Рациональная система комплексной механизации, основанная на целесообразной организации ПРТС-работ, характеризуется высокими технико-экономическими показателями.
Проектировщику рекомендуется иметь в виду следующие основные требования, которые помогут достичь этих показателей:
а) рациональная организация комплекса ПРТС-работ без выполнения излишних операций, при кратчайших путях перемещения грузов и без излишних пересечений грузопотоков, при обеспечении сохранности количества и качества грузов;
б) обеспечение требуемой пропускной способности системы взаимосвязанных машин и устройств;
в) минимальное количество обслуживающего персонала при благоприятных санитарно-гигиенических условиях его работы;
г) высокий коэффициент использования машин и устройств;
д) высокий коэффициент использования площадей и объемов;
е) наименьшие величины капитальных затрат, эксплуатационных расходов и себестоимости комплексной переработки единицы груза.
Целесообразный выбор на проектируемом грузопотоке машин и устройств, обеспечивающих требуемую производительность при наименьшей трудоемкости и себестоимости работ, обусловливается рядом технологических и специфических местных факторов, характеризующих грузы и условия их переработки.
Попытки дать номографический метод проектирования комплексной механизации по определенным параметрам оказались неудачными даже для условий простейшего складского комплекса. Тем более такой метод не пригоден для сложных условий промышленных предприятий, так как он не может учитывать зависимости комплексной механизации от разнообразных технологических и других факторов, влияющих на подбор и компоновку машин и устройств в конкретных условиях проектирования.
Механическое использование номограмм и так называемых типовых решений с типовой характеристикой без должного учета решающих местных факторов не может заменить творческой инициативы проектировщика при компоновке системы комплексной механизации в реальных условиях промышленного предприятия.
При проектировании комплексной механизации ПРТС-работ необходимо иметь в виду следующие факторы: род и характеристику грузов; вид транспорта, которым доставляются и отправляются грузы; величину грузооборота (по родам грузов и по грузопотокам); величину транспортной партии или количество единовременно прибывающих или отправляемых транспортных единиц; режим выполнения операций; характеристику подводящих и отводящих грузопотоков; характеристику смежных грузопотоков внутри участка и на примыкающих участках; характеристику фронтов на рассматриваемых грузопотоках; характеристику площадей или объемов на линиях грузопотоков; величину накоплений (складских и промежуточных запасов); технологические требования приема, складирования и отправления грузов по каждому грузопотоку; специфические местные условия (по размещению рассматриваемого участка на генеральном плане предприятия, геологические, гидрологические и другие условия).
Род груза и его характеристика являются одним из решающих факторов, определяющих технологию грузопереработки. По способу перевозки и технологии переработки, а следовательно, и по применяемым средствам механизации различают три основных рода грузов: навалочные, штучные и наливные.
Навалочные грузы в зависимости от крупности отдельных кусков делятся: на крупнокусковые (крупнокусковая руда, рваный камень), средне- и мелкокусковые, зернистые, порошкообразные, а также волокнистые (например фрезерный торф, асбест, стружка и т. п.), причем перегрузочные операции с последними представляют особые трудности.
По однородности состава кусков навалочные грузы разделяются на рядовые (смесь кусков разных размеров) и сортированные (по размеру кусков). Крупность кусков навалочных грузов влияет на выбор размеров грузонесущих элементов машин, а также размеров выпускных отверстий бункеров, воронок, лотков. Навалочные грузы характеризуются своей объемной массой, измеряемой обычно в т/м3 или кг/дм3 и обозначаемой буквой у.
Под действием статической или динамической нагрузки и вследствие утряски происходит уплотнение свободно насыпанного навалочного груза. Коэффициент уплотнения для различных навалочных грузов колеблется в пределах 1,05—1,52.
Величина объемной массы для любого навалочного груза указана в справочных таблицах и служит для определения количества груза в т при известном его объеме на складе, в грузозахватном органе машины, а также при расчетах производительности машин, при загрузке грузонесущих органов машин непрерывного действия и пр.
Знание веса груза необходимо при определении величины давления на стенки и затворы бункеров, при расчете пневматических и гидравлических перегрузочно-транспортных устройств и в других случаях, когда масса рассматривается как сила тяжести.
Для выявления условий образования отвалов и штабелей навалочных грузов, для определения углов наклона самотечных перегрузочных устройств (бункеров, воронок, лотков) и при проектировании конвейерных установок необходимыми являются такие параметры навалочных грузов как угол естественного откоса и углы трения груза по стали, дереву, бетону и другим материалам поверхности перемещения груза.
Углом естественного откоса, характеризующим степень подвижности навалочного груза (и называемым поэтому также углом внутреннего трения), считается угол, составленный откосом свободно насыпанного на горизонтальную плоскость груза и горизонтом.
Угол трения навалочного груза может быть получен по справочным таблицам, где приводятся значения коэффициентов трения того или иного груза по стали, дереву и бетону, представляющих тангенс угла трения. Различают коэффициенты (и углы) трения в покое и в движении.
Существенными показателями характеристики ряда навалочных грузов являются такие специфические свойства, как степень слеживаемости, абразивность, влажность, липкость, хрупкость, гигроскопичность, смерзаемость, ядовитость, коррозирующие свойства и пр. Указанные свойства приходится учитывать при подборе погрузочно-разгрузочных машин и устройств, принимая меры против усложнения производства ПРТС-работ и против вредного воздействия некоторых из этих свойств на применяемые машины, устройства и окружающую среду.
Штучные грузы бывают различной массы и размеров, в таре и без какой-либо упаковки и характеризуются штучным (единичным) весом, габаритными размерами, родом тары или видом опорной поверхности. В зависимости от веса выделяются тяжеловесные грузы весом свыше 250 кг (катнобочковые — свыше 500 кг), а в зависимости от габаритов выделяются громоздкие штучные грузы (размерами свыше 3 м), что приходится учитывать при подборе средств механизации ПРТС-работ.
Род тары штучных грузов также имеет существенное значение как при выборе способов захвата груза машинами, так и в отношении укладки тарно-штучных грузов на складе. Различают три основных вида тары: жесткая (ящики, бочки), полужесткая j (корзины, коробки) и мягкая (мешки, кули, кипы). Очевидно, что для различной тары могут потребоваться различные средства и способы захвата и укладки тарно-штучных грузов.
Особую группу штучных грузов представляют массовые штучные грузы, например кирпич и огнеупорные изделия, металл в слитках, листах и в виде длинномерного проката, труб и пр. К штучным массовым грузам относят также лесные грузы в виде круглого леса и пиломатериалов. Прогрессивная технология перевозки и перегрузки штучных массовых грузов в пакетах различного вида обусловливает выбор соответствующих средств механизации.
Наливные грузы, перевозимые в цистернах наливом и перегружаемые путем слива и налива, характеризуются своей плотностью, вязкостью, зависимостью вязкости от температуры и степенью огнеопасности. Указанные характерные свойства наливных грузов являются параметрами, существенно влияющими на организацию механизированных операций с этими грузами.
Вид транспорта для приема и отправления грузов, равно как и тип подвижного состава с учетом направления грузопотока, в значительной степени определяют выбор машин и устройств в пунктах приема и отправления грузов.
Величина годового грузооборота (годовых грузопотоков) с учетом неравномерности операций перемещения является решающим фактором, определяющим масштабы и требуемую пропускную способность системы комплексной механизации ПРТС-работ.
Режим выполнения операций перемещения грузов, нередко изменяющийся даже в течение суток или рабочей смены, существенно влияет на выбор средств механизации. Режим переработки грузов определяет интенсивность производимых работ, а тем самым — пропускную способность устройств и требуемую производительность погрузочно-разгрузочных машин. Последняя, при загрузке или разгрузке подвижного состава железнодорожного, водного или автомобильного транспорта определяется действующими нормами простоя подвижного состава.
Производительность на погрузочно-разгрузочных работах, имеющих связь с технологическим процессом того или иного производства, определяется характером и степенью этой связи. При непосредственной связи процесса перемещения с технологическим процессом производительности рассматриваемых работ и технологического оборудования должны быть равны. Так, например, производительность подачи материалов на дробление должна быть равна пропускной способности дробильной установки (при отсутствии промежуточной емкости).
Характеристика фронтов ПРТС-работ, а также площадей и объемов (в том числе и промежуточных емкостей) на линиях грузопотоков имеет существенное значение для выявления факторов, влияющих на комплексную механизацию.
Если на грузопотоке предусматривается буферное накопление груза в виде бункера или какой-либо другой промежуточной емкости, режимы работы погрузочно-разгрузочного оборудования и обслуживаемых технологических установок могут быть различны, а следовательно, различны и величины потребной производительности. Размещение и величина промежуточных емкостей на линии грузопотока в сложном процессе перемещения, связанном с обслуживанием технологического оборудования того или иного производства, является существенным фактором, влияющим на организацию и комплексную механизацию переработки грузов.
Буферные функции промежуточных емкостей используются для целесообразного выравнивания интенсивности операций на отдельных участках смежных грузопотоков (на подводящем к промежуточной емкости и на отводящем от нее), что нередко способствует более рациональному подбору перегрузочно-транстпортных средств и более полному их использованию в системе комплексной механизации.
Следует отметить, что при наличии буферной емкости у технологического оборудования на производстве (например, у дробилки или у металлообрабатывающего станка) производительность по-грузочно-разгрузочных работ на участке между буферной емкостью и технологическим оборудованием определяется пропускной способностью технологического оборудования, а на линии подводящего (или отводящего) грузопотока обусловливается режимом перемещения (пропускной способностью тракта) или интенсивностью этих работ на конечном пункте грузопотока.
Всякая промежуточная буферная емкость представляет отдельное конструктивное звено на линии грузопотока и является пунктом «перелома» потока из-за изменения в нем как производительности, так и структуры работ.
В зависимости от назначения и величины буферная емкость может быть представлена при малой емкости в виде бункера, закрома или просто специального контейнера или стеллажа, а при большой емкости — в виде целого механизированного склада. Устройство и оборудование любой промежуточной “ или конечной емкости связаны с капитальными затратами и эксплуатационными расходами, тем большими, чем больше емкость и чем сложнее условия приема, складирования и выдачи грузов.
Технологические требования в ряде случаев вызывают необходимость организации промежуточной емкости; при этом очевидно, что комплексная механизация обеспечивает выполнение не только основных ПРТС-работ, но также и технологически необходимых дополнительных операций. Например, весовой или объемной дозировки, сортировки, ориентировки грузов в определенном положении, обеспечения последовательности подачи.
При проектировании средств комплексной механизации на действующем предприятии должно быть также обращено внимание на существующее размещение технологического оборудования, а также на технологические требования, которые предъявляет производство к организации и механизации ПРТС-работ на рассматриваемом участке предприятия.
К специфическим местным условиям относятся топографические и гидрологические факторы, ограничивающие возможность размещения устройств и оборудования для рассматриваемых работ, а также такие местные условия как стесненность территории, ограниченность объема производственных помещений и т. п.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Основные требования проектирования систем комплексной механизации"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы