Для обеспечения безопасной работы при перемещении грузов на кранах установлены следующие приборы безопасности: указатель грузоподъемности, ограничители угла подъема стрелы, высоты подъема крюка и грузоподъемности, а также креномер.
Указатель грузоподъемности служит для визуального определения фактической грузоподъемности крана с рабочего места машиниста. Этот прибор представляет собой шкалу со стрелкой-указателем, на котором нанесены деления, обозначающие величину грузоподъемности.
На большинстве кранов указатель грузоподъемности установлен на нижней части стрелы в поле зрения машиниста. Стрелка-указатель такого прибора шарнирно закреплена на стреле. При подъеме или опускании стрелы крана стрелка-указатель, находящаяся постоянно в вертикальном положении, показывает максимальную грузоподъемность крана.
Если указатель установлен в кабине крановщика, то его стрелка соединена с нижней частью стрелы системой рычагов и тяг.
Ограничитель угла подъема стрелы предназначен для отключения стрелоподъемной лебедки в момент достижения стрелой верхнего предельного положения. На большинстве современных моделей кранов этот ограничитель представляет собой конечный выключатель, включенный в электрическую цепь управления электродвигателем стрелоподъемной лебедки.
На кранах К-64 и К-1014 конечный выключатель замыкается закрепленным на нижней части стрелы упором. При этом замыкается цепь элсжтропневматического вентиля, который, втягивая в себя сердечник, открывает клапан и подает воздух в тормозные камеры управления муфтой сцепления автомобиля и тормозом, установленным на карданном вале привода крановой установки.
Если цепь электропнев-матического вентиля не замкнута, то клапан вентиля закрыт, воздушные камеры управления сцеплением и тормозом редуктора отбора мощности сообщены с атмосферой и крутящий момент от двигателя передается механизмам крановой установки.
На кранах К-67, К-162 ограничитель угла подъема стрелы включен в электрическую цепь управления стрелоподъемной лебедкой. При подъеме стрелы в крайнее верхнее положение закрепленный на ней упор воздействует на шток конечного выключателя, вследствие чего размыкается электрическая цепь управления лебедкой и подъем стрелы прекращается.
На кранах К-46, КС-2561Д установлены ограничители угла подъема стрелы, имеющие механический принцип действия. Такие ограничители представляют собой систему рычагов и тяг. которые под воздействием упора на стреле (в ее крайнем верхнем положении) отключают муфту сцепления, прекращая подъем стрелы.
Ограничитель высоты подъема крюка отключает механизм подъема в момент достижения крюком крайнего верхнего положения. Ограничитель установлен на головке стрелы и представляет собой шарнирно закрепленную на стреле скобу и конечный выключатель, включенный в электрическую цепь управления краном или цепь электропиевматическо-го вентиля системы управления. При подъеме крюка в крайнее верхнее положение обойма крюка поворачивает скобу, которая воздействует на шток конечного выключателя, в результате чего цепь управления размыкается и подъем крюка прекращается.
Ограничитель грузоподъемности предназначен для отключения механизмов при подъеме грузов, вес которых превышает грузоподъемность крана на данном вылете крюка. Применяют механические и электрические органичители грузоподъемности.
Ограничитель состоит из корректирующего и исполнительного механизмов. Конец стрелового каната при помощи клиновой втулки, скобы и пальцев закреплены на валу. К валу приварен рычаг, воздействующий через рычаги на пружину.
Усилие Р, возникающее в стреловом канате от теса стрелы и подвешенного на крюке груза, создает относительно вала вращающий момент, уравновешиваемый пружиной. При перегрузке под действием возросшего усилия в канате равновесие рычага 15 нарушается Рычаг, поворачиваясь вместе с валом, воздействует на рычаг, жестко соединенный валиком с рычагом, и сжимает пружину. При этом регулируемый упор на конце рычага нажимает на кнопку конечного выключателя, который замыкает цепь электропневматического вентиля выключения сцепления. Сцепление выключается.
После этого можно только опустить груз или поднять стрелу, что обеспечивается специальными блокировочными электровыключателями. Вращающий момент, создаваемый усилием Р относительно оси вала, изменяется в зависимости от вылета стрелы, так как изменяется усилие в канате, соответствующее предельной грузоподъемности крана для каждого вылета. Для обеспечения равновесного положения рычага на каждом вылете корректирующий механизм изменяет усилие пружины так, что момент, создаваемый усилием Р относительно оси вала при подъеме номинального груза для каждого вылета, равен моменту, создаваемому усилием пружины на рычаге 15.
Основной частью корректирующего механизма является кулачок, установленный на оси вращения стрелы. Кулачок через фиксатор подпружиненного рычага И жестко связывается со стрелой и поворачивается вместе с ней при изменении вылета. При повороте кулачка качающийся рычаг отклоняется, поворачиваясь на оси на строго определенный угол, определяемый криволинейной поверхностью кулачка. Рычаг соединен посредством тяг, укрепленных на осях промежуточного качающегося рычага, с пружиной. Под действием усилия пружины ролик, укрепленный на оси рычага, прижимается к криволинейной поверхности кулачка.
Угловое перемещение рычага вызывает изменение деформации пружины, а следовательно, и развиваемого ею усилия.
Каждой грузовой характеристике крана соответствует определенный участок криволинейной поверхности кулачка. Для переключения ограничителя грузоподъемности на требуемую характеристику у кулачка имеются спицы с отверстиями под фиксатор (рычаг).
Для включения требуемой характеристики необходимо нажать на рычаг до выхода фиксатора из отверстия в спице кулачка и повернуть его до совмещения соответствующего отверстия в спице с фиксирующим штырем в рычаге, при этом штырь фиксатора и отверстие в спице должны располагаться на продольной оси симметрии стрелы.
На спицах кулачка ограничителя грузоподъемности (у отверстия под фиксатором) нанесены условные обозначения:
К-3—работа с основной стрелой на откидных опорах при кратности грузового полиспаста К-3;
К-2 — работа с основной стрелой на откидных опорах при кратности грузового полиспаста К-2;
У — работа с удлиненной стрелой на откидных опорах при кратности грузового полиспаста К-2;
Г — работа с удлиненной стрелой и гуськам на откидных опорах при кратности грузового полиспаста К-2;
БД — работа с основной стрелой без установки на откидные опоры при кратности грузового полиспаста К-3 и К-2;
П — передвижение крана с грузом на крюке основной стрелы при кратности грузового полиспаста К-3 и К-2
Для регулировки усилия пружины имеется натяжная гайка, установленная на резьбовом конце тяги.
Для первоначальной регулировки (настройки) ограничителя грузоподъемности в тяге и в рычагах имеются специальные отверстия под пальцы крепления тяги. Использование тех или иных отверстий зависит от характеристики пружины, перестановка пальцев 23 и 28 требуется только при замене пружины.
Регулировочный упор предназначен для ограничения хода рычага при срабатывании ограничителя и для предохранения конечного выключателя от поломки. При переключении с одной характеристики на другую дополнительно регулировать ограничитель не требуется. Точность срабатывания ограничителя зависит от зазора между регулируемым упором и кнопкой конечного выключателя (зазор должен быть минимальным), от потерь в шарнирах датчика и от регулировки пружины.
Подшипники качения смазывают при разборке, для смазки подшипников скольжения установлены пресс-масленки.
На большинстве моделей современных кранов (К-46, К-64, К-67, К-1014, К-162) установлены ограничители грузоподъемности типа ОГП-1. Основными узлами ограничителя грузоподъемности ОГП-1 являются: датчик усилий с потенциометрическим преобразователем рычажного типа, датчик угла, блок промежуточной аппаратуры, панель сигнализации. Датчик усилий установлен в системе стрелового полиспаста крана, датчик угла — на кронштейне поворотной рамы, блок промежуточной аппаратуры и панель сигнализации — в кабине крановщика.
В автоматическом ограничителе грузоподъемности используется принцип сравнения электрических сигналов от датчика усилий и датчика угла подъема стрелы, соответствующих величине нагрузки на крюке и величине вылета стрелы. При максимально допустимой нагрузке на крюке для данного вылета стрелы разность электрических сигналов равна нулю — и ограничитель срабатывает.
В качестве преобразователей величины нагрузки и угла подъема стрелы в электрические сигналы используются потенциометры, соединенные по схеме моста, в одну из диагоналей которого включен источник постоянного тока, а в другую — обмотка поляризованного реле. Ограничитель ОГП-1 позволяет работать на различных характеристиках крана. Переключение ограничителя на каждую характеристику производится вручную пакетным переключателем. Ограничитель срабатывает при перегрузке крана на 10%. При этом выключается и затормаживается привод механизмов и загорается красная лампочка на приборном щитке крановщика.
Для нормальной работы ограничителя необходимо, чтобы в электрической цепи поддерживалось постоянное напряжение 12В При транспортировке крана снимают нагрузку с датчика усилия, для чего стрелу опускают на поддерживающую стойку и ослабляют стреловые канаты.
Проверяют работу ограничителя и настраивают его в соответствии с указаниями инструкции по эксплуатации.
Креномер служит для определения величины крена крана по отношению к горизонту.
На большинстве моделей кранов применяют креномеры маятникового типа. Он состоит из наружного и внутреннего корпусов и стрелки, шарнирно установленной на маятнике. Маятник подвешен на двух взаимно перпендикулярных осях.
Сверху корпус креномера закрыт стеклом, на котором нанесена шкала с ценой деления 1°, и крышкой. В корпус креномера залито масло.
При установке крана на выносные опоры величину крена крана определяют по отклонению стрелки креномера. Верхний конец стрелки отклоняется в сторону крена и указывает его величину в градусах. В транспортном положении во избежание поломки креномера маятник закрепляют в корпусе, для чего рукоятку 8 поворачивают по часовой стрелке.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Приборы обеспечения безопасности автомобильных кранов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы