Для нормальной эксплуатации автомобили и тракторы должны иметь запас топлива, обеспечивающий определенную дальность пробега или продолжительность работы в часах без пополнения. Этот возможный запас сосредоточивают в одном или нескольких топливных баках. Из топливного бака в карбюратор топливо поступает принудительно при помощи насоса.
Рис. 61. Топливный бак:
Топливный бак (рис. 61) представляет собой емкость, сваренную из двух отштампованных стальных половин. Бак имеет овальное или прямоугольное сечение. Внутри бака для увеличения жесткости и предотвращения резких перемещений топлива установлены перегородки. Для заливки топлива сделана горловина, внутри которой устанавливается сетчатый съемный фильтр. Пробка горловины бака по конструкции подобна пробке радиатора закрытой системы охлаждения. При разрежении в баке до 0,002—0,004 МПа открывается впускной клапан и бак сообщается с атмосферой, а при повышении давления на 0,01 — 0,02 МПа выше атмосферного открывается выпускной клапан. Такое устройство пробки обеспечивает выравнивание давления в баке и уменьшает потери топлива. В нижней части бака имеется пробка аля слива отстоя. Для измерения уровня топлива в баках ставятся специальные датчики, показания которых регистрируются приемниками, установленными на щитке приборов. Топливные баки крепят стальными лентами (хомутами) с болтами или устанавливают на специальных кронштейнах.
Для подачи топлива от бака к карбюратору применяют латунные или стальные топливопроводы с противокоррозионным покрытием. В местах, где возможна поломка трубок, применяется гибкий шланг из бензостойкой резины. Присоединение топливопроводок к приборам питания может быть ниппельное и безниппельное.
Топливные фильтры и отстойники служат для очистки топлива от механических примесей и воды. Между топливным баком и карбюратором топливо очищается от механических примесей сетчатыми фильтрами бака, топливного насоса и карбюратора; кроме того, между баком и топливным насосом устанавливают фильтр-отстойник щелевого типа с пластинчатым фильтрующим элементом, а между карбюратором и топливным насосом — фильтр тонкой очистки топлива с керамическим или сетчатым фильтрующим элементом.
Фильтр-отстойник с пластинчатым фильтрующим элементом состоит из корпуса, крышки и фильтрующего элемента (рис. 62, а). Топливо поступает из топливного бака в корпус через трубку, штуцер и отверстие в крышке. Вода и крупные частицы оседают на дно корпуса. Герметичность соединения крышки с корпусом обеспечивается пробковой прокладкой. Фильтрующий элемент установлен на стержне и состоит из большого числа алюминиевых или латунных пластин толщиной 0,14 мм, которые имеют выступ высотой 0,05 мм. Все пластины собраны на стойках и прижимаются одна к другой пружиной. Между пластинами имеются щели, через которые механические частицы размером более 0,05 мм не проникают.
Топливо проходит в щели (каналы) между фильтрующими пластинами и по отверстиям каждой пластины попадает в выпускное отверстие в крышке, а затем по трубке выходит к топливному насосу.
Рис. 62. Фильтры-отстойники
Отстой из фильтра выпускается через отверстие, закрываемое резьбовой пробкой.
Фильтр тонкой очистки (рис. 62, б) состоит из корпуса, стакана отстойника и фильтрующего элемента. Стакан поджимается к корпусу при помощи специального поджимного устройства, а фильтрующий элемент — пружиной. Герметичность достигается установкой прокладок.
Подаваемое насосом топливо поступает через входное отверстие в корпусе в полость между стаканом и фильтрующим элементом. Пройдя через сетку или пористую керамику элемента, топливо входит в его внутреннюю полость освобожденным от механических примесей и направляется через выходное отверстие в карбюратор.
Топливный насос служит для принудительной подачи топлива из бака в поплавковую камеру карбюратора. На карбюраторных двигателях устанавливаются топливные насосы диафрагмен-ного типа, обеспечивающие подачу топлива под постоянным давлением при разных расходах. Насосы отличаются один от другого главным образом количеством клапанов, а также формами корпуса и рычагом привода. Несмотря на некоторые различия в размерах и конструкции, насосы V-образных 8-цилиндровых двигателей имеют одинаковый принцип действия и общее устройство.
На автомобилях ЗИЛ-130 устанавливается топливный насос Б-10. Он состоит из крышки (рис. 63), головки и корпуса, соединенных между собой винтами. В корпусе на оси установлен двуплечный рычаг привода с возвратной пружиной и рычаг ручной подкачки на оси. Между корпусом и головкой зажата диафрагма, которая закреплена на штоке, межну двумя тарелками. Диафрагмы обычно набирают из 4—5 дисков, изготовленных из ткани, пропитанной бензо-стойким лаком. Для увеличения долговечности работы диафрагма может быть выполнена из одного диска прорезиненной ткани. Уплотнительная резиновая шайба предохраняет диафрагму от разрушения картерным газами двигателя. Под диафрагмой установлена возвратная пружина. В головке насоса располагается сетчатый фильтр. три впускных клапана и три нагнетательных клапана.
Вращающийся распределительный вал своим эксцентриком при каждом обороте нажимает на штангу и приводит в движение двуплечий рычаг. внутренний конец которого, опускаясь, потянет за собой шток и соединенную с ним диафрагму вниз. Пружина при этом сжимается и над диафрагмой создается разрежение, под действием которого в насос из бака через фильтр-отстойник, сетчатый фильтр и открывшиеся впускные клапаны будет поступать топливо. Когда действие эксцентрика на штангу прекратится, диафрагма со штоком под действием пружины переместится вверх, при этом в камере над диафрагмой создастся давление, вытесняющее топливо через выпускные клапаны по топливопроводу в поплавковую камеру.карбюратора. По достижении диафрагмой верхнего положения имеющиеся у выпускных клапанов пружины закрывают эти клапаны, после чего процесс работы насоса повторяется.
Когда уровень топлива в поплавковой камере карбюратора достигает предельной величины, насос прекращает дальнейшую подачу топлива, так как пружина диафрагмы, рассчитанная на определенное давление, не в состоянии преодолеть сопротивление, оказываемое закрытым игольчатым клапаном поплавковой камеры. При этом диафрагма и ее шток остаются в нижнем положении, а штанга привода и двуплечий рычаг насоса, имеющий возможность свободно скользить по нижнему концу штока диафрагмы, совершает движение вхолостую. Рычаг ручной подкачки позволяет приводить в движение диафрагму насоса и производить наполнение поплавковой камеры карбюратора. не поворачивая коленчатый вал двигателя.
Топливные насосы для двигателей с рядным расположением цилиндров отличаются от описанной конструкции формой двуплечего рычага и меньшим количеством впускных и выпускных клапанов.
Воздухоочиститель служит для очистки воздуха, поступающего в цилиндры двигателя, от пыли и других примесей. Качество очистки воздуха оказывает существенное влияние на срок службы двигателя. Экспериментально установлено, что при нормально действующем воздушном фильтре пробег двигателя до капитального ремонта в 1,5—2 раза превышает пробег такого же двигателя, эксплуатируемого без воздушного фильтра.
Воздухоочистители иногда снабжаются специальными устройствами для глушения шума всасывания. Помимо высокого качества очистки, воздухоочиститель должен обладать возможно малым, не меняющимся в процессе работы сопротивлением, чтобы не уменьшать наполнение цилиндров.
Рис. 63. Топливный насос Б-10
По способу очистки воздухоочистители разделяют на инерционные, фильтрующие и комбинированные.
Инерционные воздухоочистители работают по принципу резкого изменения направления движения всасываемого в двигатель воздуха. При этом используй ется большая инерция более массивных частиц пыли, оседающих в специальных сборниках, откуда они периодически удаляются.
В фильтрующих воздухоочистителях воздух очищается при прохождении через специальный фильтрующий элемент. Инерционные и фильтрующие воздухоочистители могут быть как сухие, так и мокрые.
Комбинированные воздухоочистители, сочетающие инерционный и фильтрующий принципы очистки, получили наибольшее распространение. Несмотря на некоторые различия в размерах и конструкции принцип действия их одинаков.
На автомобиле ЗИЛ-130 устанавливается масляно-инер-ционный воздухоочиститель с двухступенчатой очисткой воздуха и специальным патрубком отбора воздуха в компрессор. Набивка фильтрующего элемента (рис. 64, а) изготовлена из капронового волокна. В нижнюю часть корпуса фильтра, снабженную отражателем, заливается масло. Фланцем патрубок воздухоочистителя крепится к карбюратору, а его патрубок соединяется гофрированным патрубком с воздушным каналом под капотом двигателя. При помощи заслонки можно питать воздухоочиститель наружным воздухом, поступающим в канал через жалюзи капота, или прогретым воздухом из подкапотного пространства. К боковому патрубку воздухоочисти теля присоединяется шланг, питающий очищенным воздухом компрессор тормозной системы .
Под действием разрежения запыленный воздух направляется вниз, соприкасается с мае; лом и при этом происходит первая инерционная очистка воздуха от наиболее тяжелых частиц пыли. Вместе с потоком воздуха масло из нижней части корпуса, находящееся под отражателем, частично забрасывается в фильтрующий элемент и смачивает его, повышая эффективность очистки. Из фильтрующего элемента масло через кольцевые окна в наклонной плоскости отражателя перетекает в масляную ванну нижней части корпуса. смывая частицы пыли, осевшие на стенках наружного отсека. Очищенный воздух по патрубку поступает в карбюратор.
На автомобилях ВАЗ и «Москвич» устанавливается воздушный фильтр со сменным сухим фильтрующим элементом. Он состоит из корпуса (рис. 64, б). фильтрующего элемента, крышки, входного патрубка и патрубка системы вентиляции картера.
Воздух очищается пройдя через фильтрующий элемент, состоящий из сетчатого металлического каркаса, в котором помещен рулон свернутой в несколько слоев специальной пористой бумаги.
У двигателей некоторых легковых автомобилей воздушный фильтр включает в себя элементы глушений шума всасывания
Так, у автомобиля ГАЗ-24 «Волга» замкнутый объем в корпусе фильтра между внутренней и наружной стенками, соединенный только со средним патрубком, образует глушитель шума всасывания. С этой целью верхняя крышка фильтра с внутренней стороны имеет войлочную прокладку.
Рис. 64. Воздушные фильтры
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Приборы подачи топлива и очистки воздуха"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы