На автомобиле ЗИЛ-130 отопитель расположен в кабине. Он необходим для обогрева кабины при работе в холодную погоду и ветрового стекла, если оно замерзает. Отопителем можно пользоваться и на стоянке, если работает двигатель.
Отопитель состоит из водяного радиатора, соединенного трубопроводами с системой охлаждения двигателя, вентилятора с электродвигателем, воздушного канала и рукояток управления соответственно заслонками. Сопла шлангами соединяются с воздушным каналом. Если кран, расположенный на впускном трубопроводе, открыт, то горячая вода из головки цилиндров проходит по впускному трубопроводу, подогревая горючую смесь, и по трубопроводу поступает в радиатор отопителя. Из радиатора она по трубопроводу 8 отводится во всасывающую полость водяного насоса.
При включении электродвигателя вентилятор прогоняет воздух между горячими трубками радиатора. Основная масса нагретого воздуха поступает в канал и небольшая часть — в кабину к ногам пассажиров. По шлангам воздух поступает к соплам для обогрева ветрового стекла.
Канал перекрывается заслонкой, положение которой можно изменять, используя рукоятку, соединенную с тросом. Если рукоятку вытянуть на себя, то заслонка откроется, и воздух будет поступать к ветровому стеклу и в кабину к ногам шофера. Если рукоятку подать вперед до упора, то заслонка закроется, и весь воздух будет поступать к ветровому стеклу.
Включатель вентилятора может занимать три положения: в среднем положении вентилятор выключен, а два крайних положения соответствуют двум скоростным режимам работы вентилятора.
Подача воздуха в отопитель регулируется заслонкой, имеющей фиксатор и управляемой рукояткой, которая может занимать тоже три положения: вертикальное — заслонка закрывает доступ наружного воздуха, и он поступает в отопитель из кабины; наклонное — заслонка открывает доступ наружного воздуха в отопитель и закрывает его вход в кабину; горизонтальное — заслонка открывает вход свежего воздуха для вентиляции кабины.
Отопитель следует включать тогда, когда двигатель прогрет и температура воды в системе охлаждения составляет не менее 80 °С. Отопитель присоединен к системе охлаждения параллельно и термостатом не отключается. Несмотря на последнее обстоятельство, необходимо помнить, что во время прогрева двигатель работает с малым числом оборотов и при открытом кране 6 вода, попавшая в радиатор отопителя, может замерзнуть, так как она почти не циркулирует.
Рис. 1. Отопитель кабины:
стрелки указывают направление движения воды и теплого воздуха; 1 и 14 — рукоятки управления соответственно заслонками 3 и 12; 2 — трос; 3 и 12 — заслонки; 4 — сопло; 5 — воздушный канал; в — кран; 7 — подводящий трубопровод; 8 — отводящий трубопровод; 9 — вентилятор; 10 — электродвигатель; 11 — водяной радиатор; 13 — фиксатор заслонки 12; 15 — шланг
Рис. 2. Схема отопления и вентиляции кузова автомобиля М-21:
1 — крышка; 2 — радиатор отопителя; 3 — кран; 4 и а — трубопроводы; 6 — рукоятка заслонки 11; 7 — рукоятка люка; 8 — рукоятка управления электродвигателем; 9 — рукоятка люка 10; 10 — люк; 11 — заслонка; 12 — кожух; 13 — вентилятор; 14 — воздухораспределительная трубка
При сливе воды из системы охлаждения кран отопителя должен быть открыт.
На рис. 70 показана схема отопления и вентиляции кузова автомобиля М-21. Горячая вода из системы охлаждения двигателя по трубопроводу поступает в радиатор отопителя, а по трубопроводу отводится от него к водяному насосу. Это движение воды показано на схеме сплошными стрелками.
Воздух к радиатору отопителя подводится через люк, закрываемый крышкой. Положение люка можно менять с помощью рукоятки. Включение электродвигателя вентилятора производится рукояткой, в которой при этом загорается контрольная лампочка. Число оборотов вентилятора, а следовательно, и количество воздуха, поступающего в кузов автомобиля, можно изменять вращением этой же рукоятки. Воздух проходит между горячими трубами радиатора и нагревается. Дальнейшее направление потока воздуха зависит от положения заслонки кожуха. Поворачивая заслонку рукояткой, регулируют количество теплого воздуха, поступающего для отопления кузова и обогрева ветрового стекла. Если рукоятка находится в положении. теплый воздух обогревает ветровое стекло и кузов; в положении воздух поступает только для обогрева ветрового стекла по воздухораспределительной трубке.
С помощью рукоятки можно открывать и закрывать внутренний люк. В холодную погоду его не следует открывать, так как воздух поступает в кузов автомобиля, минуя радиатор отопителя.
При эксплуатации автомобиля в летний период из отопителя сливают воду и отключают его, закрывая кран.
Летом для вентиляции кузова открывают люк воздухопритока и внутренний люк. Если этого недостаточно, то можно включить вентилятор, закрыв внутренний люк. Кроме того, для вентиляции кузова используют поворотные и опускные стекла дверей.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Система обогрева кузова (кабины) автомобиля"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы