Снятие и установка головок цилиндров без снятия двигателя с автомобиля.
Для снятия и установки головок цилиндров необходимо иметь динамометрический ключ с головкой 17 мм (наружный диаметр головки должен быть не более 23 мм); ключ “звездочка” с головкой 12 мм, наружным диаметром головки 19 мм и длиной не более 100 мм; рожковые ключи размерами 10, 12, 13 мм и отвертку.
Порядок снятия рекомендуется следующий:
— снять воздушный фильтр, отводящие кожухи и деф-лектирующие щетки, карбюратор с проставкой, впускной трубопровод, направляющий аппарат с генератором в сборе;
— отвернуть гайки болтов фланцевого крепления выпускных труб к глушителю и коллекторной трубе, ключом (“звездочкой”) с головкой 12 мм отвернуть гайки крепления выпускных труб к головкам цилиндров, снять выпускные трубы и прокладки;
— снять крышки головок цилиндров, стараясь не повредить прокладки, валики коромысел вместе с коромыслами, и наконечники с выпускных клапанов;
— отвернуть гайки крепления головок цилиндров торцовым ключом с наружным диаметром головки не более 23 мм (при большом диаметре головки и некотором эксцентриситете наружного диаметра возможна поломка направляющих втулок клапанов). При этом необходимо предварительно ослабить все гайки на полоборота, а затем полностью отвернуть гайки и снять шайбы. Шайбы с кольцевыми канавками ставятся под гайки, заглушенные с торца и установленные под крышками головок цилиндров;
— легкими ударами молотка через деревянную проставку у места крепления выпускных труб и у места крепления впускной трубы стронуть головки и затем снять их. Вынимать штанги толкателей перед снятием головок не рекомендуется, чтобы не распались пружины и шайбы кожухов штанг;
— после снятия головок цилиндров следует снять шайбы, пружины, уплотнители, штанги толкателей, а также два передних и два задних боковых кожуха системы охлаждения и дефлектирующие щитки между цилиндрами. При снятии штанг толкателей их следует пометить, чтобы при сборке установить на место, не нарушая приработку штанг с толкателями и болтами коромысел.
Установку головок цилиндров следует выполнять в обратной последовательности, при этом:
— проследить за концентричным совмещением кожухов штанг с отверстиями под толкатели и под сливную трубку в картере для обеспечения надежного уплотнения, при необходимости отрихтовать кожухи;
— установить пружины и шайбы на кожухи штанг, оправкой сжать пружины с шайбами и завести технологические скобы, в бонки картера установить уплотнители кожухов штанг, а на сливные трубки головок цилиндров — уплотняющие резиновые втулки; поставить головки цилиндров на место и завернуть гайки крепления головок цилиндров, после чего снять скобы отверткой. Затянуть гайки крепления головок цилиндров в два приема: сначала моментом 1,2…1,6 кгс-м и окончательно моментом 3,6…4 кгс-м в последовательности, указанной на рис. 2;
— в случае отсутствия технологических скоб головки цилиндров можно установить следующим образом:
— на штанги толкателей набрать набор, состоящий из шайбы, пружины и шайбы; уплотнительное кольцо установить в бонку картера; установить штанги в гнезда толкателей, а на сливную трубку головки цилиндров установить уплотняющую втулку; устанавливая головку цилиндров на шпильки картера, надеть кожухи штанг на штанги; прижимая головки, совместить кожухи штанг с уплотнителями и постепенно затянуть гайки крепления головок цилиндров, как указано выше;
— установить валики коромысел с коромыслами и отрегулировать зазоры в механизме привода клапанов. Регулировку зазоров рекомендуется проводить в следующем порядке:
— установить поршень первого цилиндра в ВМТ конца такта сжатия; для этого нужно повернуть коленчатый вал в положение, при котором риска ВМТ на крышке центрифуги совпадает с выступом ребра на крышке распределительных шестерен, а оба клапана первого цилиндра полностью закрыты (коромысла этих клапанов могут свободно покачиваться в радиальном направлении). Порядок нумерации цилиндров дни-гателя показан на рис. 42; проверить затяжку гаек валиков коромысел; отвернуть контргайку регулировочного винта на коромысле и, вращая отверткой регулировочный винт, предварительно вставив между носком коромысла и стержнем клапана соответствующий щуп, установить необходимый зазор; величина зазора должна быть для впускных клапанов 0,08…0,10 мм, для выпускных 0,10…0,12 мм. Следует помнить, что крайние клапаны — выпускные, средние — впускные. Во время вращения регулировочного винта рекомендуется несколько передвигать щуп — он должен протягиваться с небольшим усилием; удерживая отверткой винт, затянуть контргайку и снова проверить зазор. Затем, поворачивая коленчатый вал каждый раз на пол-оборота, отрегулировать зазоры клапанов третьего, четвертого и второго (по порядку работы) цилиндров. При регулировке ни в коем случае не следует уменьшать зазоры ниже нормы. Уменьшение зазоров вызывает неплотную посадку клапанов, падение мощности двигателя и прогар клапанов. После регулировки необходимо смазать маслом валики коромысел, торцы клапанов и установить крышки головок цилиндров.
Рис. 1. Сжатие пружин с шайбами оправкой и крепление их скобами:
1 — оправка; 2 — скоба; 3 и 5 — шайбы; 4 — пружина
Рис. 2. Порядок затяжки гаек головок цилиндров
Рис. 3. Порядок нумерации цилиндров двигателя:
А – маховик
Рис. 4. Регулировка зазора между коромыслом и клапаном
Снятие и установка головок цилиндров на двигателе, снятом с автомобиля. Осуществляется в такой же последовательности, как описано выше, за исключением того, что головки обычно снимают после снятия направляющего аппарата с генератором в сборе.
Снятие и установка крышки распределительных шестерен с двигателя, снятого с автомобиля. Для снятия крышки распределительных шестерен необходимо иметь торцовые ключи 10, 12, 13 мм, динамометрический ключ с набором головок 27, 30 мм, отвертку, стопор маховика. Снятие рекомендуется выполнять в следующей последовательности:
— зафиксировать маховик от проворачивания и отвернуть храповик и гайку крышки, снять крышку центрифуги и уплотни-тельное кольцо. В таком объеме производят разборку при чистке центрифуги; отогнуть с грани болта центрифуги отгибную шайбу, вывернуть болт и снять шайбу и маслоотражатель; легкими ударами по корпусу центрифуги снять его с коленчатого вала;
— отвернуть две гайки крепления бензонасоса к крышке распределительных шестерен и снять насос, проставку вместе со штангой и прокладками;
— отвернуть гайку крепления прерывателя-распреде-лителя; ослабить стяжной болт хомута распределителя и, слегка повертывая, вывести его из гнезда крышки распределительных шестерен; снять (только при необходимости замены) резиновое уплотнительное кольцо с хвостовика прерывателя-распределителя; отвернуть болты крепления крышки распределительных шестерен к картеру и легким постукиванием молотка через деревянную проставку по выступам под вентилятор и масляный насос, стараясь не повредить прокладку, снять крышку распределительных шестерен, прокладку, уплотнительное резиновое кольцо, маслозаливную трубу и вынуть из отверстия крышки распределительных шестерен упор балансирного вала и пружину, при необходимости замены выпрессовать переднюю манжету коленчатого вала.
Установку и крепление крышки распределительных шестерен и остальные сборочные операции выполняются в обратной последовательности.
При это необходимо:
— проверить совпадение меток “О” на шестернях привода балансирного и распределительного валов;
— поставить коленчатый вал в положение, соответствующее ВМТ хода сжатия в первом цилиндре (в случае, когда головки цилиндров не установлены и ВМТ хода сжатия первого цилиндра установить затруднительно, необходимо совместить метки “О” шестерен газораспределения и после этого повернуть коленчатый вал на один оборот так, чтобы метка “О” на шестерни распределительного вала находилась в верхнем положении) ;
— повернуть валик привода масляного насоса и прерывателя-распределителя так, чтобы паз на его торце, служащий для сопряжения с выступом хвостовика прерывателя-распределителя, был повернут под углом 18± 10° к оси коленчатого вала, а меньший сектор поводка привода находился с правой стороны шпильки крепления корпуса привода прерывателя-распределителя;
— надеть на направляющие штифты уплотнительную прокладку, а на маслоприемную трубку — резиновое уплотнительное кольцо и установить крышку на картер. При установке крышки шестерня валика привода входит в зацепление с ведущей винтовой шестерней коленчатого вала и повертывается. При этом паз валика становится в положение. Этим достигается необходимое положение прерывателя-распределителя;
— затянуть болты крышки усилием в порядке, указанном на рис. 6;
— проверить боковой зазор в зацеплении ведущей шестерни и шестерни валика привода, который должен быть 0,05…0,27 мм, он обеспечивается подбором ведущей шестерни 965—1011228.
Рис. 5. Установка валика привода масляного насоса и прерывателя-распределителя:
1 — шпилька крепления распределителя зажигания; 2 — валик привода-а — положение валика до установки крышки распределительных шестерен: б — положение валика после установки крышки распределительных шестерен
Рис. 6. Порядок затяжки болтов крепления крышки распределительных шестерен
Боковой зазор проверяется приспособлением; при этом зазор по показаниям стрелки индикатора должен быть 0,14…0,74; установить:
— маслоотражатель и, если была снята манжета коленчатого вала, установить ее, смазав рабочую кромку смазкой Литол-24, с помощью приспособления с тем, чтобы избежать перекоса;
— корпус центрифуги, маслоотражатель, стопорную шайбу и затянуть болт, затем отогнуть стопорную шайбу на грань болта;
— крышку центрифуги, обратив внимание на правильную установку резинового кольца (не допуская повреждения и перекручивания);
— прокладку и затянуть гайку прокладку и завернуть храповик. Снятие и установка крышки распределительных шестерен с двигателя, установленного на автомобиле. Для этого необходимо в моторном отсеке снять воздуховод охлаждения двигателя и после этого вентилятор с генератором в сборе, не снимая кожуха вентилятора, для чего:
— отсоединить генераторный пучок проводов от реле-регулятора, реле блокировки и стартера;
— снять возвратную пружину дроссельной заслонки с кронштейна кожуха вентилятора, вывернуть два передних болта крепления кожуха вентилятора, снять ремень вентилятора;
— отвернуть стяжной болт ленты крепления вентилятора к крышке распределительных шестерен, вставить оправку между крышкой распределительных шестерен и вентилятором, затем поднять вентилятор вместе с генератором и снять его;
— заложить оправку между приливами на корпусе центрифуги и фланцем маслозаливной трубы, зафиксировав тем самым коленчатый вал от провертывания, отвернуть храповик и гайку крышки центрифуги и снять крышку центрифуги.
Рис. 7. Проверка бокового зазора в зацеплении шестерен привода масляного насоса и прерывателя-распределителя
Затем выполнить операции, как указано в предыдущем разделе.
Снятие и установка распределительного вала и балансирного механизма.
При полной разборке двигателя балансирный механизм и распределительный вал снимаются после снятия шатунно-поршневой группы и маховика.
Дальнейшая последовательность операции следующая:
— отвернуть винты, крепящие крышку балансирного вала, и снять крышку, отогнуть ус стопорной шайбы 5 см. с грани болта и отвернуть болт противовеса уравновешивающей системы;
— снять сухарь противовеса, выколоткой из мягкого металла вытолкнуть балансирный вал из противовеса в сторону крышки распределительных шестерен, вынуть противовес и балансирный вал в сборе с шестерней;
— снять шестерню привода балансирного вала с носка коленчатого вала и, слегка покачивая, вынуть из картера двигателя распределительный вал в сторону крышки распределительных шестерен, следя за тем, чтобы кромками кулачков не повредить рабочую поверхность подшипников распределительного вала;
— снять шестерню привода распределительного вала с коленчатого вала.
Сборку распределительного и балансирного валов выполнить в обратной последовательности, учитывая следующие особенности:
— перед установкой распределительного вала в картер смазать шейки вала и втулки маслом для двигателя;
— шестерни газораспределения и балансирного механизма установить по меткам “О” на их торцах и проверить боковой зазор в зацеплении, минимальный боковой зазор в шестернях газораспределения должен обеспечивать свободное прокручивание пары. Максимальный боковой зазор в парах шестерен, замеряемый щупом в трех точках, равномерно расположенных по окружности, должен быть не более 0,075 мм в новых парах и не более 0,20 мм в работающих парах шестерен (перепад зазора не более 0,05 мм). В шестернях привода балансирного механизма зазор, замененный щупом в трех точках, должен быть 0,25…0,45 мм в новых парах и не более 0,75 мм в работавших (перепад зазора 0,08 мм).
Снятие и установка распределительного вала и балансирного механизма без полной разборки двигателя. Эту работу можно выполнить, не снимая головок цилиндров и не вынимая шатунно-поршневой группы.
В этом случае необходимо:
— снять крышку распределительных шестерен, маховик, крышки головок цилиндров и валики коромысел вместе с коромыслами;
— поставить двигатель поддоном вверх, чтобы при снятии распределительного вала толкатели не провалились в картер двигателя;
— снять и установить распределительный вал и уравновешивающий механизм, как указано в предыдушем разделе.
Снятие и установка цилиндров и поршней в сборе с шатунами с двигателя, снятого с автомобиля.
Для этого необходимо иметь:
— динамометрический ключ с головкой 13 и 17 мм, комбинированные плоскогубцы, молоток, оправку, четыре трубки, масленку. Последовательность операций по снятию цилиндров и поршней в сборе с шатунами следующая:
— снять головки цилиндров и поддон картера, отвернуть торцовым ключом стопорные и основные гайки всех шатунных болтов и снять крышки, перед снятием крышек шатунов проверить наличие установочных меток (номеров цилиндров), которые наносятся электрографом на шатунах и крышках шатунов. Если метки плохо видны, нужно повторно пронумеровать шатуны и их крышки (переставлять крышки с одного шатуна на другой или переворачивать нельзя);
— повернуть двигатель на 180° (цилиндрами вверх), отвернуть гайки и снять трубки, фиксирующие цилиндры;
— мягкими ударами молотка через деревянную проставку по верхней части цилиндра раскачать его и снять вместе с поршнем и шатуном, в этом положении следует сделать маркировку цилиндра и поршня;
— снять остальные цилиндры с поршнями, соответственно наметив их порядковыми номерами, установить на место крышки шатунов и гайки и вынуть поршень с шатунами из цилиндров.
Рис. 8. Оправка для установки поршня с кольцам в цилиндр:
1 – цилиндр; 2 – поршень в сборе С кольцами и шатуном; 3 — оправка
Установку цилиндров и поршней в сборе с шатунами рекомендуется выполнять в следующем порядке:
— установить цилиндры и поршни с шатунами на те же места в обратной последовательности. Перед поставкой вкладышей нижней головки шатуна или при их замене новыми нужно тщательно промыть оба вкладыша, проверить, нет ли по контуру острых кромок, при необходимости притупить их;
— установить вкладыши в расточку нижней головки шатуна и крышку шатуна так, чтобы фиксирующие выступы вкладышей вошли в соответствующие пазы, проверить сопряжение стыков;
— установить поршневые кольца на поршень, смазать зеркало цилиндров маслом и еще раз проверить правильность расстановки поршневых колец;
— пользуясь оправкой, ввести комплект шатун-пор-шень в цилиндр, предварительно сориентировав их так, чтобы после установки на двигатель стрелка на днище поршня, номер на стержне шатуна и выштамповка на крышке были обращены в сторону привода механизма газораспределения;
— установить под каждый цилиндр бумажную прокладку толщиной 0,3±0,03 мм (наружный диаметр прокладки 86± 0,25 мм, внутренний 78 + 0,3 мм);
— снять крышки шатунов с вкладышами, установить один из цилиндров с поршнем и шатуном на картер коленчатого вала и зафиксировать цилиндр;
— прокрутить коленчатый вал так, чтобы шатунная шейка остановилась в положении НМТ, смазать маслом для двигателя шатунные вкладыши и шейку вала, подтянуть шатун к шейке коленчатого вала и собрать подшипник, обратив внимание на совпадение меток шатуна и крышки;
— завернуть гайки шатунных болтов равномерно, но не окончательно (момент затяжки 1,1. . .1,6 кгс-м), установить остальные цилиндры с поршнями и шатунами и окончательно затянуть гайки шатунных болтов (момент затяжки 3,2. . .3,6 кгс-м), затяжку следует выполнять поочередно, плавно, с постоянным увеличением усилия;
— проверить, легко ли вращается коленчатый вал, навернуть стопорные гайки шатунных болтов и затянуть их поворотом на 1,5…2 грани после соприкосновения торцов основной и стопорных гаек.
Снятие и установка цилиндров, поршневых колец, поршней, шатунных вкладышей и шатунов без снятия двигателя с автомобиля.
Порядок операций при этом следующий:
— снять с двигателя головки цилиндров;
— повернуть коленчатый вал в такое положение, при котором в снимаемом цилиндре поршень находился бы в ВМТ, и легкими ударами молотка через деревянную проставку по верхней части цилиндра раскачать и снять его (во избежание поломки юбки поршня при проворачивании коленчатого вала при снятых цилиндрах поршень необходимо поддерживать и направлять в отверстие под цилиндр);
— снять поршневые кольца с поршней и пометить их с тем, чтобы при сборке установить на прежние места;
— снять поршень и проверить состояние цилиндров, поршней, поршневых колец и пальцев, как указано в соответствующих разделах.
Сборку производить в обратной последовательности, установить поршень и поршневые кольца на поршень, тщательно очистить цилиндры, смазать их маслом, поставить бумажные прокладки на цилиндры; обжать поршневые кольца на поршне приспособлением, надеть цилиндры на поршни и установить их на место; установить головки цилиндров.
При необходимости замены вкладышей шатуна следует:
— отвернуть пробку сливного отверстия, слить масло из картера, снять брызговик и поддон картера;
— повернуть коленчатый вал, установив один из поршней в положение НМТ, отвернуть стопорную и основную гайки болтов шатуна, снять крышку шатуна;
— вытолкнуть половинку вкладыша из шатуна пластинкой из мягкого металла и установить новые вкладыши.
Для снятия шатунов необходимо снять головки цилиндров и поддон картера, после чего отвернуть гайки болтов шатуна и снять шатуны.
Рис. 9. Приспособление для обжима поршневых колец:
1 — цилиндр; 2 — приспособление; 3 — поршень с кольцами
Установку шатунов следует выполнять в обратной последовательности.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Особенности снятия и установка некоторых узлов и деталей двигателя автомобиля "Запорожец""
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы