Под типизацией кранов подразумевается сокращение числа их типоразмеров, что в конечном итоге должно способствовать экономии средств при изготовлении и эксплуатации кранов в результате повышения серийности заказов, улучшения условий обслуживания и ремонта, упорядочения снабжения запасными частями и т. д. Применительно к стреловым самоходным кранам общего назначения, а также к кранам некоторых других типов, потребность в которых исчисляется большим числом (мостовых и др.), эта задача решается разработкой ГОСТов и типажей. Градации типоразмеров и размерные группы кранов устанавливают обычно на основании рядов предпочтительных чисел, представляющих собой в условиях стабильной загрузки кранов статистическую основу оптимального решения вопросов экономики.
Наряду с типизацией кранов отдельных видов выдвигается самостоятельная задача типизации парка кранов для определенной отрасли строительства в целом, которая направлена на улучшение экономических и производственных показателей работы кранов, достигаемое благодаря сокращению числа их типов и типоразмеров. При этом предусматривается отбор из установленных типажами размерных рядов лишь тех типоразмеров кранов общего назначения, применение которых целесообразно для данной отрасли, а также назначение типоразмеров и параметров специализированных и специальных кранов, не охваченных Гостями и общесоюзными типажами. Такая типизация парка носит отраслевой характер и поэтому соответственно так и названа.
Особое значение типизация имеет для отраслей строительства, характеризующихся сложностью и многообразием работ, требующих для своего выполнения разнотипного кранового оборудования. В первую очередь это относится к мостостроению. Широкая номенклатура мостостроительных работ в условиях неупорядоченного комплектования парка приводит к многообразию типов, параметров и конструкций кранов, которые нередко приобретаются или разрабатываются применительно к условиям строительства отдельных объектов. Эксплуатация таких кранов усложняется. Затрудняется и унификация кранов и их оборудования.
Исходным моментом отраслевой типизации парка является классификация обслуживаемых кранами работ. Пример такой классификации, разработанной применительно к условиям строительства мостов, приведен на рис. 1. Для каждого вида работ, предусмотренного классификацией, на основе проектной и технологической документации устанавливают веса и габаритные размеры монтажных элементов и выявляют повторяемость монтажных элементов различного веса. Затем, пользуясь статистическими материалами и отчетными данными, выявляют повторяемость сооружений различных размеров (например, круглых труб по величине их отверстий), объединяемых данной группой классификации. После этого в соответствии с технологией и с учетом опыта строительства намечают -типы кранов, пригодных для выполнения рассматриваемых работ.
Необходимые параметры кранов выбирают путем детального анализа технологических схем, включающих схемы установки кранов, последовательность подачи элементов и их подъема, порядок передвижения крана в процессе монтажа сооружения и т. д. С особой тщательностью должны быть проанализированы технологические схемы при установлении параметров специальных кранов, рассчитанных на выполнение определенного вида работ (например, консольных или шлюзовых кранов).
В результате получают данные по типам и параметрам кранов, необходимых для возведения сооружения каждого типоразмера (например, круглой трубы соответствующего отверстия), а также общие данные по типам и типоразмерам кранов для строительства сооружений всей группы (например, труб под насыпями).
Далее необходимо произвести целесообразное сокращение полученного таким образом размерного ряда кранов. С этой целью используют статистические данные о повторяемости сооружений. Такие данные обычно представляют достаточно наглядный самостоятельный материал для выбора размерного ряда; лишь в отдельных случаях приходится прибегать к дополнительному экономическому анализу сравнения на основе стоимости машино-смен.
В качестве примера на рис. 2 показано распределение водопропускных труб под насыпями по грузоподъемности применяемых для1 их монтажа стреловых (пневмоколесных или гусеничных) кранов.
В данном случае то обстоятельство, что количество сооружений, монтируемых кранами грузоподъемностью и 10 т, примерно одинаково, а общее число сооружений достаточно велико, указывает на целесообразность применения кранов обоих типоразмеров — 5 и 10 т. Число сооружений, монтируемых 15-16-т краном, напротив, весьма мало. Поэтому включение в типаж крана данного типоразмера по условиям выполнения одной только рассматриваемой работы, очевидно, нецелесообразно, что дает основание рекомендовать применение крана большей ближайшей грузоподъемности, а именно 25-т, предусмотренного в типаже по условиям: выполнения ряда других работ.
Аналогичным образом назначают размерные ряды кранов и в других случаях.
Очередной этап типизации парка сводится к обработке сводных данных по типам и параметрам кранов для отрасли в целом. При этом может оказаться целесообразным дальнейшее сокращение числа типоразмеров кранов. В процессе обработки уточняют, систематизируют и обобщают данные о требуемых параметрах кранов.
В результате разрабатываются сводные таблицы применения кранов, а также сводные таблицы их параметров. Перечень работ в таблицах применения соответствует исходной классификации работ.
Конечный этап типизации заключается в составлении рекомендаций по комплектованию парка кранов, которые включают следующие данные:
а) очередность пополнения парка передвижными стреловыми кранами общего назначения, поставляемыми промышленностью;
б) порядок изготовления специализированных и специальных кранов, удовлетворяющих по параметрам условиям работ;
в) перечень специализированных и специальных кранов, подлежащих модернизации из-за конструктивных недостатков или неудовлетворительных параметров;
г) производственно-технологические требования и параметры специальных и специализированных кранов, которые должны быть разработаны заново;
д) перечень и порядок списания устаревшего оборудования.
На основании материалов типизации разрабатывают технические задания на проектирование нового кранового оборудования.
Следует отметить, что проведение отраслевой типизации парка не исключает разработки в дальнейшем новых видов кранового оборудования, не предусмотренных первоначальным типажем и обусловленных вновь возникающими технологическими процессами.
Однако наличие типажа позволяет более обоснованно установить необходимость создания нового оборудования или, напротив, нецелесообразность его разработки, правильно распределить области применения вновь создаваемых и существующих кранов, а также произвести детальный технико-экономический анализ задачи; иначе говоря, наличие типажа способствует упорядочению комплектования парка кранов.
В указанном выше плане типизация парка кранов была проведена в системе Министерства транспортного строительства СССР для ряда его отраслей.
Более полные требования к кранам и уточненные значения параметров устанавливаются в процессе составления технических заданий на проектирование.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Отраслевая типизация парка кранов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы