Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Ремонт автогрейдеров

Публикация:
   Основы машиностроительного черчения

Читать далее:




Основы машиностроительного черчения

Каждый квалифицированный машинист автогрейдера должен разбираться в чертежах, как говорят, уметь читать чертежи. Это необходимо ему и при техническом обслуживании машины, и при ее ремонте, когда зачастую требуется восстановить или изготовить ту или иную деталь.

Чертежом считается оформленное графически на листе бумаги изображение изделия с соответствующими объяснениями, указаниями и исходными данными, необходимыми и достаточными для осуществления их изготовления, контроля и эксплуатации.

Изделием считается любая изготовленная предприятием продукция. Есть изделия основного производства (машины, оборудование, приборы и т. д.) и вспомогательного (для данного предприятия) производства (приспособления, штампы, инструмент и т. д.). Стандартом (ГОСТ 2.101—68 ЕСКД) установлены следующие виды изделий: детали, сборочные единицы, комплексы и комплекты.

Деталью называется такое изделие, которое изготовлено из однородного материала без применения сборочных операций (вал, шестерня, болт и т. д.).

Сборочной единицей считается изделие, собранное из деталей или из деталей и других сборочных единиц (подшипник качения, двигатель, автогрейдер и т. д.).

Комплексом называется набор сборочных единиц, каждая с самостоятельными производственными функциями, выполняющих единую эксплуатационную функцию (поточная линия станков, комплекс машин для дорожного строительства и т. д.).

Комплектом называют набор сборочных единиц, играющих вспомогательную для комплектов и сборочных единиц роль (комплекты запасных частей, измерительной аппаратуры и др.).

Чертежи на изделие относятся к так называемым конструкторским документам.

Чертежи, выполненные за конструкторскими досками, называются оригиналами. После переснятия или перекопировки их на специальные кальки и оформления подписями разработчика и других заинтересованных лиц они становятся подлинниками и могут неоднократно подвергаться переснятию. Для сохранения подлинников в работе используются переснятые с них чертежи — дубликаты. С целью использования чертежей в цехах при изготовлении или при эксплуатации машины с дубликатов или подлинников снимают так называемые копии (путем светокопирования и др.).

Чертежи машины выполняют согласно стандарту (ГОСТ 2.301—68) на прямоугольных листах определенного формата, обозначаемого числом, с размерами (в мм), представленными ниже.

Если изображение требует увеличения площади чертежа, допускается применение дополнительных форматов путем увеличения коротких сторон основного формата на величину, кратную их размерам (например, из формата 841X 1189 можно получить (841X 2) X 1189 = 1682Х X 1189).

Изделие на поле чертежа вычерчивается в определенном масштабе, т. е. в определенном отношении линейных размеров вычерченного изделия к его размерам в натуре. Например, если размеры изображенного изделия и натуры равны между собой, то изделие вычерчено в масштабе 1:1. Когда изделие имеет размеры, превышающие размеры формата чертежа, его вычерчивают в масштабе уменьшения (1:2; 1:2,5; 1:4; 1:5; 1:10; 1:15; 1:20; 1:40). Если же надо увеличить размеры вычерченного изделия по сравнению с натурой, то применяют масштаб увеличения (2:1; 2,5:1; 4:1; 5:1; 10:1; 20:1; 40:1). Ряд масштабов, предназначенных для использования в машиностроительных чертежах, устанавливает ГОСТ 2.302—68 ЕСКД.

Графическая часть чертежа выполняется различными по толщине и виду линиями. Типы используемых линий и их назначение устанавливает ГОСТ 2.303—68.

Изображение вычерченного на поле чертежа изделия может быть видом, разрезом и сечением.

Конечно, не всегда возникает необходимость изображать деталь в шести видах. В некоторых случаях достаточно ограничиться основными тремя (главный, вид сверху и вид слева). Их, как и остальные три вида, помещают на плоскость чертежа без каких-либо поясняющих надписей.

На видах могут быть изображены и невидимые для наблюдателя части изделия. Для этого используются штриховые линии, соответствующие контурам невидимых поверхностей.

Рис. 4.2. Разрез детали: а — сечение детали плоскостью; б — проекции и разрез детали

Они позволяют сократить число видов, так как улучшают представление о конструкции изделия.

Еще лучше, чем штриховые линии, представление о невидимых частях изделия могут дать разрезы, которые образуются, если изделие рассечь в любом месте секущей плоскостью, перпендикулярной желаемому направлению взгляда наблюдателя (рис. 4.2, а). В этом случае выявляется форма изделия в месте прохождения секущей плоскости и этот разрез штрихуется наклонной к основным линиям контура штриховкой, соответствующей материалу изделия. На разрезе вскрываются и те контуры, которые расположены сзади секущей плоскости; они при желании могут быть показаны на самом изображении разреза, но могут и не изображаться.

Места разреза на видах изделия отмечаются двумя толстыми отрезками, направленными вдоль секущей плоскости и расположенными с двух сторон изделия, не пересекая его, и перпендикулярными к ним стрелками, обозначенными заглавными буквами (А—А, Б—Б и т. д.), направление которых соответствует направлению взгляда наблюдателя. Сам разрез располагается либо соосно с изделием, либо в любом месте чертежа под подчеркнутыми буквами (через тире), например А—А (рис. 4.2, б), но обязательно с учетом направления стрелок. Однако он может быть повернут, для чего рядом с надписью А—А ставится слово «повернуто».

Сечением называется изображение, получаемое при пересечении секущей плоскостью или несколькими плоскостями изделия и отражающее его контуры, расположенные только в секущей плоскости. Сечения в отличие от разреза можно осуществлять и по дуге с указанием «развернуть». Показывается сечение, как и разрез, двумя толстыми отрезками и стрелками с заглавными буквами. Изображается оно также под этими подчеркнутыми буквами (через тире), например А—А. Располагается сечение в любом месте поля чертежа. Если его нужно повернуть, ставится слово «повернуто». Сечение может быть наложенным, когда оно изображается тонкими линиями с внутренней штриховкой на самой детали, и вынесенным, когда оно отнесено от детали и изображено основными линиями тоже с внутренней штриховкой. Линии сечения и стрелки могут не ставиться, если сечения симметричны. Оси симметрии у них указываются штрихпунктир- ной тонкой линией.

По штриховке сечения или разреза легко определить материал насеченной детали. Для этого по ГОСТ 2.306—68 предусмотрена различная по виду штриховка.

Следует иметь в виду, что штриховка наносится под углом 45° к рамке чертежа в противоположных направлениях у смежных деталей. При совпадении линии контура детали и штриховки последнюю надо проводить под углом либо 30°, либо 60°. При больших площадях штрихуемой поверхности ее наносят только по краю контура.

Каждый чертеж содержит графическую и текстовую части, которые скомпонованы на поле чертежа определенным образом. Так, на рис. 4.3 и 4.4 представлены в качестве примера компоновки сборочного чертежа формата и детального чертежа формата. Графическая часть (три проекции изделия) на сборочном чертеже занимает поле чертежа слева и сверху, таблица с параметрами этой сборочной единицы находится справа вверху, а технические требования располагаются над штампом. В самом же штампе (в правом нижнем углу) помещается основная надпись со сведениями, включающими название изделия, его массу, масштаб изображения, индекс изделия, наименование предприятия, характер работы и подписи исполнителей.

Так же компонуются форматы. На самом небольшом формате сразу же над штампом с основной подписью располагаются технические требования к детали, а выше, занимая остальное поле чертежа, находится графическое изображение детали и справа от нее, если требуется, располагается таблица параметров. Для того чтобы судить о геометрических размерах изделия, изображенного на чертеже, служат размерные числа (размеры), проставляемые на проекциях (видах) изделия.

Линейные размеры на чертежах обозначаются в мм, а угловые — в градусах, минутах и секундах (например, 7°10’30”). Кроме размеров, на изображениях деталей в чертежах ставятся предельные отклонения размеров, посадки, допуски формы и расположения поверхностей, шероховатость и покрытия (см. рис. 4.4).

Предельные отклонения размеров показывают, насколько размеры детали, полученные при изготовлении, могут отличаться от номинальных размеров по проекту из-за неточностей изготовления, погрешности станков, приспособлений, инструмента для того, чтобы деталь могла быть установлена и работала бы в изделии нормально.

Рис. 4.3. Сборочный чертеж

Рис. 4.4. Деталировочный чертеж

Отклонение может быть верхним (со знаком «+») и нижним (со знаком «—»). Разность между верхним и нижним отклонениями называют допуском. Например, если у вала диаметром 50 мм верхнее отклонение равно +0,006 мм, а нижнее —0,005 мм, то допуск на диаметр будет равен +0,006— (—0,005) = = 0,011 мм. Следовательно, вал допускается изготавливать в пределах таких диаметров: наименьший 50 — 0,005= 49,995 мм, наибольший 50+0,006= = 50,006 мм.

Предельные отклонения ставятся рядом с номинальным размером справа от него меньшим шрифтом (например, 50t°). Если верхнее и нижнее отклонения равны, например 50t_°60o0o5, то это пишется так: 50± 0,005. Между верхним и нижним отклонениями находится так называемое поле допуска.

Посадки определяют характер сопряжения деталей друг с другом в сборках (например, вала и насаженного на него зубчатого колеса). А сопрягаться они между собой могут по-разному: если с зазором, то такая посадка считается подвижной, если с натягом, то посадка считается неподвижной. Есть посадки, в которых допустимы и зазор и натяг; они считаются переходными. Все посадки связаны с расположением полей допусков детали. По стандарту СЭВ 145—75 установлены допуски и отклонения в зависимости от номинальных размеров с учетом степеней точности или квалитетов. Их 19, обозначенных порядковыми номерами (01, 0, 1, 2, … 17).

Отклонения формы и расположения поверхностей влияют на долговечность деталей. Они указываются на чертежах согласно ГОСТ 2.308—79 условными обозначениями, помещенными в вынесенные прямоугольники, обращенные стрелками к данной детали.

Шероховатость поверхности представляет собой совокупность неровностей, образующихся на поверхности детали в результате механической обработки при ее изготовлении. ГОСТ 2789—73 установлены параметры шероховатости: Ra — среднее арифметическое отклонение профиля поверхности, Иг — высота неровностей профиля в 10 точках, Rmax — наибольшая высота профиля, Sm — средний шаг неровностей и др. Основными параметрами являются Ra и R2.

На всех поверхностях деталей должен быть указан параметр шероховатости. Для этого используется условный знак.

Условные знаки шероховатости располагаются острием вниз на линиях контура, выносных линиях, на полках выносных линий, на размерных линиях.

Покрытия, необходимые для придания деталям защитных, декоративных и прочных качеств, обозначаются на чертежах штрихпунктирной линией по контуру места покрытия с выносом на полке указания по характеру покрытия (например, «покрытие ХЗМ»).

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Ремонт автогрейдеров

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Основы машиностроительного черчения"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства