Радиатор имеет верхний и нижний бачки, соединенные между собой сердцевиной. В верхний бачок впаяны наливная горловина, закрываемая пробкой, и патрубок. Сбоку наливная горловина имеет отверстие, к которому припаяна контрольная трубка. В нижний бачок впаян патрубок. К верхнему и нижнему бачкам припаяны боковые стойки, сваренные между собой при помощи нижней пластины, припаянной к нижнему бачку. Так образуется рамка или каркас радиатора.
Сердцевины радиаторов отечественных автомобилей могут быть трубчато-пластинчатыми и труб-чато-ленточными.
Сердцевина трубчато-пластинчатого радиатора состоит из нескольких рядов латунных трубок, впаянных в верхний и нижний бачки. Для увеличения теплоотдачи трубкам придается плоская форма и их располагают в ряд или в шахматном порядке. На трубки надето большое количество тонких охлаждающих пластин, изготовленных из латуни или красной меди. Иногда охлаждающие пластины делают гофрированными, что позволяет значительно увеличить поверхность охлаждения радиатора. Широкую гофрированную ленту помещают между трубками и припаивают к ним. Такую конструкцию трубчато-лен-точных радиаторов имеют двигатели М-21, TA3-53A, ЗИЛ-130 и др.
Большое число охлаждающих пластин не только увеличивает поверхность охлаждения и улучшает отвод тепла от жидкости, но и придает радиатору большую жесткость и прочность.
На рис. 3 изображен трубчато-ленточный радиатор двигателя М-21.
В нижний бачок радиатора впаян штуцер для сливного краника а в верхний бачок — штуцер датчика сигнальной лампочки предельной температуры воды. С патрубками, впаянными в бачки, соединены шланги. По шлангу горячая вода отводится от водяной рубашки головки цилиндров и подводится к верхнему бачку. Охлажденная в радиаторе вода отводится от него по шлангу и поступает к водяному насосу. Наливная горловина радиатора, соединенная с контрольной трубкой, закрывается пробкой.
Рис. 1. Устройство радиатора:
1 — нижний бачок; 2 — сердцевина; 3 — боковые стойки; 4 — верхний бачок; 5 — наливная горловина; 6 — пробка радиатора; 7 и 9 — патрубки; 8 — контрольная трубка
Радиатор крепится в четырех точках. К нижней пластине каркаса приварено два кронштейна, ас боков установлены пружинные пластины, с которыми соединяются верхние кронштейны. В местах соединения пружинных пластин с кронштейнами на боковых стойках и на брызговиках установлены резиновые шайбы.
Внизу кронштейны болтами с шайбами соединены с поперечиной рамы. Для смягчения ударов и уменьшения вибрации радиатора во время движения автомобиля между кронштейнами и поперечиной рамы, а также под болты поставлены резиновые шайбы. На болт надета стальная распорная втулка. От отвертывания болты удерживаются проволокой, проходящей через отверстия в головке болта и в поперечине.
Рис. 2. Типы сердцевины радиаторов:
а — трубчато-пластинчатые; б — трубчато-ленточные; 1 — латунные трубки; 2 — охлаждающие пластины
Рис. 3. Радиатор и жалюзи:
1 — сливной краник радиатора; 2 — стяжной хомутик; з и 19 — кронштейны; 4 — гайка; 5 и 13 — резиновые шайбы; 6 — шайба, 7 — болт; 8 — распорная втулка; 9 и 18 — гибкие шланги; 10 — нижний бачок радиатора; 11 — контрольная, или пароотводная трубка; 12 — кронштейны крепления жалюзи; 14 — пластина крепления радиатора; 15 — жалюзи, 16 — пробка радиатора; 17 — верхний бачок радиатора; 20 — гибкая тяга; 21 — рукоятка
Радиатор соединяется с рубашкой охлаждения двигателя при помощи патрубков и гибких шлангов, которые крепятся к патрубкам с помощью стяжных хомутиков. Такое соединение допускает относительное смещение двигателя и радиатора.
Перед радиатором установлены жалюзи, служащие для регулирования количества воздуха, проходящего между трубками радиатора. От их положения зависит степень охлаждения воды в радиаторе.
Жалюзи крепятся к боковым стойкам радиатора или к его облицовке. Они представляют собой стальные оцинкованные пластины-створки, приводимые в действие с помощью рукоятки и гибкой тяги.
При перемещении рукоятки, укрепленной в кронштейне, вперед до отказа створки полностью открываются и воздух свободно проходит между трубками радиатора. При перемещении рукоятки управления жалюзи на себя до отказа створки закрываются, и обдув радиатора потоком воздуха прекращается. Для поддержания определенного температурного режима двигателя рукоятку можно установить в любом среднем положении.
Рис. 4. Горловина и пробка радиатора:
1 — контрольная, или пароотводная, трубка; 2 — паровой клапан; 3 — пружина парового клапана; 4 — стойка; .5 — корпус пробки; 6 — запорная пружина; 7 — горловина радиатора; 8 и 9 — резиновые прокладки; ю — воздушный клапан; 11 — пружина воздушного клапана; 12 — седло воздушного клапана; 13 — отверстия
Жалюзи присоединяются к боковым стойкам радиатора с помощью кронштейнов.
Пробка радиатора герметически закрывает горловину и изолирует систему охлаждения двигателя от окружающей среды.
Пробка радиатора для всех автомобилей ГАЗ унифицирована. Она состоит из корпуса, парового и воздушного клапанов и запорной пружины. На стойке, с помощью которой к корпусу крепится запорная пружина, установлен паровой клапан, нагруженный пружиной.
Воздушный клапан прижимается пружиной к седлу, запрессованному в паровом клапане. Плотное соединение клапанов с седлами достигается с помощью резиновых прокладок.
В случае закипания жидкости в радиаторе давление пара в нем возрастает. При увеличении давления до 1,45—1,55 кГ/см2 (145—155 кн/м2) открывается паровой клапан, преодолевая сопротивление пружины. Система охлаждения двигателя сообщается с окружающей атмосферой, и пар выходит из радиатора через контрольную трубку.
После остановки двигателя жидкость охлаждается, пар конденсируется и в системе создается разрежение. При снижении давления на 0,01 — 0,12 кГ/см2 (1 —12 кн/м2) открывается воздушный клапан и в радиатор начинает поступать воздух, который проходит по контрольной трубке, через отверстия и клапан.
Работа парового и воздушного клапанов предотвращает возможное повреждение радиатора как внешним, так и внутренним давлением.
Водяной насос. Для создания в системе охлаждения принудительной циркуляции жидкости служит водяной насос. На автомобилях ГАЗ-бЗА, М-21, ЗИЛ-130, как и на большинстве других, водяные насосы конструктивно объединены с вентиляторами и имеют общий привод.
На рис. 5 изображена принципиальная схема водяного насоса. Он состоит из корпуса, крыльчатки, вала, подводящего и отводящего патрубков. Крыльчатка приводится во вращение от двигателя, для чего применяется ременная или зубчатая передача. К центру насоса подается вода, поступающая по патрубку. При вращении крыльчатка лопастями отбрасывает воду к стенкам корпуса, откуда она под действием силы инерции нагнетается в отводящий патрубок, расположенный по касательной к корпусу насоса. Из отводящего патрубка вода направляется в водяную рубашку двигателя.
Рис. 5. Схема водяного насоса:
1 — отводящий патрубок; 2 — корпус; 3 — крыльчатка; 4 — вал; 5 — подводящий патрубок
Рис. 6. Водяной насос двигателя ГАЗ-5ЗА:
А — контрольное отверстие; 1 — болт; 2 — ступица вентилятора; 3 — электромагнит; 4 и 5 — шкивы; 6 — корпус насоса; 7 — масленка; 8 — крыльчатка; 9 — вал; 10 — контрольное отверстие; 11 — пружина; 12 и 13 — обоймы; 14 — манжета; 15 — текстолитовая шайба; 16 — стопорное кольцо; п — якорь; 18 — ступица; 19—шарикоподшипники
У двигателя ГАЗ-5ЭА корпус водяного насоса отливается из алюминиевого сплава и крепится к крышке картера распределительных шестерен.
Вал водяного насоса и вентилятора вращается на двух шарикоподшипниках, запрессованных в корпус. Подшипники удерживаются от смещения распорной втулкой и стопорными кольцами.
На конце вала со стороны двигателя болтом крепится пластмассовая крыльчатка, а на противоположном конце вала на шпонке установлена ступица водяного насоса. Ступица вентилятора свободно вращается на шарикоподшипниках.
Водяной насос двигателя ГАЗ-53А снабжен электромагнитной муфтой привода вентилятора, позволяющей поддерживать определенный температурный режим работы двигателя, так как она включается и выключается
в зависимости от температуры воды в системе охлаждения. Часть автомобилей ГАЗ-5ЭА выпускается без электромагнитной муфты.
Муфта устроена следующим образом. К фланцу ступицы болтами присоединены электромагнит и шкивы привода водяного насоса и генератора. Ступица вентилятора соединена при помощи пластинчатой пружины с якорем.
В радиаторе установлено тепловое реле, соединенное с обмотками электромагнита. Если температура воды в верхнем бачке радиатора достигает 88 °С, то замыкаются контакты теплового реле и в обмотки электромагнита поступает ток, создающий магнитное поле. Якорь притягивается к электромагниту, и ступица вместе с установленным на ней вентилятором начинает вращаться. Если температура воды в бачке снижается до 80 °С, то контакты теплового реле размыкаются и вентилятор отключается.
Рис. 7. Водяной насос дизеля ЯМЗ-236:
А — контрольное отверстие; 1 — прокладка; 2 — крышка; 3 — вал насоса; 4 — крыльчатка; 5 — корпус; 6 — штуцер; 7 — шарикоподшипники; 8 — шкив; 9 — шпонка; 10 — ступица шкива; 11 — регулировочные шайбы; 12 и 16 — стопорные кольца; 13 — распорная втулка, 14 — пресс-масленка; 15 — втулка; 17 — шайба; 18 — манжета; 19 и 21 — обоймы; 20 — пружина
Уплотнение вала с корпусом обеспечивается самоподжимным сальником, состоящим из резиновой манжеты, уплотнительной текстолитовой шайбы, двух обойм, пружины и стопорного кольца. Сальник вращается вместе с крыльчаткой, так как выступы текстолитовой шайбы входят в прорези хвостовика крыльчатки. Пружина через резиновую манжету прижимает шайбу к отшлифованной плоскости корпуса, благодаря чему предотвращается вытекание воды из насоса. Подтекание воды из контрольного отверстия свидетельствует о том, что сальник износился и его необходимо заменить.
Шарикоподшипники насоса смазываются консистентной смазкой, которая не вымывается водой. Через масленку смазка подается шприцем в корпус насоса до тех пор, пока она не начнет выходить из контрольного отверстия А.
Водяной насос дизеля ЯМЭ-236 работает так же, как и насосы двигателей ГАЗ-53А, М-21 и др., но имеет некоторые отличия. Насос укреплен с правой стороны крышки распределительных шестерен и приводится в действие клиноременной передачей. В алюминиевом корпусе насоса на двух шарикоподшипниках установлен вал. Буртик вала, распорная втулка и стопорное кольцо удерживают шарикоподшипники от смещения. Смазку подшипников производят через пресс-масленку до тех пор, пока масло не появится в контрольном отверстии А.
На одном конце вала сидит крыльчатка, отлитая из серого чугуна, а на другом — на шпонке установлен шкив. Регулировочные шайбы толщиной 1 мм, расположенные между ступицей и боковиной шкива, служат для регулировки натяжения ремня.
Уплотнение вала с корпусом насоса осуществляется манжетой, обоймами пружиной, прижимающей манжету и текстолитовую шайбу ко втулке, запрессованной в корпус насоса. Стопорное кольцо удерживает сальниковое уплотнение в хвостовике крыльчатки.
К штуцеру, ввернутому в корпус насоса, присоединяется перепускная труба. Под крышку, закрывающую окно корпуса, установлена паронитовая прокладка.
Термостат. Термостат автоматически поддерживает определенную температуру жидкости в системе охлаждения и позволяет быстро прогреть холодный двигатель при пуске.
На отечественных автомобильных двигателях применяются жидкостные термостаты (почти на всех двигателях) и термостаты с твердым наполнителем (двигатели ГАЗ-13 и ЗИЛ-130). В жидкостные термостаты заливается легкоиспаряющаяся жидкость (смесь 70% этилового спирта и 30% воды). В качестве твердого наполнителя используется церезин с медной стружкой, обладающий большим коэффициентом объемного расширения.
Жидкостной термостат состоит из корпуса с окнами, гофрированного баллона, основного и вспомогательного клапанов. Нижняя часть гофрированного баллона жестко соединяется с кронштейном и с корпусом. К верхней части баллона припаяны шток и вспомогательный клапан. Шток может перемещаться в направляющей, жестко соединенной с концами кронштейна. К верхнему концу штока припаян основной клапан, имеющий отверстие для выхода воздуха при заливке воды в систему охлаждения. В закрытом состоянии клапан плотно сидит в седле корпуса, а окна в это время открыты. Все части термостата изготовлены из латуни. В запаянном гофрированном баллоне находится легкоиспаряющаяся жидкость, занимающая примерно половину внутреннего объема баллона.
Термостат установлен в водоотводящем патрубке, нижняя часть которого соединена с головкой цилиндра. Прокладки обеспечивают плотное соединение термостата с патрубком и головкой цилиндров.
Термостат работает следующим образом. Если температура воды в системе охлаждения ниже 70 °С, то находящаяся в гофрированном баллоне легкоиспаряющаяся жидкость сохраняет свое жидкое состояние. Баллон сжат и основной клапан закрыт. Вода по перепускному каналу поступает к насосу, минуя радиатор.
По мере прогрева двигателя вода в системе нагревается. При температуре 70 °С жидкость, находящаяся в баллоне, начинает испаряться и давление в нем повышается. Под действием возрастающего давления гофры баллона растягиваются и основной клапан 8 поднимается, открывая воде доступ в радиатор по каналу. Одновременно с подъемом основного клапана поднимается и вспомогательный клапан, перекрывая воде доступ в перепускной канал. Когда основной клапан термостата полностью откроется, что происходит при температуре воды 81—85 °С, тогда прекращается циркуляция воды по малому кругу через перепускной канал. Вода будет циркулировать только по большому кругу системы охлаждения.
На рис. 7, б изображен термостат с твердым наполнителем. К горловине водяного патрубка постоянно прижимается пружиной клапан, шарнирно соединенный со штоком. Последний опирается на резиновую мембрану, которая зажата между медным баллоном и крышкой. Внутреннее пространство баллона заполнено твердым наполнителем. Пока двигатель не прогрет, наполнитель в баллоне находится в твердом состоянии и клапан термостата закрыт. При повышении температуры воды в системе охлаждения более 70 °С объем наполнителя увеличивается, вследствие чего мембрана выгибается вверх и через шток открывает клапан. При температуре воды 75—78 °С открытие клапана наибольшее.
Рис. 7. Термостаты:
а — жидкостной; б — с твердым наполнителем; 1 — гофрированный баллон; 2 и 7 — прокладки; 3 — корпус; 4 — перепускной канал; 5 — вспомогательный клапан; 6 — окно; 8 — основной клапан; 9 — канал; 10 — отверстие; 11 — кронштейн; 12 — направляющая; 13 к 18 — штоки; 14 — патрубок; is — горловина водяного патрубка; 16 — клапан; 17 — пружина; 19 — крышка; 20 — резиновая мембрана; 21 — твердый наполнитель; 22 — медный баллон
Вентилятор. Для создания воздушного потока, охлаждающего жидкость, протекающую по трубкам радиатора, служит вентилятор, состоящий из крыльчатки и ступицы со шкивом.
Иногда к каркасу радиатора для более интенсивного охлаждения жидкости в радиаторе присоединяют направляющий кожух (диффузор), внутри которого вращаются лопасти вентилятора (двигатели ЗИЛ-130, ГАЗ-5ЗА и др.).
Наиболее часто применяются четырех лопастные (двигатель М-21) или шестилопастные (двигатели ЗИЛ-130, ГАЗ-53А и ЯМЗ-2Э6) вентиляторы. На двигателях ЯМЭ-236 более ранних выпусков устанавливался восьмилопастной вентилятор. Лопасти вентиляторов штампуют из листовой стали.
На большинстве двигателей крыльчатка вентилятора устанавливается на одном валу вместе с крыльчаткой водяного насоса. На двигателе ЯМЭ-236 вентилятор приводится в движение через систему шестерен и получает движение непосредственно от шестерни распределительного вала. Детали привода вентилятора смонтированы в отдельном корпусе, которых прикрепляется болтами к крышке распределительных шестерен.
Шестерня приводит во вращение вал, установленный в корпусе вентилятора на двух шарикоподшипниках, которые смазываются консистентной смазкой. Самоподжимной сальник, запрессованный в корпус, предотвращает выход смазки.
На переднем конце вала укреплена упругая муфта, представляющая собой резиновое кольцо, приклеенное к ступице и стальному диску. К муфте с одной стороны при помощи шпилек и распорных втулок присоединяется шкив привода генератора и компрессора, а с другой — крыльчатка и ступица вентилятора. Таким образом, ступица, уетановленная на валу, соединяется со шкивом и крыльчаткой через буферное резиновое кольцо, которое поглощает силы инерции, возникающие при значительном изменении числа оборотов коленчатого вала, и разгружает вал вентилятора от дополнительных скручивающих усилий.
Рис. 8. Привод вентилятора дизеля ЯМЭ-236:
1 — шестерня распределительного вала; 2 — шестерня вентилятора; 3 — шарикоподшипник; 4 — самоподшимной сальник; 5 — вал вентилятора; в — шпилька; 7 — распорная втулка; 8 — ступица муфты; 9 — ступица вентилятора; 10 — стальной диск; 11 — резиновое кольцо; 12 — шкив привода генератора и компрессора; 13 — крыльчатка вентилятора; 14 — корпус вентилятора
На двигателе М-21 устанавливается разборный вентилятор, благодаря чему при эксплуатации автомобиля в зимнее время можно снимать одну из лопастей. На лопастях выштампованы буквы П (передняя) и (задняя). Завод рекомендует снимать переднюю лопасть, чтобы не было переохлаждения воды в системе при работе двигателя в холодную погоду. При подготовке автомобиля для работы в летний период лопасти вентилятора соединяются согласно нанесенным на них меткам (буквам).
Шкив, установленный на коленчатом валу двигателя ЗИЛ-130, имеет два ремня, а шкив 5 водяного насоса и вентилятора — три ремня: один передает движение от коленчатого вала к вентилятору и шкиву насоса гидроусилителя рулевого управления, второй — тоже к вентилятору и шкиву 3 генератора, а третий — от шкива шкиву привода компрессора. Первые два ремня натягивают, перемещая шкивы, а третий — раздвигая шкив. При правильном натяжении ремней их прогиб от усилия 3—4 нГ должен составлять 10—15 мм. На двигателе М-21 для натяжения ремня вентилятора отклоняют шкив генератора. Правильность натяжения ремня также проверяют по прогибу.
Рис. 9. Схема проверки натяжения приводных ремней:
На двигателе ГАЗ-бЗА ремень вентилятора натягивается роликом, установленным на крышке картера распределительных шестерен.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Приборы системы охлаждения"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы