Полиспастом называется грузоподъемное устройство, состоящее из нескольких подвижных блоков, огибаемых гибким органом (канатом), служащее для выигрыша в силе (силовой полиспаст) или скорости (скоростной полиспаст). В кранах применяются силовые полиспасты, позволяющие уменьшить натяжение каната, крутящий момент на барабане лебедки от массы поднимаемого груза и передаточное число механизма. Они являются основной частью механизма подъема груза.
Схемы полиспастов показаны на рис. 1. Блоки, образующие полиспаст, подразделяют на подвижные, ось которых перемещается в пространстве, и неподвижные, ось которых не перемещается в пространстве. Ось подвижных блоков закреплена в крюковой подвеске. В грузоподъемных машинах применяют одинарные и сдвоенные полиспасты. В одинарных полиспастах один конец каната закреплен на барабане, другой — на неподвижной части конструкции крана или крюковой подвеске, барабан имеет нарезку в одну сторону.
Рис. 1. Схемы одинарного (а) и сдвоенного (б) полиспастов
В сдвоенных полиспастах оба конца каната закреплены на барабане и при работе огибают уравнительный блок . Сдвоенный полиспаст можно рассматривать как состоящий из двух одинарных полиспастов.
Недостатком одинарных полиспастов является неравномерное изменение нагрузки на опоры барабана при подъеме или опускании груза, что приводит к его горизонтальному перемещению и неравномерному износу подшипников, поэтому в механизмах подъема груза мостовых, козловых и консольных кранов преимущественное применение нашли сдвоенные полиспасты.
Основным параметром полиспаста является его кратность, под которой понимают отношение скорости движения подвижной ветви гибкого тягового органа к скорости подъема груза или отношение числа ветвей каната, на которых подвешен груз, к числу ветвей каната, навиваемых на барабан. Кратность полиспаста характеризует выигрыш в силе.
Рис. 2. Крюковые крановые
подвески: а — нормальная, б — укороченная; 1 — шека, 2 блок, 3- крышка, 4 — подшипник, й — ось, 6 — стяжные болты, 7 — гайка хвостовика крюка, 8 — упорный подшипник, 9 — траверса, 10 — крюк, 11 — болт, 12 — кожух, 13 — стопорная планка
Крюковые подвески служат для соединения грузового крюка с канатом механизма подъема груза. Крюковые подвески бывает нормальные и укороченные. В первых применяют крюк с коротким хвостовиком типа А, который подвешивают на отдельной траверсе в нижней части подвески с возможностью поворота относительно продольной оси. Во-вторых применяют крюк с длинным хвостовиком типа Б, который крепят непосредственно на оси блоков полиспаста. Укороченные подвески позволяют в результате уменьшения высоты подвески получить большую высоту подъема груза.
Для закрепления в крюковой подвеске крана стержень крюка в верхней части имеет резьбу: треугольную при грузоподъемности до 10 т и трапецеидальную — от 15 т и выше. На резьбу навинчивают гайку, которую для предотвращения отвинчивания фиксируют стопорной планкой, закрепляемой болтами 11 в пазах на торцах гайки и хвостовика крюка. Сто- порение гайки штифтами, шплинтами и стопорными болтами не допускается.
Крюки имеют зев с размерами, достаточными для помещения в нем канатов и цепей, с помощью которых осуществляют строповку груза. Крюк в крюковой подвеске устанавливают так, чтобы он мог свободно вращаться и устанавливаться при работе в соответствии с положением груза. Нижний торец гайки крюка опирается на верхнюю обойму упорного шарикового подшипника.
В качестве грузозахватного органа в подвесках используют кованые однорогие (ГОСТ 6627—74) или двурогие (ГОСТ 6628—73) крюки.
Блоки в крюковых подвесках монтируют на неподвижных осях и подшипниках качения. Поскольку скорости движения отдельных ветвей каната различны и блоки имеют разную частоту вращения, их устанавливают раздельно друг от друга. Чтобы исключить возможность выхода каната из ручья блока и его защемления при случайном ослаблении каната на блоках смонтированы кожухи.
—
Полиспастом называют систему подвижных и неподвижных блоков, соединенных гибкой связью (канатом), употребляемую для увеличения силы (силовые) или скорости (скоростные полиспасты). Наибольшее применение в грузоподъемных машинах находят силовые полиспасты. Скоростные полиспасты применяются значительно реже, например в гидравлических или пневматических подъемниках.
Блоки, входящие в полиспаст, подразделяются на подвижные, ось которых перемещается в пространстве, и неподвижные, ось которых не перемещается в пространстве. На рис. 4,а показан неподвижный блок, вращающийся по часовой стрелке под действием усилия S2, преодолевающего усилие S. Вращение блока возможно только в том случае, если усилие S2 превышает усилие^ на величину, достаточную для преодоления сопротивления сил трения в опоре блока и сопротивления жесткости каната или цепи при их сгибании и разгибании.
Жесткость каната создается за счет упругих деформаций проволок и за счет трения между отдельными проволоками и прядями каната. Жесткость цепи определяется в основном сопротивлением сил трения в шарнирах пластинчатой цепи или сил трения между звеньями сварной цепи. Вследствие того, что канаты, применяемые в грузоподъемных машинах, не являются абсолютно гибкими телами, а обладают определенной жесткостью, то набегающая ветвь каната не сразу ложится на ручей блока, а сбегающая ветвь не сразу выпрямляется.
Рис. 4. Блоки:
а — блок с неподвижной осью; б — схема набегания каната на блок; в — блок с подвижной осью; г —скорость каната на неподвижном блоке
Рис. 5. Сдвоенный двухкратный полиспаст
Если сравнить одинарный и сдвоенный полиспасты одинаковой кратности, предназначенные для подъема одного и того же груза с одинаковой скоростью, то оказывается, что в сдвоенном полиспасте вследствие подвески груза на вдвое большем числе ветвей, диаметры каната, барабана и блоков меньше и, следовательно, число оборотов барабана больше, а передаточное число редуктора меньше. Однако, вследствие наматывания на барабан вдвое большей длины каната, длина барабана получается значительно больше, чем при одинарном полиспасте.
Скоростные полиспасты отличаются от полиспастов силовых тем, что в них рабочее усилие Р, обычно развиваемое гидравлическим или пневматическим приводом, прикладывается к подвижной обойме, а груз подвешивается к свободному концу каната. Следовательно, они являются как бы обратными по отношению к силовым полиспастам. Схема скоростного полиспаста приведена на рис. 6.
Рис. 6. Схема скоростного поли-спата
Применение силовых полиспастов в грузоподъемных машинах позволяет использовать канаты меньшего диаметра и, следовательно, уменьшить диаметры барабана и блоков, снизить вес и габариты машины. Увеличение кратности полиспаста приводит к уменьшению передаточного числа редуктора, но одновременно требует увеличения длины каната и канатоемкости барабана. Увеличение числа блоков при повышении кратности полиспаста вызывает увеличение потерь и некоторое возрастание мощности, затрачиваемой на подъем груза.
Выбор каната и кратности полиспаста является взаимосвязанным процессом с общей компановкой механизма и с его параметрами, так как кратность полиспаста и диаметр барабана влияют на передаточное число механизма, его габариты и вес, что, в свою очередь, оказывает влияние на размеры всей грузоподъемной машины, а следовательно, и на размеры здания, где эта машина устанавливается.
кратностях, отличающихся незначительно (например, механизмы с кратностью два и четыре), потребная мощность двигателя практически будет одинакова.
Так как максимальные усилия в канатах полиспастов изменяются практически обратно пропорционально кратности полиспаста, то с увеличением кратности уменьшается усилие в канате и его диаметр, а также и диаметр барабана. Скорость наматывания каната на барабан изменяется прямо пропорционально кратности и в полиспасте с большей кратностью имеет большее значение. Тогда при одинаковой заданной скорости груза и одинаковой скорости вращения ротора двигателя передаточное число редуктора, соединяющего двигатель с барабаном, меньше при полиспасте большей кратности как за счет увеличения скорости навивки каната на барабан, так и за счет уменьшенного диаметра барабана.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Полиспасты и крюковые подвески"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы