Эффективность использования любого трактора или автомобиля во многом зависит от надежности его сборочных единиц и деталей. Надежность важна как для новой машины, впервые вступившей в эксплуатацию, так и для капитально отремонтированной.
По мере эксплуатации под действием нагрузок и окружающей среды постепенно искажаются формы рабочих поверхностей деталей; увеличиваются зазоры в подвижных и нарушаются натяги в неподвижных соединениях; теряется упругость, намагниченность и другие свойства деталей; нарушается их взаимное расположение, вследствие чего изменяются условия зацепления шестерен, возникают дополнительные нагрузки и вибрации; образуются отложения нагара и накипи, ухудшающие отвод теплоты от теплонагруженных деталей, и т. п. В результате этого снижаются и ухудшаются основные показатели надежности машины.
Повышению надежности различных машин и оборудования, в том числе тракторов и автомобилей, в нашей стране придается исключительно большое значение. Общие понятия (термины) и показатели надежности определены государственным стандартом и являются обязательными для применения в документации всех видов.
Общие понятия надежности (применительно к тракторам и автомобилям) установлены ГОСТ 27.002 — 83.
Надежность — свойство трактора (автомобиля) выполнять заданные функции, сохраняя во времени значения установленных эксплуатационных показателей в заданных пределах, соответствующих заданным режимам и условиям использования, технического обслуживания, ремонтов, хранения и транспортирования. Надежность — комплексное свойство, которое может включать в себя безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость в отдельности или определенное сочетание этих свойств как для трактора (автомобиля), так и для его частей.
Безотказность — свойство машины непрерывно сохранять работоспособность в течение некоторого времени или некоторой наработки.
Долговечность — свойство трактора (автомобиля) сохранять работоспособность до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонтов.
Ремонтопригодность — свойство трактора (автомобиля), заключающееся в приспособленности к предупреждению и обнаружению причин возникновения его отказов, повреждений и устранению их последствий путем проведения ремонтов и технического обслуживания.
Сохраняемость — свойство трактора (автомобиля) сохранять значения показателей безотказности, долговечности и ремонтопригодности в течение и после хранения и (или) транспортирования.
Работоспособное состояние (работоспособность)—состояние трактора (автомобиля), при котором значение всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствует требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской документации. Заданными параметрами могут быть мощность двигателя, расход топлива или масла и др.
Неработоспособное состояние (неработоспособность)—состояние трактора (автомобиля), при котором значение хотя бы одного заданного параметра, характеризующего способность выполнять заданные функции, не соответствует требованиям, установленным нормативно-технической и (или) конструкторской документацией.
Исправное состояние (исправность) — состояние трактора (автомобиля), при котором он соответствует всем требованиям, установленным нормативно-технической и (или) конструкторской документацией.
Неисправное состояние (неисправность)—состояние трактора (автомобиля), при котором он не соответствует хотя бы одному из требований, установленных нормативно-технической и (или) конструкторской документацией.
Отказ — событие, заключающееся в нарушении работоспособности трактора (автомобиля).
Наработка — продолжительность или объем работы трактора (автомобиля). Наработку можно измерять в часах, километрах, гектарах и других единицах. В процессе эксплуатации различают суточную или сменную, месячную, годовую наработку, наработку до первого отказа или между отказами, межремонтную и т. п.
Технический ресурс (ресурс) — наработка трактора (автомобиля) от начала эксплуатации или ее возобновления после ремонта определенного вида до перехода в предельное состояние.
Срок службы — календарная продолжительность эксплуатации трактора (автомобиля) от ее начала или возобновления после ремонта определенного вида до перехода в предельное состояние. Нельзя путать срок службы с ресурсом. Например, ресурс двух тракторов одной марки одинаков, а срок службы различный, если один из них работает в две смены, а другой в одну.
Показатели надежности. Для оценки надежности трактора, автомобиля или другого объекта используются единичные и комплексные показатели надежности.
Единичные показатели надежности следующие.
Вероятность безотказной работы, средняя наработка на отказ, средняя наработка до отказа, гамма-процентная наработка до отказа, интенсивность отказов и параметр потока отказов — этими показателями оценивают безотказность работы объекта.
Гамма-процентный ресурс (срок службы), средний ресурс (средний срок службы), назначенный ресурс (срок службы) служат для оценки долговечности.
Гамма-процентный ресурс (или срок службы)—это математическое ожидание ресурса (срока службы), то есть наработка (или календарная продолжительность эксплуатации), в течение которой (которого) трактор (автомобиль) не достигнет предельного состояния с заданной вероятностью у процентов.
Вероятность восстановления работоспособного состояния и среднее время восстановления работоспособного состояния трактора или автомобиля — показатели для оценки ремонтопригодности.
Средний срок сохраняемости и гамма-процентный срок сохраняемости — единичные показатели сохраняемости. Последний показывает срок сохраняемости, который будет достигнут трактором (автомобилем) с заданной вероятностью у процентов.
Комплексные показатели применяют для более полной оценки надежности. К ним относятся коэффициенты готовности, технического использования, оперативной готовности, планируемого применения и коэффициент сохранения эффективности.
Единичные и комплексные показатели надежности определяют опытным путем. Для этого в заданных условиях или зонах страны проводят испытания большой партии тракторов и автомобилей с фиксацией всех показателей (наработки, отказов, неисправностей и т.д.). После математической обработки опытных данных получают количественные значения необходимых показателей. В практических условиях наиболее часто определяют коэффициенты готовности и технического использования.
Коэффициент готовности КГ — это вероятность того, что трактор (автомобиль) окажется работоспособным в произвольный момент времени, кроме планируемых периодов, в течение которых его использование по назначению не предусматривают. Этот коэффициент характеризует одновременно два различных свойства — безотказность и ремонтопригодность.
Коэффициент технического использования /Си определяют отношением суммарного времени пребывания испытываемых тракторов (автомобилей) в работоспособном состоянии (суммарной наработки) за определенный период эксплуатации к сумме этой наработки и времени простоя, затраченного на техническое обслуживание и ремонт за тот же период эксплуатации.
Коэффициент технического использования наиболее полно характеризует надежность машины, так как учитывает затраты времени в процессе проведения технического обслуживания, ремонта и устранения отказов всех видов.
Практика показывает, что надежность капитально отремонтированных тракторов и автомобилей ниже новых. Поэтому испытания для определения показателей надежности проводят раздельно с группой новых машин и капитально отремонтированных, а также раздельно по машине каждой марки. Показатели тем достовернее, чем больше машин в группе.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Основные понятия и показатели надежности тракторов и автомобилей"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы