенное сочетание этих свойств как для трактора (автомобиля), так и для его частей.

Безотказность — свойство машины непрерывно сохранять работоспособность в течение некоторого времени или некоторой наработки.

Долговечность — свойство трактора (автомобиля) сохранять работоспособность до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонтов.

Ремонтопригодность — свойство трактора (автомобиля), заключающееся в приспособленности к предупреждению и обнаружению причин возникновения его отказов, повреждений и устранению их последствий путем проведения ремонтов и технического обслуживания.

Сохраняемость — свойство трактора (автомобиля) сохранять значения показателей безотказности, долговечности и ремонтопригодности в течение и после хранения и (или) транспортирования.

Работоспособное состояние (работоспособность)—состояние трактора (автомобиля), при котором значение всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствует требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской документации. Заданными параметрами могут быть мощность двигателя, расход топлива или масла и др.

Неработоспособное состояние (неработоспособность)—состояние трактора (автомобиля), при котором значение хотя бы одного заданного параметра, характеризующего способность выполнять заданные функции, не соответствует требованиям, установленным нормативно-технической и (или) конструкторской документацией.

Исправное состояние (исправность) — состояние трактора (автомобиля), при котором он соответствует всем требованиям, установленным нормативно-технической и (или) конструкторской документацией.

Неисправное состояние (неисправность)—состояние трактора (автомобиля), при котором он не соответствует хотя бы одному из требований, установленных нормативно-технической и (или) конструкторской документацией.

Отказ — событие, заключающееся в нарушении работоспособности трактора (автомобиля).

Наработка — продолжительность или объем работы трактора (автомобиля). Наработку можно измерять в часах, километрах, гектарах и других единицах. В процессе эксплуатации различают суточную или сменную, месячную, годовую наработку, наработку до первого отказа или между отказами, межремонтную и т. п.

Технический ресурс (ресурс) — наработка трактора (автомобиля) от начала эксплуатации или ее возобновления после ремонта определенного вида до перехода в предельное состояние.

Срок службы — календарная продолжительность эксплуатации трактора (автомобиля) от ее начала или возобновления после ремонта определенного вида до перехода в предельное состояние. Нельзя путать срок службы с ресурсом. Например, ресурс двух тракторов одной марки одинаков, а срок службы различный, если один из них работает в две смены, а другой в одну.

Показатели надежности. Для оценки надежности трактора, автомобиля или другого объекта используются единичные и комплексные показатели надежности.

Единичные показатели надежности следующие.

Вероятность безотказной работы, средняя наработка на отказ, средняя наработка до отказа, гамма-процентная наработка до отказа, интенсивность отказов и параметр потока отказов — этими показателями оценивают безотказность работы объекта.

Гамма-процентный ресурс (срок службы), средний ресурс (средний срок службы), назначенный ресурс (срок службы) служат для оценки долговечности.

Гамма-процентный ресурс (или срок службы)—это математическое ожидание ресурса (срока службы), то есть наработка (или календарная продолжительность эксплуатации), в течение которой (которого) трактор (автомобиль) не достигнет предельного состояния с заданной вероятностью у процентов.

Вероятность восстановления работоспособного состояния и среднее время восстановления работоспособного состояния трактора или автомобиля — показатели для оценки ремонтопригодности.

Средний срок сохраняемости и гамма-процентный срок сохраняемости — единичные показатели сохраняемости. Последний показывает срок сохраняемости, который будет достигнут трактором (автомобилем) с заданной вероятностью у процентов.

Комплексные показатели применяют для более полной оценки надежности. К ним относятся коэффициенты готовности, технического использования, оперативной готовности, планируемого применения и коэффициент сохранения эффективности.

Единичные и комплексные показатели надежности определяют опытным путем. Для этого в заданных условиях или зонах страны проводят испытания большой партии тракторов и автомобилей с фиксацией всех показателей (наработки, отказов, неисправностей и т.д.). После математической обработки опытных данных получают количественные значения необходимых показателей. В практических условиях наиболее часто определяют коэффициенты готовности и технического использования.

Коэффициент готовности КГ — это вероятность того, что трактор (автомобиль) окажется работоспособным в произвольный момент времени, кроме планируемых периодов, в течение которых его использование по назначению не предусматривают. Этот коэффициент характеризует одновременно два различных свойства — безотказность и ремонтопригодность.

Коэффициент технического использования /Си определяют отношением суммарного времени пребывания испытываемых тракторов (автомобилей) в работоспособном состоянии (суммарной наработки) за определенный период эксплуатации к сумме этой наработки и времени простоя, затраченного на техническое обслуживание и ремонт за тот же период эксплуатации.

Коэффициент технического использования наиболее полно характеризует надежность машины, так как учитывает затраты времени в процессе проведения технического обслуживания, ремонта и устранения отказов всех видов.

Практика показывает, что надежность капитально отремонтированных тракторов и автомобилей ниже новых. Поэтому испытания для определения показателей надежности проводят раздельно с группой новых машин и капитально отремонтированных, а также раздельно по машине каждой марки. Показатели тем достовернее, чем больше машин в группе.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Ремонт тракторов и автомобилей

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Основные понятия и показатели надежности тракторов и автомобилей"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства