Опоры осей и валов разделяются на подшипники, воспринимающие поперечные нагрузки, и подпятники, воспринимающие продольные (осевые) нагрузки.
Рис. 1. Схемы подшипников трения скольжения
а — втулочный подшипник в корпусе станины; б— фланцевый подшипник; в — подшипник с неразъемным корпусом; г — подшипник с разъемным корпусом
Рис. 2. Масленки
а — колпачковая; б — пресс-масленка
Рис. 3. Подшипники трения качения
а — радиальный однорядный шарикоподшипник; б — двухрядный самоустанавливающийся шарикоподшипник; в — однорядный упорный шарикоподшипник; г — роликоподшипник с коническими роликами; д — роликоподшипник с короткими цилиндрическими роликами; е — роликоподшипник с витыми роликами
По характеру трения опоры делятся на опоры скользящего трения и опоры трения качения.
Опорами скользящего трения являются подшипники в рассверленных отверстиях рам и станин, глухие подшипники, разъемные подшипники. Все они часто имеют бронзовые, чугунные или пластмассовые вставные втулки. Металлические втулки и вкладыши могут заливаться антифрикционными сплавами.
Для восприятия осевых нагрузок служат подпятники стаканного типа и разъемные подпятники для гребенчатых пят.
С целью уменьшения трения между деталями и износа их в места трения подается из масленок смазка: жидкая или густая.
Подача густой смазки из колпач.ковой масленки производится вручную периодическим подвинчиванием ее колпачка. Для подачи смазки через пресс-масленку используется шприц или солидолонагнетатель.
Опоры трения качения по форме тел качения разделяются на шарико- и роликоподшипники, а по направлению нагрузки — на радиальные, воспринимающие нагрузки, направленные перпендикулярно оси вращения, упорные, воспринимающие осевые нагрузки, и радиально-упорные, воспринимающие как осевые,- так и радиальные усилия.
Шарикоподшипники различают одно- и двухрядные. Последние часто выполняются самоустанавливающимися, допускающими возможность некоторго перекоса осей внутреннего и наружного колец. В состав подшипника качения кроме колец и тел качения входит сепаратор, удерживающий шарики или ролики на определенном расстоянии друг от друга.
Ролиподшипники выпускаются с короткими и длинными роликами. Роликоподшипники с длинными роликами могут иметь сплошные, пустотелые и витые ролики. Подшипники последних двух видов способны воспринимать переменные и ударные нагрузки. Подшипники с короткими роликами могут иметь цилиндрические, конические и сферические ролики. Последние обеспечивают работу самоустанавливающихся подшипников. Игольчатые подшипники являются промежуточными между подшипниками трения скольжения и трения качения. Они состоят из наружного и внутреннего колец, между которыми помещены без сепаратора длинные ролики малого диаметра (иглы). При работе подшипника иглы частично катятся (под нагрузкой), частично сколзят вместе со слоем смазки.
Рис. 4. Постоянные муфты
а — втулочная; б — продольнс-свертная; в —дисковая с упругими кольцами
Подбор подшипников производится по диаметру вала и по коэффициенту работоспособности, который в значительной степени зависит от конструкции, размеров и долговечности подшипника.
Долговечность подшипника — это время, в течение которого не менее 90% подшипников данного типа при испытании работают без проявления признаков усталости металла.
Рис. 5. Сцепные муфты
а — кулачковая муфта; б — фрикционная дисковая муфта; в — фрикционная конусная муфта
Рис. 6. Предохранительные муфты
а — кулачковая; б — фрикционная
Муфты служат для соединения отдельных валов между собой. Муфты применяются: при изготовлении валов большой длины, при соединении валов двигателя и передаточного механизма, при соединении валов двух механизмов, для соединения и разъединения валов во время работы машины.
В строительных машинах применяются муфты:
а) постоянные жесткие (втулочные, продольно-свертные), дисковые (тарельчатые и упругие: дисковые с пальцами, имеющими упругие кольца, ленточные;
б) сцепные кулачковые (с прямыми и со спиральными кулачками) и фрикционные (дисковые, конусные и ленточные);
в) предохранительные, автоматически отключающие вал при перегрузке путем разрушения срезного штифта или при помощи полумуфты со скошенными кулачками. При перегрузке полумуфта, прижатая пружиной, отодвигается и одна полумуфта вращается относительно второй, проскакивая по скошенным кулачкам. Фрикционные муфты типа изображенной на рис. 23,6 также являются предохранительными муфтами. При перегрузке такая муфта проскальзывает без шума и стука.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Подшипники и соединительные муфты"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы