Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Тракторы МТЗ-100 и МТЗ-102

Публикация:
   Полугусеничный ход трактора

Читать далее:




Полугусеничный ход трактора

Эффективное средство повышения проходимости тракторов МТЗ-100 и МТЗ-102 — применение съемного резинометаллического полугусеничного хода (рис. 146). При применении полугусеничного хода снижается давление на почву и уменьшается глубина колеи, что обеспечивает использование трактора на ранневесенних и других работах.

Рис. 144. Привод насосов ГСОМ:
1 — шестерня; 2 — вал; 3 — муфта; 4 — втулка насоса НШ-10; 5 — втулка насоса НШ-32; 6 — шарики; 7 — вилка механизма включения; 8 — валик вилки механизма включения; 9 — пластина; 10 — болт.

Рис. 145. Маятниковое прицепное устройство:
а — вид сбоку; б — вид сверху; 1 — боковина; 2 и 19 — отверстия; 3 — захват; 4 и 1S — болты; 5 —тяга; 6 — поперечина; 7 и 10 — шплинты; S — плита; 9 — кронштейн; 11 — щека; 12 и 15 — пальцы; 13 и 14 — оси; 16 — крюк; 17 — поддерживающая пластина.

Общее устройство и работа. Полугусеничный ход состоит из двух резинометаллических гусениц и двух комплектов натяжных устройств (левого и правого). Гусеница представляет собой замкнутую цепь, охватывающую ведущие колеса трактора и дополнительные натяжные колеса полугусеничного хода.

Рис. 146. Трактор на полугусеничном ходу:
1 — гусеница; 2 — дополнительное натяжное колесо.

Колею полугусеничного хода изменяют перестановкой натяжного колеса, передвижением его оси и перемещением заднего колеса трактора по полуоси. По натяжным колесам колею регулируют бесступенчато до 300 мм (в пределах 1500…1800 мм); по задним колесам трактора МТЗ-100—1700…1800 мм.

Конструкция полугусеничного хода позволяет в случае необходимости снять гусеницу с трактора и подвесить натяжное колесо.

Гусеница выполнена унифицированной для обеспечения возможности установки на тракторы с шинами 15,5-38, 13,6Л38 (с шириной профиля соответственно 400 и 360 мм); почвозацепы конструктивно выполнены таким образом, что изменением их взаимного расположения гусеницу можно собрать либо на шину 15,5-38, либо на шину 13,6Л38. За счет конструкции гусеницы можно устанавливать на любую сторону трактора, однако расположение бобышек должно совпадать с протектором шины ведущего колеса.

Гусеница состоит из двух резинотканевых лент (рис. 147), соединенных стальными почвозацепами.

Почвозацеп — штампованный, прикреплен к лентам четырьмя болтами с квадратным подголовком (по два на каждую сторону). Между почвозацепами и лентой установлены соответственно металлические отбуртованные прокладки 5 и 6, предохраняющие ленты в месте перегиба от повреждения острыми кромками почвозацепов.

К каждому второму почвозацепу с внутренней стороны, обращенной к почвозацепам шины, приварены бобышки (левая) (правая) для зацепления гусеницы с ведущим колесом трактора.

На обоих концах почвозацепов (на полках) имеются по две пары квадратных отверстий, одна из них смещена относительно первой в сторону длинной полки почвозацепа.

При сборке гусеницы для работы с шинами 15,5-38 почвозацепы прикрепляют к резинотканевым лентам через отверстия (наружные — на короткой полке и внутренние — на длинной полке). Почвозацепы развернуты на 180° попарно одни относительно других в горизонтальной плоскости, т. е. два почвозацепа устанавливают длинными полками в одну сторону, следующие два — в противоположную и т. д. (как показано на рисунке 147, а).

Для использования этих же гусениц на тракторах с шинами 13,6/?38 почвозацепы на резинотканевых лентах перемонтируют и устанавливают на смещенные отверстия (внутренние — на короткой полке и наружные — на длинной полке почвозацепа), т. е. смещают попарно один навстречу другому. Причем порядок расположения почвозацепов должен оставаться таким же, как и на гусенице, надетой на шину 15,5-38 (для обеспечения нормального зацепления бобышек почвозацепов гусениц с почвозацепами шин —см. рис. 147, б).

Гусеницу поставляют собранной для шин 15,5-38. При необходимости в использовании их на тракторах, оборудованных шинами 13,6/?38. гусеницы перемонтируются в хозяйствах.

В одной гусенице имеется почвозацепов с правой и с левой бобышками, расположенными в шахматном порядке, а также почвозацепов без бобышек.

Ступица 8 натяжного колеса с коническими роликовыми подшипниками и другими деталями унифицирована с соответствующими деталями передних (направляющих) колес трактора. Она находится на оси, закрепленной в отверстии переднего конца балансира.

Пружинный амортизатор предназначен для натяжения гусеницы и прижатия ее к грунту. В состав амортизатора входят телескопически соединенные внутренняя 6 (рис. 149) и наружная трубы с закрепленной на них пружиной и регулировочный винт. Пружина расположена между верхней опорой, приваренной к наружной трубе, и нижней опорой, зафиксированной на внутренней трубе двумя полукольцами. В верхнюю опору вставлен и завальцован сферический шарнир.

Пружинный амортизатор сферическим концом регулировочного винта с помощью крышки закреплен на опоре (см. рис. 148), приваренной к балансиру, а верхней опорой пружины через палец — к кронштейну. Последний установлен на верхней площадке рукава полуоси ведущего колеса между крылом и ведущим колесом трактора и прикреплен к рукаву двумя болтами.

Рис. 147. Гусеница:
а — гусеница для установки на шину 15,5-38; б — гусеница для установки на шину 13.6Л38; 1 — резинотканевая лента; 2 — почвозацеп; 3 — левая бобышка; 4 — правая бобышка; 5 и 6 — подкладки; 7 — болт крепления почвозацепа к ленге.

Натяжное устройство. В комплект натяжного устройства (рис. 148) входят натяжное колесо, балансир с деталями его крепления к рукаву полуоси ведущего колеса трактора и пружинный амортизатор с винтом.

Натяжное колесо состоит из шины, обода и диска. Через ступицу его устанавливают на оси, закрепляют в балансире и располагают на тракторе между передним и задним колесами.

Рис. 148. Натяжное устройство полугусеничного хода:
1— гайка крепления диска колеса; 2 — корончатая гайка; 3 — крышка ступицы; 4 — болт ступицы; 5 — шина; 6 — обод натяжного колеса; 7 — диск натяжного колеса; 8 — ступица; 9 — ось натяжного колеса; 10 — клин; 11 — грязевой щиток; 12 — крышка механизма регулирования колеи; 13 — винт для Регулировки колеи; 14 — ось винта регулировки колеи; 15 — резиновая прокладка; 16 — заглушка; 17 —кронштейн оси; 18 — косынка; 19 — продольная груба балансира; 20— нижняя опора амортизатора; 21 — амортизатор; 22 — палец крепления амортизатора; 23 — кронштейн крепления верхней опоры амортизатора; 24 — болт крепления балансира на рукаве полуоси; 25 — кронштейн крепления балансира на рукаве полуоси; 26 — серьга; 27 — трубчатая ось; 28 — поперечная труба балансира; 29 — ребро.

Рис. 149. Амортизатор:
1 — крышка крепления амортизатора на нижней опоре; 2 — регулировочный винт; 3 — контргайка; 4 — полукольцо; 5 — нижняя опора пружины; 6 — внутренняя труба; 7 — наружная труба; 8 — пружина амортизатора; 9 — верхняя опора пружины; 10 — шарнир верхней опоры пружины.

Механизм бесступенчатого изменения колеи натяжных колес. Колею натяжного колеса полугусеничного хода регулируют перемещением этого механизма относительно трубы кронштейна, вращая винт.

Перемещение оси натяжного колеса в кронштейне в сочетании с переворотом натяжных колес на ступицах позволяет регулировать колею натяжных колес в пределах 1500…1800 мм. На оси имеется паз-лыска, с помощью которого ось фиксируется в кронштейне клином. Быстросъемная крышка с прокладкой и заглушка предохраняют винт и внутреннюю полость кронштейна от загрязнения.

Монтаж полугусеничного хода проводят в следующем порядке:
— собирают балансир с натяжным колесом, для чего отворачивают пять гаек, надевают на болты натяжное колесо и закрепляют его;
— устанавливают ведущие и направляющие колеса трактора на колею, руководствуясь рекомендациями, изложенными ранее;
— снимают подножку трактора;
— располагают натяжные устройства таким образом, чтобы его колеса находились между передними и задними колесами трактора, а кронштейны — под рукавами полуосей ведущих колес так, чтобы балансир с меткой «Прав.» находился с правой стороны трактора, а с меткой «Лев.» — с левой;
— устанавливают натяжные устройства с кронштейнами и закрепляют гайками и болтами. Эти болты предназначены также для крепления кронштейна к рукаву полуоси и их пропускают сверху вниз, а остальные — снизу вверх;
— располагают пружинные амортизаторы и закрепляют их на кронштейнах пальцами, а на опорах — крышками с помощью четырех болтов. Пальцы шплинтуют с двух концов;
— устанавливают натяжные колеса полугусеничного хода на размер колеи, равный колее колес трактора.

Рис. 150. Рекомендуемая схема взаимного расположения кронштейна, ступицы, оси и диска натяжного колеса.

Для получения колеи 1600 мм рекомендуется перевернуть натяжное колесо и закрепить его на ступице так, чтобы выпуклая сторона диска была обращена в сторону трактора, сохраняя прежнее положение оси натяжного колеса. Колею такого размера можно получить и винтовым механизмом, выдвигая ось из кронштейна и не переставляя при этом натяжное колесо. Все последующие размеры колеи в пределах 1600…1800 мм надо устанавливать с помощью винтового механизма, расположенного в кронштейне оси. Рекомендуемая схема взаимного расположения кронштейна оси, ступицы и диска натяжного колеса при установке выбранного размера колеи показана на рисунке 150. При установке колеи винтовым механизмом ослабляют болты, передвигают и снимают крышку механизма, освобождают клин, ослабив затяжку гайки, и перемещают ось с натяжным колесом в кронштейне.

Натяжные колеса при смонтированном полугусеничном ходе на тракторе регулируют при ослабленной или снятой гусенице:
— ввертывают регулировочные винты во внутренние трубы амортизаторов, предварительно ослабив контргайки, и максимально приближают натяжные колеса к ведущим колесам трактора;
— растягивают гусеницы почвоза-цепами на грунт так, чтобы (см. расположение бобышек в гусенице совпадало с направлением рисунка протектора шины ведущего колеса. Перемещая трактор своим ходом, наезжают на них натяжными и ведущими колесами. Колеса обтягивают гусеницами так, чтобы стык их располагался посредине верхней ветви между натяжным и ведущим колесами;
— устанавливают приспособление для монтажа гусеницы, как показано на рисунке 151, сняв крайний почвозацеп со стороны коротких концов лент. В оставшихся крайних почвозацепах отвинчивают контргайки и гайки болтов крепления почвозацепов, надевают на болты втулки приспособления и закрепляют их. Вращая винт, стягивают ленту до совмещения отверстий на ее концах. Устанавливают в месте стыка лент внахлестку ранее снятый почвозацеп с подкладками и накладками и закрепляют ее. Аналогичным образом стягивают вторую ленту гусеницы. Рекомендуется начинать стягивание гусеницы внутренней ленты, для чего устанавливают планки с внутренней стороны ленты. При стягивании наружной ленты планки размещают с наружной ее стороны. В случае затруднения при соединении концов гусеницы рекомендуется приподнять натяжное колесо на 100…150 мм, вворачивая регулировочный винт амортизатора во внутреннюю трубу. Для облегчения соединения концов гусеницы целесообразно снизить давление в натяжном колесе полугусеничного хода;
— отвертывают гайки, зажимающие планки приспособления и, вращая винт в обратную сторону, снимают приспособление с болтов, устанавливают накладки и надежно затягивают гайки крепления почвозацепов;
— проверяют давление в шинах задних колес трактора и натяжных колес полугусеничного хода. Оно должно быть соответственно 0,137 и 0,216 МПа (1,4 и 2,2 кгс/см2);
— регулируют натяжение гусениц.

Рис. 151. Приспособление для монтажа гусениц:
1 и 3 — резьбовые втулки с планками; 2 — винт.

Подготовка полугусеничного хода к обкатке. Каждый комплект для полугусеничного хода, получаемый с завода, перед началом эксплуатации должен быть обкатан в течение 5 ч на холостом ходу или на легких транспортных работах.

Перед обкаткой смазывают все винтовые, трущиеся поверхности и шарниры натяжного устройства согласно таблице смазывания; проверяют надежность крепления всех наружных сборочных единиц полугусеничного хода; устанавливают давление воздуха в шинах 0,216 МПа (2,2 кгс/см2) для натяжных колес и 0,137 МПа (1,4 кгс/см2) для ведущих колес трактора.

Снятие полугусеничного хода с трактора.

Демонтируют полугусеничный ход в следующем порядке:
— максимально вворачивают регулировочные винты (см. рис. 149) амортизаторов во внутренние трубы;
— поочередно разъединяют гусеницы, используя приспособление для монтажа. Стягивают концы внутренней ленты одной из гусениц, снимают болты крепления почвозацепа, расположенного на стыке ленты, выворачивают винт приспособления, ослабляют ленту, снимают приспособление и убирают почвозацеп, расположенный на стыке ленты. Разъединяют гусеницу. Снятый почвозацеп крепят к лентам. Разъединять гусеницы без приспособления опасно: под действием силы сжатой пружины амортизатора происходит резкое отбрасывание концов гусеницы, что может привести к травме;
— трактором съезжают с гусениц, которые сматывают зацепами внутрь;
— снимают амортизаторы, отъединив крышки от опор (см. рис. 148), расшплинтовав и вынув пальцы, отъединяют амортизаторы от кронштейнов;
— отъединяют натяжные устройства от рукавов полуосей ведущих колес и снимают с трактора. Натяжные колеса для удобства их хранения рекомендуется снимать со ступиц;
— создают в шинах задних колес трактора необходимое давление воздуха;
— устанавливают на место подножку.

Регулировочные работы и техническое обслуживание. Натяжение гусеницы регулируют винтом (см. рис. 149), расстояние между торцами амортизирующей пружины должно быть 300±5 мм. Размер необходимо проверять после проезда трактором 5…10 м. Натяжение гусеницы и давление ее на грунт зависят от того, как закреплен амортизатор на кронштейне. При одной и том же сжатии пружины натяжение гусеницы будет наибольшим, а давление на грунт наименьшим, если амортизатор закреплен в нижнем отверстии кронштейна, и наоборот — если амортизатор закреплен в верхнем отверстии. При креплении амортизатора в среднем отверстии обеспечивается промежуточное значение этих величин.

Место крепления амортизатора надо выбирать исходя из проходимости трактора. Если трактор на полугусеничном ходу при работе оставляет под передними колесами глубокую колею, следует увеличить давление натяжного колеса, т. е. необходимо крепить амортизатор в среднем или верхнем отверстии. Если же трактор оставляет под передними колесами слабовыраженную колею, амортизатор следует крепить в нижнем отверстии.

Крепление амортизатора в верхнем отверстии значительно уменьшает вес трактора, приходящийся на передние колеса, и ухудшает тем самым управление им, особенно при навешенных и поднятых в транспортное положение сельскохозяйственных машинах или орудиях сзади трактора. Поэтому крепить амортизатор в верхнем отверстии кронштейна следует только после проверки управляемости агрегата.

При заводской регулировке в подшипниках натяжных колес устанавливают осевой зазор 0,08…0,2 мм. При износе подшипников это значение постепенно увеличивается и нарушается нормальная работа узла. Поэтому каждый раз при возобновлении эксплуатации полугусеничного хода необходимо проверять осевой зазор, для чего надо поднять натяжное колесо (при снятой гусенице) и, покачивая его в направлении, перпендикулярном плоскости вращения, определить наличие зазора в подшипниках.

Зазор в этих подшипниках регулируют в том же порядке, что и в подшипниках ступиц направляющих колес.

Обслуживание шин натяжных колес полугусеничного хода и ведущих колес трактора при установке на него полугусеничного хода заключается в поддержании давления: в шинах ведущих колес трактора —0,137 МПа (1,4 кгс/см2), натяжных колес-0,216 МПа (2,2 кгс/см2).

Стабильность размера по ширине шины улучшает ее взаимодействие с гусеницей. Давление в шинах натяжных колес полугусеничного хода уменьшает деформацию шины, устраняет контакт шины с бобышками почвозацепов гусеницы и исключает изнашивание боковых ребер шин.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Тракторы МТЗ-100 и МТЗ-102

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Полугусеничный ход трактора"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства