Грузозахватные приспособления предназначены для строповки грузов и подвешивания их на крюковую обойму грузоподъемных средств. Эти приспособления должны быстро и легко сниматься, надежно удерживать изделия или конструкции и не разрушать их. Чтобы выполнить эти требования, при выборе грузозахватных приспособлений необходимо учитывать особенности зацепки данного вида изделий или конструкций. При погрузочно-разгрузочных работах применяют, как правило, универсальные грузозахватные приспособления, рассчитанные для подъема изделий и конструкций всех видов: крюки, карабины, захваты, стропы и траверсы (ГОСТ 25031—81).
Крюки. Грузозахватные средства, используемые на погрузочно-разгрузочных работах, оснащаются в основном однорогими крюками с замками. Крюки грузоподъемных средств, предназначенных для подъема железобетонных конструкций массой более 3 т, должны быть изготовлены вращающимися на шариковых закрытых опорах. Размеры крюков к грузоподъемным средствам принимаются по ГОСТ 12840— 80, для стропов – по ГОСТ 25573—82.
Карабины применяют реже крюков— в основном для захвата железобетонных изделий массой до 2 т. Они также снабжаются предохранительным устройством в, виде подвижной планки, перемещаемой вдоль оси при навешивании на петлю железобетонного изделия или снятия с нее.
Захваты применяют для перемещения подкрановых балов, колонн, свай. В зависимости от типа перемещаемого груза и способа его укладки применяют захваты фрикционные и замковые. Фрикционные захваты замыкаются и удерживают груз иод действием его массы. Замковые захваты соединяются о грузом через монтажное отверстие, куда входит подвижной валик. В зависимостй от способа перемещения валика замковые захваты бывают ручные и полуавтоматические. В ручных замковых захватах оба хода валика осуществляются вручную; у полуавтоматических валик вдвигается в отверстие автоматически под действием специальной пружины, ,а выдвигается вручную принудительным сжатием этой пружины канатом с уровня стоянки крана. При использовании полуавтоматически^ захватов необходимо следить за тем, чтобы канат для расстроповки не прикасался к окружающим предметам во избежание случайного его натяжения и самопроизвольной расстроповки изделия. Преимущества рассмотренных захватов заключаются в простоте их обслуживания, сокращении времени на прицепку и отцепку груза, снижении расхода металла на закладные детали и петли, уменьшении объема верхолазных работ.
Рис. 1. Крюки к грузоподъемным средствам
а — с предохранительной планкой; б — со скобой; в — с поворотным козырьком; г — с предохранительной пружиной; д — для стропов
Рис. 2. Карабин грузозахватный
1 — скоба; 2 — планка
Стропы — наиболее распространенные и простые по конструкции грузозахватные устройства. Они применяются при погрузке и разгрузке массовых сборных железобетонных изделий и конструкций. Стропы изготовляют из стальных канатов в соответствии с ГОСТ 25573—82 и в зависимости от типа перемещаемых грузов разделяются на двухпетлевые, кольцевые, одно-ветвевые и многоветвевые. Стропы первых трех типов применяют в основном для подвешивания дли-номерных изделий и конструкций. Их изготовляют в виде отдельных нитей или кольца с заделанными концами.
Многоветвевые стропы применяют для перемещения деталей и конструкций с развитой опорной поверхностью (плит, фундаментных подушек, лестничных маршей) и имеющих несколько петель в ряду (панелей, блоков, прогонов, ригелей). В четырехветвевых стропах, предназначенных для перемещения грузов параллельно основанию (плит, блоков), все нити должны иметь одинаковую длину. В стропах для подъема лестничных маршей и других аналогичных конструкций длина ветвей должна назначаться с учетом угла наклона опорной поверхности к основанию. При несоблюдении этих требований нагрузка на ветви будет распределяться неравномерно, что приведет к преждевременному износу стропа. При правильном выборе длины канатов срок службы стропа обычно составляет 180—250 рабочих смен. С увеличением числа ветвей до шести и более точность равномерного распределения нагрузки на все ветви снижается. Поэтому при подъеме железобетонных конструкций за шесть и более точек применяют стропы, у которых трапецеидальные скобы заменены системой блоков, обеспечивающих балансирование канатов.
Рис. 3. Стропы двухплетевые с заделкой концов каната а — опрессовкой алюминиевой втулкой; б — заплеткой; е —заплеткой и втулкой
Рис. 4. Стропы кольцевые с соединением каната в кольцо заплеткоВ (а), за-плеткой а втулкой (б)
Рис. 5. Стропы одноветвевые (а), двухветвевые (б), четырехветвевые (в)
2 — звено I; 2 —звено II; 3 —захват
Рис. 6. Траверса универсальная
Траверсы. Более совершенными стропукуцими устройствами являются траверсы, очень широко применяемые, в том числе и тогда, когда обычные стропы не полностью отвечают требованиям к ведению погрузочно-разгрузочных работ. С помощью траверс выполняют такие работы, как погрузка и разгрузка крупногабаритных грузов и сложных по конфигурации конструкций, переработка различных грузов вне зоны действия грузоподъемных средств или двумя спаренными кранами. В конструкции траверс объединены все виды стропующих устройств в различных сочетаниях. Благодаря наличию несущих балок или ферм, к которым крепятся стропующие устройства, удается снизить воздействие на деталь сжимающих усилий й избежать наклона ветвей, что, в свою очередь, позволяет значительно уменьшить высоту строповки груза.
Изготовление и испытание грузозахватных приспособлений. Грузозахватные приспособления должны изготовляться в соответствии с ГОСТ 25573—82, «Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов», ГОСТ 2.114—70, ГОСТ 2.115—70. Грузозахватные приспособления, предназначенные для применения в северных условиях (температура окружающего воздуха до минус 60 °С), должны изготовляться климатического исполнения ХЛ (ГОСТ 15150-69, ГОСТ 3071—74, ГОСТ 3079-80). Коэффициент запаса прочности канатов грузозахватных приспособлений по отношению к расчетному разрывному усилию должен быть не менее 6, а остальных элементов—не менее 5. Ветви грузозахватных приспособлений должны изготовляться из целого каната. Коуши грузозахватных приспособлений должны соответствовать требованиям ГОСТ 2224—72.
После изготовления, а также при техническом освидетельствования и ремонте грузозахватные приспособления испытывают на прочность статической нагрузкой, превышающей на 25 % их номинальную грузоподъемность. При испытании стропов их ветви должны располагаться под углом 90° друг к другу. При серийном изготовлении грузозахватных приспособлений время их выдержки под нагрузкой должно составлять 3 мин, при индивидуальном — 10 мин. Испытанное грузозахватное приспособление должно быть снабжено биркой, на которой указывают наименование предприятия-изготовителя, грузоподъемность стропа, дату испытаний, порядковый номер. Бирка должна быть сохранена на грузозахватном приспособлении до конца его эксплуатации. Перед эксплуатацией грузозахватных приспособлений необходимо с их канатных ветвей удалить консервационную смазку. Сведения о грузозахватных приспособлениях должны заноситься в журнал в соответствии с «Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов». В процессе эксплуатации стропы осматривают через каждые 10 дн., траверсы — через 6 мес. Грузозахватные приспособления, не прошедшие технического освидетельствования, установленного «Правилами устройства и безопасной эксплуатации0 грузоподъемных кранов» и требованиями ГОСТ 25573—82, к эксплуатации не допускаются.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Основные типы грузозахватных приспособлений"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы