В процессе эксплуатации детали машины изнашиваются, вследствие чего изменяют свои первоначальные формы и размеры. По мере изнашивания деталей увеличиваются зазоры в сопряжениях, возрастают нагрузки и детали разрушаются. Для восстановления работоспособности машины изношенные детали ремонтируют или заменяют новыми.
Чем быстрее изнашиваются детали, тем менее надежна машина. Различают естественный и преждевременный (аварийный) износы деталей.
Естественный износ является следствием неизбежного поверхностного разрушения деталей, возникающего под действием сил трения при работе машины в условиях нормальной эксплуатации.
Преждевременный (аварийный) износ возникает ,в результате нарушения правил эксплуатации машины (несвоевременная смазка и регулировка механизмов, перегрузки и т. п.) и плохого качества ремонта или изготовления деталей. Следствием аварийного износа является неожиданная поломка деталей, приводящая к перерывам в работе, а нередко и к несчастным случаям.
Проведение комплекса мероприятий, направленных на предупреждение поломок и аварий машин, их простоя в работе из-за неудовлетворительного технического состояния, называется системой технического обслуживания.
В нашей стране система технического обслуживания кранов регламентирована «Инструкцией по проведению планово-предупредительного ремонта строительных машин» (СН 207—68) и называется системой планово-предупредительных ремонтов (система ППР).
Система планово-предупредительного ремонта машин представляет собой комплекс организационно-технических мероприятий предупредительного характера, направленных на повышение работоспособности парка машин, улучшение качества, сокращение сроков и снижение стоимости ремонта.
В комплекс организационно-технических мероприятий ППР входят работы по техническому обслуживанию и ремонту машин. По системе ППР машины останавливают для технического обслуживания и ремонта по заранее разработанному плану, после того как они отработают установленное число машино-часов. При этом выполняют весь объем работ по техническому обслуживанию независимо от состояния машины, а ремонт — по потребности. В системе ППР приняты следующие понятия и определения: межремонтный цикл — период времени в часах работы машины от начала ее эксплуатации до первого капитального ремонта или между двумя очередными капитальными ремонтами;
межремонтный период — продолжительность работы машины (в часах) между двумя одноименными ремонтами;
структура межремонтного цикла — последовательность выполнения технического обслуживания и ремонта за межремонтный цикл.
Система ППР позволяет исключить неожиданные остановки в работе из-за неисправности, согласовывать время ремонта с планом производства строительно-монтажных работ, а также заранее определять потребность в рабочей силе, оборудовании, материалах и запасных частях для выполнения очередного технического обслуживания и ремонта.
Техническое обслуживание представляет собой комплекс работ для поддержания исправности или только работоспособности крана и его узлов во время его эксплуатации, при хранении и транспортировании. Иными словами, техническое обслуживание обеспечивает исправное состояние крана в межремонтный период.
При техническом обслуживании выполняют следующие работы: осмотр механизмов и конструкций, очистку машины от грязи, смазку и регулировку механизмов, необходимые крепежные работы, испытание крана на холостом ходу и под нагрузкой. Наибольшее внимание уделяют смазке механизмов и своевременной их регулировке. В зависимости от объема работ и периодичности их выполнения различают ежедневное (ЕО) и периодическое (ТО) техническое обслуживание.
Ежедневное техническое обслуживание выполняет машинист крана в начале рабочей смены, во время организационных перерывов в работе и в конце смены. Для мойки и смазки крана желательно организовать специальные бригады.
Периодическое техническое обслуживание выполняют по специальному графику. В управлениях механизации строительно-монтажных работ созданы специальные бригады, выполняющие периодическое техническое обслуживание кранов в мастерских.
Каждый вид технического обслуживания характеризуется определенным обязательным для выполнения составом работ. Обязательный состав работ может быть дополнен другими работами, необходимость выполнения которых возникла в процессе технического обслуживания или же выявлена во время эксплуатации крана.
Обслуживание кранов с электроприводом должно осуществляться обязательно с участием квалифицированного слесаря-электрика.
Если время проведения очередного технического обслуживания по периодичности совпадает со временем выполнения планового ремонта, техническое обслуживание и ремонт выполняют одновременно.
Ремонт представляет собой комплекс работ для поддержания и восстановления исправности или работоспособности машины.
При правильной организации, своевременном и тщательном выполнении операций технического обслуживания краны ремонтируют через определенные промежутки времени, установленные в зависимости от срока службы групп деталей. В систему ППР автомобильных кранов входят текущий и капитальный ремонты.
Текущий ремонт Т осуществляется для гарантированного обеспечения работоспособности крана и включает в себя замену и восстановление отдельных узлов крана и их регулировку. Этот ремонт является основным видом планово-предупредительного ремонта. От качества выполнения его зависит работоспособность машины в межремонтный период. При текущем ремонте заменяют изношенные детали, срок службы которых равен межремонтному периоду, а также выполняют ремонтные работы: заварку трещин в металлоконструкциях, правку вмятин, рихтовку лент и т. п.
Текущие ремонты выполняют машинисты кранов вместе с рабочими различных специальностей (слесарями, сварщиками, электриками и др.) в ремонтных мастерских организации — владельца крана.
Перед остановкой крана на текущий ремонт машинист крана вместе с механиком устанавливают по фактическому техническому состоянию крана, а также по записям в журнале учета ремонтов перечень необходимых ремонтных работ, определяют потребность в запасных частях, материалах и дополнительной рабочей силе.
При текущих ремонтах выполняют полную ревизию всех механизмов: проверяют состояние стальных канатов, фрикционных муфт, тормозов, шестерен. Выполнение этих операций повышает надежность работы крана в межремонтный период. После текущего ремонта кран испытывают.
Капитальный ремонт К, кранов имеет целью восстановление исправности и полное (или близкого к полному) восстановление ресурса крана. Этот ремонт производят с заменой или восстановлением любых узлов крана, в том числе и базовых. Поэтому его выполняют на специализированных ремонтных предприятиях, имеющих соответствующее грузоподъемное и станочное оборудование.
В объем работ при капитальном ремонте входят: полная разборка машины, замена всех изношенных узлов и деталей, ремонт базовых деталей (шасси, неповоротных и поворотных рам), а также выполнение необходимых работ по реконструкции крана.
Техническое состояние капитально отремонтированного крана должно отвечать всем требованиям, предъявляемым к новой машине согласно Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных машин.
После капитального ремонта кран обязательно проходит полное техническое освидетельствование. Сдачу машины в ремонт и приемку ее из ремонта оформляют приемо-сдаточным актом. По окончании ремонта в технический паспорт крана записывают сведения о ремонте: вид ремонта, дату проведения его и выполненные работы.
Если строительная организация имеет несколько (не менее пяти) однотипных кранов, целесообразно их ремонт организовать агрегатно-узловым методом: изношенные узлы снимают с машины и отправляют в ремонт, а вместо них на машину устанавливают другие, заранее отремонтированные узлы, взятые из оборотного фонда. Применение агрегатно-узлового метода ремонта позволяет сократить простои кранов в ремонте, а следовательно, увеличить время их полезной работы.
Планирование технических обслуживании и ремонтов заключается в составлении единых графиков проведения этих мероприятий по каждому крану в зависимости от отработанного им времени и предполагаемого времени работы крана в планируемый период.
Периодичность проведения технических обслуживании и ремонтов принимается в соответствии с нормами, приведенными в Инструкции (СН 207—68), введенной в действие с 1 января 1969 г.
Согласно этой инструкции технические обслуживания и ремонты автомобильных кранов грузоподъемностью до 16 т включительно проводятся через следующие промежутки времени: ТО— через 300, текущий ремонт — через 1500, капитальный — через 12 000 маш. ч работы автомобильного крана. Конкретные промежутки времени указаны в инструкциях по эксплуатации.
Планы-графики технических обслуживании и ремонтов составляют механики организаций, эксплуатирующих краны. Знание и своевременное выполнение этих планов является обязательным Для каждого машиниста крана.
Цель планирования ремонтов (годового и месячного) —определение необходимого числа отдельных видов технических обслуживании и ремонтов, сроков выполнения их, расчета потребности в рабочей силе, запасных частях, материалах и денежных средствах.
График ППР включает в себя оба вида ремонта (текущий и капитальный) находящихся в эксплуатации машин и техническое обслуживание (ТО). В нем указываются марка и номер машины, вид ремонта и время его проведения. В месячном плане указывают марку и номер машины, вид, точную дату начала и окончания технического обслуживания или ремонта.
Графики технического обслуживания и ремонта утверждает руководитель организации — владельца крана. Ответственность за своевременное выполнение и качество технического обслуживания и текущего ремонта крана несут машинист крана и механик участка. Они организуют работу так, чтобы все операции технического обслуживания и ремонта были выполнены в полном объеме и в установленные графиком сроки.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Основные сведения о системе предупредительного ремонта кранов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы