Подъемный механизм предназначен для опрокидывания кузова машины. Большинство современных автомобилей-самосвалов оборудуется гидравлическими подъемными механизмами, обеспечивающими быстрый подъем и опускание кузова. Гидравлический подъемный механизм состоит из коробки отбора мощности, масляного насоса, крана управления, трубопроводов и одного-двух силовых гидроцилиндров телескопического выдвижения.
На рис. 2 показана схема гидравлического подъемного механизма автомобиля-самосвала МАЗ-5549 с пневматической системой управления и пневмоцилидром, автоматически открывающим и закрывающим задний борт во время подъема и опускания кузова. Механизм подъема управляется воздухораспределительным краном с соединительным каналом, в который поступает по трубопроводу сжатый воздух из пневматической системы автомобиля. При движении машины кран находится в положении III.
Для подъема кузова (положение I) рукоятку воздухораспределительного крана устанавливают в крайнее левое положение.
Рис. 1. Автомобиль-самосвал
Рис. 2. Схема подъемного механизма автомобиля-самосвала МАЗ-5549
Сжатый воздух поступает по воздухопроводу к пневматической камере коробки отбора мощности и к воздушному цилиндру управления запорами заднего борта. Под действием давления воздуха включается коробка отбора мощности и одновременно перемещается поршень со штоком цилиндра, открывая запоры заднего борта. Включенный гидравлический насос перекачивает из бака масло по шлангу через обратный клапан по трубопроводу в телескопический гидроцилиндр. При этом звенья гидроцилиндра выдвигаются, поднимая кузов.
Предохранительный клапан защищает систему гидравлического подъемного механизма при перегрузке. При достижении наибольшего угла подъема (55°) натягивается трос и своим натяжением открывает клапан 4, размещенный в корпусе. Перетекание масла из гидроцилиндра через перепускной клапан опустит кузов на небольшой угол, а затем после закрытия клапана кузов начнет вновь подниматься вверх до следующего натяжения троса и открытия клапана. Такое чередование открывания и закрывания клапана вызывает встряхивание кузова в конце его подъема, что способствует полной разгрузке.
При опускании кузова кран управления устанавливают в положение II. При этом гидравлический насос выключается, а сжатый воздух поступает в воздухопровод, идущий к пневматической камере выключения клапана. Вследствие этого клапан открывается, и масло из гидроцилиндра под действием веса кузова вытесняется через сливной трубопровод в бак.
Рис. 3. Опрокидывание кузова автомобиля-самосвала КамАЗ-5511:
а — общая схема; б—схема подъемного механизма; 1 — гидроцилиндр; 2 – насос; 3 — распределитель; 4 и 5 — пневмокамеры; 6, 7 и 8 — пневмоклапан с электромагнитами; 9 — выключатель коробки отбора мощности; 10 — выключатель распределителя
Для остановки кузова в процессе подъема или опускания (в промежуточном положении) рукоятку крана устанавливают в положение «Стоп» (положение IV). При этом воздух в воздухопроводы не подается (все каналы корпуса крана 8 соединены с атмосферой и насос выключен). Слив масла из гидроцилиндра в бак при этом положении невозможен, поскольку перепускной и обратный клапаны закрыты. После опускания кузова в транспорт, ное положение рукоятки крана переводят в крайнее правое положение. При этом воздух из пнемосистемы подводится только в цилиндр 18 запора заднего борта. Полости пневматических камер коробки отбора мощности и перепускного клапана соединены с атмосферой.
Особенностью гидравлического подъемного механизма, устанавливаемого на автомобиле-самосвале КамАЗ-5511 грузоподъемностью 10 т, является дистанционное электропневматическое включение коробки отбора мощности и управления подъемным механизмом. Угол опрокидывания кузова ковшового типа КамАЗ-5511 составляет 60°. Гидроцилиндр подъемного механизма расположен на раме и соединен с бортом кузова. Водитель управляет механизмом подъема кузова из кабины путем включения коробки отбора мощности и изменения положения золотников распределителя. Коробка отбора мощности и распределитель включаются с помощью пневмокамер одностороннего действия, которые в свою очередь приводятся в действие электропневмоклапанами. Включение и выключение коробки отбора мощности и распределителя осуществляются выключателями. У автомобилей-самосвалов большой грузоподъемности заключительный этап подъема кузова сопровождается перемещением большой массы груза, что влечет увеличение динамических нагрузок на заднюю часть днища и приводит к запрокидыванию кузова. При этом в подпоршне-вом пространстве гидроцилиндров возникает разрежение, вызывающее растягивающие напряжения. Для устранения этого явления телескопические гидроцилиндры имеют заполненную маслом над-поршневую полость, а в самом поршне установлены клапаны торможения, которые открываются в момент запрокидывания кузова, и перепуская часть масла в подпоршневое пространство, обеспечивают торможение кузова. В подъемных механизмах таких автомобилей-самосвалов устанавливается несколько гидронасосов, которые одновременно нагнетают масло в гидроцилиндры двойного действия.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Подъемные механизмы автомобилей-самосвалов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы