Комплекс организационно-технических мероприятий, проводимых в плановом порядке с целью обеспечения работоспособности и исправности строительных машин в течение всего срока их службы при заданных условиях и режимах эксплуатации, называется системой планово-предупредительного технического обслуживания и ремонта (ППР).
Система называется плановой потому, что все ее мероприятия выполняют по заранее разработанному плану, а предупредительной потому, что входящие в нее мероприятия носят профилактический характер, т. е. предназначены для восстановления работоспособности машины или ее деталей до их выхода из строя.
Система регламентирована «Рекомендациями по организации технического обслуживания и ремонта строительных машин», утвержденной Госстроем СССР и Минстройдормашем (1978 г.).
Данная система основана на обязательном планировании, подготовке и проведении каждой машине, находящейся в эксплуатации, соответствующих видов технических обслуживании и ремонтов с заданной последовательностью и периодичностью.
В системе ППР используются следующие основные понятия и определения:
- ремонтный цикл — наименьший повторяющийся период эксплуатации машины, в течение которого осуществляются в определенной последовательности установленные виды технического обслуживания и ремонта, предусмотренные нормативной документацией;
- цикл технического обслуживания — наименьший повторяющийся период эксплуатации машины, в течение которого выполняются в определенной последовательности установленные виды технического обслуживания, предусмотренные нормативной документацией.
Система ПОР, по которой машину останавливают на ремонт или техническое обслуживание после отработки установленного количества машино-часов, включает в себя работы по техническому обслуживанию и ремонту машин.
Техническое обслуживание машины производят в принудительном порядке, ремонт — по потребности.
Под техническим обслуживанием машины понимается комплекс работ для поддержания ее исправности или только работоспособности при подготовке и использовании по назначению, при хранении и транспортировании путем предупреждения повышенного изнашивания деталей, отказов и повреждений всей машины.
Техническое обслуживание бывает двух видов:
— ежесменным, выполняемым перед началом, в течение или после рабочей смены (ЕО);
— плановым, проводимым после отработки машиной установленного заводом-изготовителем количества часов (ТО);
— сезонным, выполняемым два раза в год при подготовке машины к использованию в период последующего сезона (летнего или зимнего).
Для обеспечения работоспособности машины при ее транспортировании или хранении машина подвергается специальным техническим обслуживаниям в соответствии с требованиями эксплуатационной документации.
В состав ежесменного технического обслуживания входит смазывание машины согласно схеме смазки, подготовка машины к ее передаче при смене бригады, а также контрольный осмотр перед пуском в работу для проверки действия рабочих органов машины, ходовой части, тормозов, освещения, сигналов, автоматического управления. Затраты времени на ежесменное обслуживание учтены в Единых нормах и расценках на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы.
При плановом техническом обслуживании машины (включающем в себя все операции ЕО) производят очистку, мойку, осмотр (ревизию) и контроль технического состояния деталей, агрегатов, приборов, канатов, систем гидравлики, сменного рабочего оборудования и машины в целом; крепление деталей, регулирование механизмов, смазывание, заправку машин, замену смазочных материалов, топлива и эксплуатационных жидкостей при переходе к осенне-зимнему и весенне-летнему периодам; опробование действия отдельных механизмов, рабочего оборудования и машины в целом, а также замену или восстановление изношенных деталей.
Смазывание машины, замену смазочных материалов, регулирование механизмов производят как при плановом техническом обслуживании, так и по отдельному графику в соответствии с указаниями заводских карт и таблиц смазывания.
Плановые технические обслуживания машин могут различаться между собой периодичностью выполнения и составом работ. В этих случаях каждому виду планового технического обслуживания в зависимости от последовательности его проведения присваивается порядковый номер, начиная с первого (например, ТО-1, ТО-2 и т. д.). В состав работ планового технического обслуживания, имеющего более высокий порядковый номер, входят работы каждого из видов предшествующих технических обслуживании, включая ежесменное.
Под ремонтом машин понимается комплекс работ для поддержания и восстановления исправности или работоспособности машин, обеспечивающий устранение повреждений и причин отказов.
Строительные машины сосредоточены в крупных трестах механизации и в управлениях механизации общестроительных трестов, выполняющих как общестроительные, так и специальные работы. Для проведения технического обслуживания в составе управлений механизации выделяют участки ППР, которые оснащены необходимым количеством автомобилей «Техпомощь», агрегатами технического обслуживания, заправщиками ТСМ, специальным инвентарем, инструментами, транспортными средствами, средствами оперативной связи, передвижными диагностическими установками.
Специальные бригады по заранее составленному графику в нерабочее для машин время выполняют все необходимые операции по техническому обслуживанию машин.
Техническое обслуживание строительных машин осуществляют или непосредственно на рабочем месте, или на универсальных либо специализированных участках ППР управлений механизации.
На рабочем месте выполняют техническое обслуживание стационарно расположенных строительных машин (бетоносмесителей, дробилок, конвейеров) и машин, быстрая переброска которых с рабочего места к базе механизации затруднена (экскаваторов, бульдозеров).
Проведение очередных мероприятий системы ППР у машин, часто перебазируемых с места на место (например, бульдозеров), целесообразно совмещать с периодом их переброски.
Для повышения качества технического обслуживания непосредственно на рабочем месте рекомендуется использовать бригады, снабженные транспортными средствами и высокопроизводительным оборудованием.
В местах, где сосредоточено большое количество мобильных строительных машин (автомобильных кранов, погрузчиков на пневмоколесном ходовом устройстве), наиболее рационально проведение технического обслуживания машин на универсальных (при большом разнообразии парка машин) или специализированных участках (при небольшой номенклатуре машин).
При незначительном объеме работы ее выполняют на постах по тупиковой схеме, при которой на одном универсальном или специализированном посту производят все операции технического обслуживания машины.
При значительном объеме работы рекомендуется создавать поточные линии, состоящие из ряда расположенных в технологической последовательности специализированных постов.
Применение поточного метода технического обслуживания дает возможность снизить его стоимость при одновременном повышении качества. Кроме того, широко применяют систему централизованного технического обслуживания (ЦТО).
Основные принципиальные положения системы ЦТО могут быть сформулированы следующим образом: весь объем работ по техническому обслуживанию распределяют равномерно на каждые сутки эксплуатации машины. Каждую машину обслуживают один раз в сутки.
Одновременно обслуживают группу машин (технологический комплект), связанных единым комплексно-механизированным строительным процессом.
Обслуживание производят в межсменное и обеденное (для машинистов строительных машин) время.
Эксплуатацию и техническое обслуживание осуществляют по ступенчатому графику, т. е. смещено время начала и окончания работы и обеденных перерывов для технологических комплектов машин с целью их последовательного обслуживания.
Обслуживание выполняет бригада высококвалифицированных специалистов в составе 8—10 человек без участия машинистов строительных машин.
Техническое обслуживание осуществляют с помощью автомобильного передвижного комплекса повышенной проходимости, оснащенного высокопроизводительным (преимущественно полуавтоматическим) оборудованием для выполнения заправочных, смазочных, регулировочных, крепежных и контрольных операций.
Применение системы централизованного технического обслуживания позволяет снизить трудоемкость технического обслуживания в 1,5—2 раза, повысить эксплуатационную производительность строительных машин на 20—30%, улучшить показатели надежности машин в процессе их эксплуатации.
Соблюдение графика проведения технического обслуживания и ремонта машин, а также выполнение утвержденных органами Гос-гортехнадзора СССР правил устройства и безопасной эксплуатации подъемных кранов и сосудов, работающих под давлением, контролируют главные механики строительных организаций и главные инженеры управлений механизации.
При правильно организованной системе ППР ведется систематический учет технического обслуживания и ремонта, учитывается расход запасных частей и эксплуатационных материалов. Ремонтные предприятия снабжены необходимой документацией и планом поступления машин в ремонт.
Сведения о проведенном капитальном ремонте заносят в технический паспорт машины, сведения о текущем ремонте и техническом обслуживании — в журнал учета технического обслуживания. При этом фиксируются вид ремонта или технического обслуживания, характер и объем выполненных работ, продолжительность пребывания машины в ремонте или техническом обслуживании, количество отработанных машино-часов до данного вида ремонта или технического обслуживания.
Различают следующие виды ремонта.
Текущий ремонт (Тр) осуществляется в процессе эксплуатации для гарантированного обеспечения работоспособности машины до очередного планового вида ремонта путем восстановления и замены отдельных сборочных единиц и деталей в объеме, определяемом техническим состоянием машины.
В общем случае текущий ремонт машин включает в себя помимо работ по их очистке от пыли и грязи, мойке и выполнения других операций технического обслуживания некоторые работы по восстановлению их работоспособности.
В процессе текущего ремонта проводят следующие виды работ:
— восстановление изношенных деталей, в процессе которого им возвращают первоначальную форму и размеры или же их обрабатывают под ремонтные размеры, а также производят обработку под заданный класс шероховатости, реставрацию противокоррозионных покрытий, а в ряде случаев и повышение износостойкости поверхностей;
— замена изношенных деталей и сборочных единиц, что требует проведения работ по разборке машин, осмотру и дефектовке деталей и сборочных единиц; комплектование и сборка сборочных единиц, установка и выверка их первоначального положения.
К типовым работам, выполняемым при текущем ремонте, относятся следующие: ликвидация подтекания в системах гидравлики смазывания, охлаждения и топливоподачи; замена крепежных соединений с частичным завариванием и последующей рассверловкой отверстий под болты; подваривание металлоконструкций и наплавка изношенных поверхностей в местах появления трещин и разрывов; правка металлоконструкций и неответственных валов; замена зубчатых колес, цепей и ремней в открытых передачах; замена изношенных сборочных единиц и агрегатов.
Капитальный ремонт (Кр) осуществляется с целью восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановлен ния ресурса машины путем замены или восстановления любых ее сборочных единиц и деталей, включая базовые.
Решение о проведении капитального ремонта машин принимав ется на основе результатов их осмотра комиссией, возглавляемой главным инженером или главным механиком организации, на балансе которой находится машина. Если на основании данных наружного осмотра и безразборной диагностики установлено, что машина сохранила определенный ресурс работоспособности, то комиссия может дать разрешение на ее дальнейшую эксплуатацию, С этой целью составляют специальный акт.
Капитальный ремонт сложных строительных машин (экскаваторов, самоходных скреперов, кранов) проводят на специализиро ванных ремонтных заводах.
Различают два основных вида организации ремонта: необезличенный и обезличенный.
При необезличенном методе ремонта выполнение восстановительных операций производят с учетом принадлежности восстанавливаемых деталей и сборочных единиц к определенному экземпляру данного вида машины. Отремонтированные и восстановленные до заданных параметров детали устанавливают на ту же машину, с которой они были сняты. Машину ремонтирует, как правило, одна комплексная бригада на универсальных и реже на специализированных постах.
Необезличенный метод ремонта на универсальных постах применяют в тех случаях, когда производственная программа ремонтного предприятия недостаточна для организации поточного производства или же конструкция машины не позволяет обезличивать детали.
К преимуществам этого метода относится простота организации работ как отдельных бригад, так и ремонтного предприятия в целом, не требующая взаимной увязки сроков и объемов выполняемых работ. Это дает возможность применять данный метод в небольших ремонтных мастерских или же в ремонтных предприятиях широкого профиля.
К недостаткам необезличенного метода на универсальных постах относятся следующие:
— необходимость в высококвалифицированном персонале, который в значительной части используют на работах, не соответствующих его разряду;
— длительные простои машины в ремонте, обусловленные последовательным проведением технологических операций ремонта;
— использование универсального оборудования и инструментов, которые отличаются от специализированных более низкой производительностью и точностью работы;
— необходимость в значительных ремонтных площадях.
По мере увеличения производственной программы создаются условия для применения специализированных постов, Их может быть от трех (разборка, ремонт, сборка) до равного количеству отдельных технологических процессов. При этом методе ремонта допускается некоторая обезличка в основном крупных и точных сборочных единиц. Их ремонтируют в рамках кооперации на других предприятиях или же на специализированных линиях на том же предприятии. К таким сборочным единицам относятся, например, двигатели, гидропневмооборудование, приборы, электрооборудование.
Этот метод отличается некоторыми преимуществами:
— повышением производительности труда за счет применения специализированного оборудования, инструментов, более тщательно разработанной технологии;
— снижением себестоимости ремонта в связи с более полной загрузкой оборудования, использованием рабочих менее высокой квалификации, сокращением сроков ремонта, более рациональным использованием площадей цехов.
В качестве разновидности необезличенного метода применяют агрегатно-узловой метод ремонта, при котором заменяют неисправные сборочные единицы заранее отремонтированными. Это значительно сокращает время пребывания машин в ремонте.
При обезличенном методе ремонта выполнение восстановительных операций производят без учета принадлежности восстанавливаемых деталей и сборочных единиц к определенному экземпляру данного вида изделия.
Этот вид ремонта применяют, когда производственная программа и конструкция машины позволяют организовать поточный ремонт машины. По характеру проведения этот метод можно подразделить на поточный по ремонту всей машины и поточный агрегатно-узловой.
Обезличенный метод ремонта является наиболее производительным и качественным и позволяет быстро и дешево возвращать машине работоспособность.
При обезличенном методе ремонта машину или ее отдельные сборочные единицы разбирают на поточной линии до деталей, которые ремонтируют с применением наиболее совершенных ремонтных средств. Отремонтированные детали поступают на склад, с которого они вместе с новыми запасными деталями, поставленными заводом-изготовителем или изготовленными на месте, передаются на участки комплектации, обслуживающие линию поточной сборки машин.
Детали, поступающие на участки комплектации, подбирают на группы по размерам, которые в случае необходимости подвергают дополнительной слесарной пригоночной обработке.
Разновидностью обезличенного метода ремонта является метод ремонта машин путем периодической замены ремонтных комплексов (ПЗРК), т. е. агрегатно-узловой метод ремонта.
Внедрение метода агрегатно-узлового ремонта возможно в том случае, когда на ремонтном предприятии создан оборотный фонд сборочных единиц, образуемый из сборочных единиц, получаемых от машиностроительных заводов, и из восстановленных отдельных сборочных единиц, снимаемых со списываемых машин.
Потребность в оборотном фонде сборочных единиц определяют для каждой строительной организации в зависимости от количества однотипных машин, времени оборачиваемости сборочных единиц и продолжительности их ремонта.
Аварийный ремонт (А) выполняют вне системы ППР для устранения последствий аварий.
Восстановительный ремонт (В) осуществляют по специальному разрешению для уникальных машин или в случае, когда невозможно заменить машину; при этом полностью восстанавливают изношенные машины, исчерпавшие все ресурсы работоспособности. Стоимость восстановительного ремонта равна или даже превышает стоимость новой машины.
По характеру планирования различают следующие виды ремонта.
Плановый ремонт —это ремонт, предусмотренный в нормативной документации и осуществляемый в плановом порядке.
Неплановый ремонт — это ремонт, выполнение которого оговорено в нормативной документации, но осуществляемый в неплановом порядке.
Для обеспечения высокого качества проведения ремонта необходимо обеспечить:
— ведение по каждой машине систематического и точного учета как выполненной ею работы, так и проведенных мероприятий ППР, расхода запасных частей и материалов;
— регулярное и своевременное снабжение ремонтных подразделений необходимыми запасными частями, эксплуатационными материалами, технической -документацией, чертежами, нормативами;
— ритмичное проведение всех мероприятий ППР строго в установленные планом-графиком сроки;
— для машин, периодически перебазируемых с одного объекта на другой (например, строительные подъемники), время проведения ремонта следует совмещать с моментами их перебазирования.
—
При выполнении технико-экономических расчетов, проектировании организации работ и сравнительном анализе машин пользуются данными об их производительности. Различают конструктивно-расчетную, техническую и эксплуатационную производительность.
Конструктивно-расчетная производительность (Яр) характеризует выработку машины за 1 ч чистой работы при полном использовании ее расчетных скоростей и усилий (без учета конкретных условий работы).
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Поддержание работоспособности строительных машин"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы