При перемещении двух соприкасающихся твердых тел относительно друг друга возникает сила трения, оказывающая сопротивление движению.
Существуют два рода трения: трение скольжения и трение качения. Примером трения скольжения является трение колодок тормозного шкива, дисков фрикционной муфты и т. д.
Нормальным давлением называется сила, направленная перпендикулярно поверхности скольжения.
Коэффициентом трения называется число, показывающее, во сколько раз сила трения отличается от силы, прижимающей одно тело к другому.
Коэффициент трения зависит от материала и чистоты трущихся поверхностей. Чем лучше обработаны трущиеся поверхности, тем меньше коэффициент трения.
Трение в подшипниках является крайне нежелательным: оно вызывает износ их рабочих поверхностей и потери энергии на нагревание подшипника. Но в то же время наличие сил трения является необходимым условием для работы крановых механизмов (фрикционных муфт, механических тормозов и др.). В некоторых узлах в механизмах применяют специальные материалы, обеспечивающие высокий коэффициент трения (на колодочные и ленточные тормоза приклепывают тормозные ленты и т. д.).
Коэффициент трения можно уменьшить, смазывая трущиеся поверхности.
Трение окольжения бывает сухое, полужидкостное и жидкостное.
Физический смысл сухого и полужидкостного трения поясняется на рис. 2, а, где показаны поверхности трения при большом увеличении. Из-за шероховатости нагрузка распределяется не на всю поверхность, а только на отдельные небольшие площадки, общая площадь которых в несколько тысяч раз меньше расчетной рабочей площади подшипника. При этом удельные давления достигают нескольких десятков тысяч ньютонов на квадратный сантиметр (тысяч килограмм на 1 см2). При столь высоких давлениях начинают действовать силы молекулярного сцепления, вследствие чего выделяется большое количество тепла и происходит быстрый износ трущихся деталей.
Рис. 1. Определение коэффициента трения: нормальное давление 200 н (20 кГ), сила трения 40 н (4 кГ), коэффициент трения дерева по дереву 0,2
Рис. 2. Виды трения:
а — схема сухого трения; б — схема жидкостного трения
Жидкостное трение происходит в том случае, когда трущиеся поверхности полностью разделены слоем смазки и трение между ними заменяется трением между частицами смазки.
Большинство крановых механизмов работает в условиях полужидкостного трения.
Трение качения — это трение, возникающее при качении тела по плоской или кривой поверхности.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Понятие о трении в крановых механизамах"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы