Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Автомобильные кузова

Публикация:
   Плазовый чертеж и главная модель

Читать далее:




Плазовый чертеж и главная модель

Плазовый чертеж (плаз) выполняется не на бумаге, которая может усохнуть или покоробиться, а на алюминиевых листах, покрытых тонким ровным слоем светлосерой, почти белой прочной краски. Алюминиевые листы раскладываются на больших низких столах (высота от пола 700—750 мм). Если плазовый чертеж предназначен только для опытного образца, а для серийного производства кузова предполагается в дальнейшем изготовить новый плазовый чертеж, то первый чертеж может быть выполнен на щитах, обшитых березовой фанерой хорошего качества толщиной 8—10 мм, прошпатлеванной и окрашенной белой краской.

Рис. 1. Расположение проекций на плазовом чертеже.

Точность плазового чертежа + 0,25 мм. Выполнение плаза на алюминиевых листах или фанере повышает точность и сохранность проекта. Плаз сохраняется в течение всего срока выпуска данной модели кузова, а иногда и более длительное время, если в новой модели сохраняются узлы, детали и части поверхности старой. Горизонтальное положение плаза облегчает работу по йзготовле-нию чертежа. Не следует смешивать горизонтальный плазовый чертеж с описанной выше .вертикальной (обычно черной) доской, на которой уточняются в натуральную величину контуры кузова при разработке его формы.

Изготовление чертежа на плазе начинается с разбивки сетки. Расположение проекций на плазе то же, что и на компоновочном чертеже. Однако, чтобы не увеличивать чрезмерно размеры плаза, проекции нередко совмещаются: план частично или полностью накладывается на боковой вид. Вычерчивание кузова в натуральную величину допускает такое совмещение, не образовывая большой густоты линий. Все же стремятся расположить совмещенные проекции так, чтобы наиболее заполненная часть одной проекции находилась на сравнительно свободной части другой, именно: чтобы боковина кузова и крылья (если они есть) в плане оказались совмещенными со средней частью двери в боковом виде. При этом на плазе изображают половину плана кузова и располагают его ось симметрии (среднюю нулевую линию) на кратном 200 мм расстоянии от нижней нулевой линии бокового вида. чтобы клетки сетки обеих проекций совпадали (линии сетки расположены на расстоянии 200 мм). Передняя и задняя проекции кузова вычерчиваются также наполовину и располагаются передняя слева, задняя — справа, чтобы проекции соответствующих деталей и частей поверхности находились возможно ближе. Некоторые узлы кузова (например оперение передка, двери) можно для освобождения основного плаза вынести на отдельные чертежи, но лишь После того, как будет разработана вся поверхность кузова и уточнены проемы для увязки этих узлов с корпусом кузова.

Рис. 2. Построение сетки на плазовом чертеже.

Разбивка сетки производится следующим образом: на плазе чертят с помощью длинной линейки одну из линий сетки, ближайшую к длинной стороне плаза; затем на расстоянии как можно большем, но кратном 200 мм, с помощью большого реечного циркуля восставляют перпендикуляры и проводят как можно дальше на расстоянии, кратном 200 мм, вторую продольную линию, параллельную первой; диагонали полученного прямоугольника, измеренные металлической линейкой, должны быть равны с точностью + 0,25 мм, так же как и его противолежащие стороны. После проверки и исправления прямоугольника его разбивают на клетки 200 X 200 мм и продолжают сетку за пределы прямоугольника, если он не был вычерчен достаточно большим.

В соответствии с эскизом расположения проекций на концах линий сетки (около границы плаза) ставят нумерацию линий, определяющую расстояние от данной линии до нулевой. Точность сетки является залогом точности всего проекта кузова. Линии сетки процарапываются иглой, как и все важнейшие окончательно уточненные контуры и сечения, нанесенные в дальнейшем на плаз. Врезание линий как бы увековечивает чертеж и облегчает снятие с него выкопировок. Достаточно положить на плаз лист пергамента, пергамина, кальки или восковки и обвести на нем врезанные линии карандашом средней твердости (2Н — ЗН) без применения линеек и лекал, чтобы получить на копии точное воспроизведение той или иной части плаза.

На плазе чертят твердыми карандашами (ЗН — 6Н), причем все вспомогательные построения делают на пергамине, а на самый плаз наносят только окончательные линии (за исключением дополнительной разбивки некоторых клеток сетки на более мелкие). Для работы конструктор-плазовщик должен иметь два больших угольника с катетами более 200 мм, с углами 30—60 и 45°; два малых угольника; измерительную металлическую линейку длиной не менее 500 мм\ циркуль; измеритель; большой реечный циркуль; набор пронумерованных лекал; иглу для отметок и врезания линий; набор карандашей различной твердости; планку с наклеенной на нее мелкой наждачной бумагой для точки карандашей; перочинный нож; резинку; щетку для смахивания пыли; короткую и длинную гибкие рейки для черчения особо плавных и длинных кривых; грузики для закрепления реек.

Рис. 3. Рейка и грузики (крицы) для вычерчивания кривых линий.

Для переноса размеров с одной проекции на другую рекомендуется пользоваться не измерителем или линейкой, а бумажной ленточкой, на которой делаются отметки карандашом.

Все сказанное относится как к предварительному плазовому чертежу (для опытного образца), так и к окончательному (для серийного производства).

Для приблизительного изображения поверхности макета будущего кузова было бы достаточно снять с макета как можно большее число шаблонов и обвести их на плазе. Однако макет сделан на-глаз или от руки, и поверхность его, хотя и выглядит плавной, но в действительности имеет существенные отклонения от плавности, недопустимые при изготовлении штампов. Шаблоны после обводки должны быть уточнены с помощью реек и лекал. С макета снимаются только главные шаблоны, определяющие его контуры и характер основных поверхностей. Поверхность между этими шаблонами определяется с помощью ряда сечений, построенных графически. Эти сечения являются производными от главных, подобными им или промежуточными между ними и строятся способами, описанными в следующем параграфе. После разработки поверхности плаз покрывается рядами кривых линий, напоминающих горизонтали на топографических картах. Таким образом оказывается возможным найти любую точку и линию на поверхности кузова и тем самым в дальнейшем вычертить форму любой детали.

Рис. 4. Измерительная полоска из бумаги для работы па плазе.

Рис. 5. Проверка плавности кривой линии.

Результатом, кропотливой работы конструкторов на плазе являются уточненные шаблоны поверхности кузова для изготовления деревянных болванок, по которым выбиваются при изготовлении детали опытного образца кузова. Выкопировка контуров деталей и шаблонов с плаза производится на пергамин, который затем наклеивается на лист фанеры или алюминия. Вырезанный шаблон проверяется и уточняется на плазе. Для выкопировки шаблонов при постройке опытного образца иногда поступают так: мелкие гвоздики с головкой, запиленной треугольником, раскладываются по линиям на плазе; к гвоздям прижимают лист фанеры; вершины головок накалывают фанеру; после снятия фанеры можно соединить оттиснутые на ней точки плавной кривой линией (желательно теми же лекалами, какими была вычерчена линия на плазе, или рейкой) и выпилить шаблон. Во всех случаях вычерчивания на плазе кривых линий рекомендуется отмечать отрезки этих линий, проведенных тем или иным лекалом, и проставлять около них номер лекала. Это облегчает и уточняет дальнейшее вычерчивание данной линии.

В случае передачи спроектированного кузова на серийное или массовое производство помимо гипсовых, пластилиновых и других макетов и моделей, предлагавшихся для выбора формы автомобиля, строится так называемая главная модель.

Главная модель делается в полном соответствии с плазовым чертежом и с рабочими чертежами кузова. Модель выполняется из хорошо высушенного дерева твердой породы и делится на блоки, каждый из которых соответствует отдельным крупным штамповкам облицовки кузова (например — панели крыши, двери, крышки багажника и т. п.). Стыки между блоками обрабатываются и пригоняются очень точно. Закраины блоков по возможности имеют тот же профиль, что и будущие металлические детали. Сборка (склады-гание) всех блоков воедино производится на плите вокруг тщательно выполненной пирамиды, наружные плоскости которой должны плотно прилегать к внутренним поверхностям блоков. На наружной поверхности блоков очень точно прочерчиваются или слегка процарапываются линии сетки.

Назначение главной модели заключается в том, что ее блоки служат образцами (эталонами) для изготовления на копировальных станках штампов будущих деталей кузова. Именно поэтому требуется великая точность главной модели.

Главные модели изготовляются также и для всех внутренних деталей кузова.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Автомобильные кузова

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Плазовый чертеж и главная модель"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства