Гусеничные и пневмоколесные стреловые краны работают на площадках и дорогах с естественным грунтом, часто насыпным. Поэтому работоспособность и безопасность работы стрелового крана в большой мере зависят от подготовки площадки и дороги. При правильной организации работ на монтажной площадке стреловой кран поднимает и устанавливает большинство элементов в зоне его действия с одной стоянки. Такая схема работы является основной при монтаже с транспортных средств. Перемещение крана с одной стоянки на другую является установочной операцией и производится без груза. На площадках при работе с приобъектного склада возникает необходимость движения крана с грузом на крюке. В этом случае давление на грунт значительно увеличивается и требования к подготовке площади дополнительно возрастают.
Проходимость крана на площадке зависит от многих причин, в том числе от конструкции ходового устройства самого крана, состояния грунта или искусственного покрытия, погодных условий. Наибольшее давление опорных частей крана на площадку является постоянной величиной. Несущая способность грунта или основания с временным твердым покрытием может изменяться в широких пределах и зависит в основном от подготовки площадки.
Грунтовые дороги монтажной площадки должны быть спланированы с помощью бульдозера.
Работа гусеничных кранов на свеженасыпанном неутрамбованном грунте, а также установка гусеничных и пиевмоколесных кранов на краю откоса котлована допускается только после соответствующей проверки несущей способности откоса и рыхлого грунта и получения разрешения от администрации, которая ведает этим краном. Работа пиевмоколесных кранов на свеженасыпанном неутрамбованном грунте не разрешается.
Для безопасной работы стреловых кранов у котлованов, канав и траншей необходимо выдерживать минимальные расстояния между бровкой откоса и ближайшей к нему опорой, руководствуясь данными табл. 25. Все данные таблицы приведены для ненасыпного грунта естественной влажности. Если в конкретных производственных условиях невозможно обеспечить минимально допускаемые расстояния, то необходимо укрепить откос. К этому рекомендуется прибегать в осенне-весенний период, когда увеличенная влажность значительно снижает несущую способность грунта. Под воздействием крановых нагрузок влажный, повышенной подвижности грунт может сползти и произойдет авария.
Таблица 25.
Минимально допускаемые расстояния между основанием откоса котлована и ближайшей опорой крана
В указанный период эксплуатации кранов руководствоваться данными табл. 25 не рекомендуется.
Основание площадки, на которой установлен кран, характеризуется несущей способностью: модулем деформации (допускаемой нагрузкой) и осадкой грунта. Указанные параметры основания определяет лицо, ответственное за безопасное производство работ с применением кранов.
Таблица 26.
Данные для определения прочности площадки
Несущую способность основания, особенно грунтового, следует проверять до установки на нем крана с помощью плотномера-ударника ДорНИИ. Несущая способность грунта характеризуется числом падений плотномера-ударника ДорНИИ, необходимых для заглубления его наконечника, за каждые 10 см. Использование крана по грузоподъемности зависит от степени подготовки площадки (допускаемой ее прочности), а также от удельного давления крана на грунт и от параметров сменного рабочего оборудования. В табл. 26 приведены данные о прочности площадки, при которой гусеничные краны грузоподъемностью от 10 до 63 т могут работать с различным нагружением.
Грунтовая площадка для работы пневмоколесных кранов считается подготовленной, если число ударов равно или больше 8, что соответствует несущей способности грунта 1 МПа.
Предельный угол наклона кранов с основной стрелой, при котором разрешается его эксплуатация, составляет 3 °С увеличением длины стрелового оборудования, в том числе при башенно-стреловом оборудовании, допускаемый угол наклона снижается до 2—1°.
Угол наклона крана складывается из угла наклона площадки и возможного угла перекоса, вызываемого податливостью грунта под краном. Величина перекоса зависит от массы крана, размеров рабочего оборудования и модуля деформации грунта. С увеличением модуля деформации грунта пропорционально снижается наибольший угол перекоса крана. На практике возникает необходимость определять допускаемый угол наклона рабочей площадки, который может быть найден как разность между предельным углом наклона крана (взятым из паспорта) и углом просадки крана.
Для наиболее распространенных в строительстве гусеничных кранов допускаемые углы уклона площадок при работе с основными стрелами и модуле деформации 25 МПа, что соответствует влажному мелкому песку, составляют: МКГ-16М —2°15’; МКГ-25БР — 2°; СКГ-40А – 1°46’;СКГ-63А – Г50’; Э-2508 – Г35’.
Особенно тяжелые условия для движения пневмоколесных кранов возникают в осенне-весенний период, когда грунты переувлажняются и резко понижается их несущая способность. Для отвода и стока атмосферных вод дорогу, по которой перемещается пневмоколесный кран, рекомендуется делать с поперечным уклоном 2—3° в сторону от здания. По всей длине дороги следует устраивать водоотводящую канаву — кювет.
В процессе работы крана отдельные участки дороги или монтажной площадки могут проседать, вследствие чего образуются неровности, вызывающие ухудшение проходимости и даже прекращение движения. Чтобы устранить углубления, канавки, подсыпают крупнозернистые дренирующие материалы — песок, шлак, щебень.
Несущая способность грунта в осенне-весенний периоды — 3— 6 месяцев в году — оказывается недостаточной для работы пневмоколесных кранов. Чтобы повысить несущую способность влагона-сыщенных грунтов, используют различные способы. Наиболее простой и дешевый способ заключается в устройстве сплошной или колейной дороги из уплотненного песка либо шлака.
Необходимость укрепления грунтового основания возникает и в летние месяцы при кратковременных интенсивных дождях. В этом случае устраивают песчаную и шлаковую подсыпку, укладывают деревянные маты. Работу организуют таким образом, чтобы в период увлажнения грунта кран по возможности не перемещался на площадке.
Если несущая способность основания оказывается недостаточной, < следует применять инвентарные жесткие элементы в виде шпал, плит !: или щитов. В частности, устраивают временные инвентарные колейные дороги из сборных железобетонных плит. Специальные плиты, например железобетонные перфорированные (с отверстиями) системы Яковлева, рассчитаны на многократное перебазирование и работу на них кранов, на большую грузонапряженность транспортных средств. Повышенная оборачиваемость плит и их сохранность достигаются тщательной подготовкой в виде песчаной подсыпки, которая обеспечивает равномерную передачу нагрузок на грунтовые основания и исключает образование трещин.
Кроме того, могут быть применены более простые и легкие дерево-металлические инвентарные щиты. Используют также гибкие ленты, собранные из отдельных шпал (брусьев), надетых на стальной канат.
Для обеспечения проходимости гусеничных кранов грузоподъемностью до 63 т используют металлические щиты и плиты конструкции ВНИИ Монтажспецстроя. Указанные элементы укладывают под гусеничные тележки. Каждый кран комплектуют щитами или 20 плитами, что позволяет осуществлять маневр и перемещаться по фронту работ, располагая элементы перед краном по мере их освобождения. При установке крана на влагонасыщенный, слабый грунт инвентарные элементы следует укладывать на слой песка, гравия, шлака толщиной от 5 до 10 см.
Особенно тщательно необходимо определять прочность грунтовой площадки и фактический угол крана при движении его с грузом на крюке, а также при работе двумя кранами. Величина перемещаемого груза и расположение стрелы при этом должны точно соответствовать указанным в паспорте.
Если фактическое удельное давление дср опорного элемента крана будет меньше допускаемого давления (?доп на грунт или равно ему, движение крана станет нормальным. В случае превышения фактического давления сверх допускаемого образуются колеи с постепенным уплотнением грунта в них при многократных проходах крана.
Для обеспечения допускаемых давлений на грунт при работе на выносных опорах и восприятия больших давлений на каждую опору необходимо применять инвентарные башмаки и дополнительно укладывать брусья или шпалы, чтобы получалась сплошная площадка. Размеры опорных площадок определяют делением наибольшей опорной нагрузки на допускаемое давление на грунт.
При работе гусеничных кранов следует учитывать, что фактические (краевые) удельные давления во много раз превышают средние. Так, для кранов типа СКГ фактические максимальные значения удельных давлений составляют 0,5—0,6 МПа.
При работе гусеничных кранов с многоопорными тележками на твердом естественном или искусственном основании оно должно быть выровнено с помощью подсыпки рыхлого грунта или щебня. Толщина подсыпки над выступающими участками основания не должна быть менее 150 мм.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Подготовка площадки для работы кранов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы