Трение. Когда одна деталь прижата к другой, то вследствие сил молекулярного сцепления в точках контакта наблюдается адгезия, т. е. явление подобное склеиванию. На поверхностях даже после самой тщательной обработки деталей всегда имеются неровности. Поэтому при относительном перемещении на соприкасающихся поверхностях возникают силы, препятствующие перемещению, что приводит к непроизводительной затрате механической энергии. Трение — основная причина нагрева и изнашивания.
Силы трения зависят от нагрузки, действующей на детали, от их материала и от класса шероховатости соприкасающихся поверхностей. Они намного уменьшаются, если на эти поверхности нанесена масляная пленка. Когда пленка полностью разделяет детали, сопротивление перемещению оказывает только трение между частицами масла. Такое трение называется жидкостным. Если же масляный слой разрушается и в отдельных местах трущиеся поверхности касаются одна другой, то трение называется полужидкостным. При определенных условиях масло может быть полностью вытеснено из Зазора, и на поверхностях деталей останется лишь очень тонкая пленка, толщина которой соизмерима с размерами молекул. Такое граничное трение приводит к значительно большим потерям энергии и изнашиванию, чем полужидкостное, а тем более жидкостное трение.
Слой масла между деталями не только уменьшает их изнашивание и потери энергии на трение, но и уплотняет зазоры, вымывает из них продукты изнашивания, охлаждает детали и защищает их от коррозии.
Смазочные материалы. В изучаемых двигателях применяют масла М-8Б, М-8В, М-8Г, М-10Б, М-10В, М-10Г. Буква «М» обозначает, что масло моторное, а цифры 8 и 10 — вязкость при 100 °С. Буквы «Б», «В» и «Г» показывают, к какой группе по условиям работы в двигателе относится масло. Масла группы Г предназначены для высокофорсированных двигателей и поэтому содержат наибольшее количество присадки, улучшающей его качества; масла группы В с меньшим содержанием присадки — для средне-форсированных двигателей; масла группы Б с еще меньшим количеством присадки — для малофорсированных двигателей.
Названные масла универсальные, но если в марке имеется еще индекс «2» (например, М-8В2), это значит, что его можно использовать только в дизелях, а с индексом «1» — только в карбюраторных двигателях.
Кроме указанных масел, рекомендуемых лишь для определенного сезона, выпускают четыре класса всесезонных масел, обозначаемых после буквы «М» 43/6, 43/8, 43/10, 63/10. Здесь цифры означают: в числителе — класс вязкости, а в знаменателе — вязкость при 100 °С. Буква «з» обозначает, что масло получено за счет добавки загущающей присадки в маловязкое масло. В остальном марка (например, М-4,/8Г2) расшифровывается так же, как у сезонных масел.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Понятие о трении и смазочных материалам"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы