Рациональное освещение складов — один из основных вопросов охраны труда. Хорошее освещение — это условие для снижения производственного травматизма и обеспечения высокопроизводительного труда.
Освещение складов может быть естественным и искусственным; естественное — боковым (окна в стенах) и верхним (световые фонари на крыше). Расчет естественного освещения сводится к определению площади оконных проемов, выбору типа и размеров окон, определению их количества и размещения.
В соответствии с размерами стен склада выбирают тип и размеры стандартного окна (ГОСТ 12506—81). Высота его проема должна быть кратна 0,6 м, а ширина — 0,5 м. Стандартная ширина оконных проемов 1,5; 3; 4,5 и 6 м. В одноэтажных складах окна рекомендуется устраивать в стенах выше уровня штабелей груза и над дверными проемами. Для окон промышленных зданий и складов выпускаются стандартные деревянные блоки, в маркировке которых приняты следующие обозначения: Н — наружный; В — внутренний открывающийся створ; С — спаренный переплет. Например, в марке оконного блока HI-94 первое число (1)—это его номер, а второе (94) — ширина брусков коробки в миллиметрах.
Искусственное освещение складских устройств должно быть достаточным и равномерным, экономичным и безопасным, не давать резких теней. Наиболее распространен в проектной практике расчет искусственного освещения методом коэффициента использования светового потока, необходимого для нормированной освещенности горизонтальной поверхности.
На открытых площадках, оборудованных двухконсольными козловыми кранами, широко пользуются светильниками влагозащищенными и пыленепроницаемыми CK3J1 и СПЗЛ, которые часто монтируют на опорах троллейной сети. Хорошую освещенность площадок в зоне, расположенной вблизи мачты, обеспечивают установленные на ней вместе с прожекторами Г13М-35, ПЗС-25 светильники с зеркальными лампами ЗН-7. Погрузочно-разгрузочные площадки освещают также при помощи прожекторных мачт высотой 15…21 м, располагаемых с обеих сторон повышенного пути или эстакады на границах территории. В дополнение к прожекторам на территории грузового района места производства работ освещают светильниками СПО-200 или СП02-200. Ими оборудуют опоры подкрановых эстакад, троллейной сети и др. Основные автопроезды (с интенсивным движением) на грузовых районах освещают несимметричными светильниками СЗП-500Б с боковым подвесом. Рампы закрытых складов оборудуют электролинией напряжением 12… 14 В, розетки которой размещают в гнездах подпорной стенки на расстоянии 8 м одна от другой.
Рис. 1. Схема освещения контейнерной площадки:
1 — светильники СЗЛ; 2 — троллейная линия; 3 — железнодорожный путь; 4 — подкрановые пути
К розетке подключают переносные светильники, которыми пользуются во внутреннем помещении вагонов. Линия питается через понижающий трансформатор.
Воздушную среду в складах можно характеризовать загрязненностью воздуха пылью и газами, а также обычными метеорологическими параметрами. Пыль при длительном воздействии на слизистые оболочки человека вызывает хронические воспалительные процессы и приводит к профессиональным заболеваниям (силикозу, асбестозу и др.). Количество пыли, содержащейся в воздухе, можно определить весовым, фотоэлектрическим и счетным способами. При весовом способе отбирают пробы воздуха и определяют в них количество пыли путем фильтрации. Фотоэлектрический метод основан на уменьшении светового потока пылевоздушной смеси. Для этого используются специальные пылемеры. Однако точность их невелика. В основе счетного способа заложен принцип выделения пыли на специальное стекло и подсчет пылевидных частиц с помощью микроскопа. Вредные газы и пары в воздухе определяют газоанализатором. Он может определять содержание газов и паров до 14 наименований. Влажность воздуха замеряют психрометром.
Рис. 2. Схема прожекторного освещения контейнерной площадки
Рис. 3. Схема освещения разгрузочной эстакады (повышенный путь)
Снизить высокую концентрацию газов, пыли и влаги до допустимых пределов можно путем воздухообмена (вентиляции).
Фактическая концентрация пыли в воздухе определяется описанными способами. Значения предельно допустимых концентраций пыли т2 принимают по ГОСТ 12.1.005-88 «Воздух рабочей зоны».
Вентиляция складов бывает естественная и искусственная (с применением вентиляторов). Последнюю разделяют на вытяжную и приточную. При вытяжной вентиляции из склада удаляется загрязненный воздух, а в приточной в склад подают под давлением очищенный воздух. Устройства искусственной вентиляции должны обеспечивать пятикратный обмен воздуха в складе в течение 1 ч. Однако независимо от этого необходимо естественное проветривание помещений.
Сеть водоснабжения складов питается от станционной или городской водопроводной сети и на территории складов делается замкнутой (кольцевой). Не разрешается устраивать тупиковые линии длиной более 200 м. Внутренней канализационной сетью оборудуют служебные помещения, гаражи, мастерские. Она связывает приемники сточных вод с наружными каналами или коллекторами. Наружная канализационная сеть должна обеспечить быстрый отвод всех сточных вод по кратчайшему пути к месту очистки или обезвреживания.
Определение расхода горячей и холодной воды, а также создание необходимых санитарно-гигиенических условий и бытового обслуживания работников грузового хозяйства железных дорог осуществляют на основании СНиП П-92-76 «Вспомогательные здания и помещения промышленных предприятий (нормы проектирования)» и Указаний к проектированию вспомогательных зданий и помещений предприятий железнодорожного транспорта (отраслевые нормы проектирования, 1972 г.).
Как пользоваться этими документами, можно показать на примерах.
На станциях с небольшой грузопереработкой строят пожарные сараи, в которых хранятся бочки, насосы, лестницы, багры, топоры, ведра и прочий противопожарный инвентарь. На крупных станциях сооружают пожарное депо. Вдоль складских помещений на расстоянии не более 80 м один от другого, но не ближе, чем за 5 м от стен зданий или штабелей груза, устанавливают пожарные водоразборные краны (гидранты). Эти наружные так же, как и внутренние гидранты, в складах питаются от водопровода. Иногда вместо внутренних гидрантов устанавливают баки (бочки) достаточной вместимости с водой. Места складов, не имеющих водопроводной сети или не оборудованных гидрантами, оснащают гидропультами. Если на станции нет водопровода, то от складов к естественным или искусственным водоемам прокладывают широкие проезды.
В противопожарных целях широко пользуются ручными химическими жидкостными и пенными огнетушителями, число которых определяется расчетом: один огнетушитель на площадь не более 200 м2. Все складские помещения снабжают пожарными ведрами, баграми, топорами и запасом песка. Склады оборудуют пожарной сигнализацией.
Ответственное противопожарное мероприятие — контроль за исправностью электропроводки: проводка должна быть защищена от механических повреждений; не допускается оставлять оголенными провода; прокладывать временные электрические линии разрешается в исключительных случаях; не реже одного раза в месяц проверяют электрощиты и предохранители.
Рекомендации МПС по проектированию и оснащению грузовых станций типовыми средствами связи определяют необходимые устройства для оперативного руководства грузовой работой на отделении дороги.
Рабочее место сменного мастера производственного участка оборудуется коммутаторной установкой прямой телефонной связи со сменными (старшими) приемосдатчиками груза и багажа, станционным (маневровым) диспетчером, с диспетчерами завоза (вывоза) грузов автопредприятия, отдельными грузовыми пунктами станции (площадкой тяжеловесных грузов, контейнерной площадкой, грузо-сортировочной платформой, площадкой навалочных грузов и др.). Рекомендуется оборудовать контейнерные площадки, грузосортиро-вочные платформы, площадки тяжеловесных и навалочных грузов индуктивной связью, промышленными телеустановками и радиосвязью для обмена оперативной информацией между сменным мастером, диспетчером, старшими приемосдатчиками груза и багажа, машинистами кранов, водителями авто- и электропогрузчиков.
Рис. 4. Схема связи на механизированной дистанции
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Освещение, вентиляция, водоснабжение, средства связи и противопожарное оборудование складов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы