Приборы системы сигнализации и освещения устанавливаются на автомобилях и тракторах для обеспечения безопасности движения. К приборам освещения относятся передние и задние (у тракторов) фары, подфарники, задние фонари, плафоны кабины и кузова, лампы освещения измерительных и контрольных приборов, центральный и ножной переключатели света; к приборам сигнализации относятся звуковой сигнал, стоп-сигнал, световые указатели поворота и сигнализаторы аварийной температуры воды и давления масла в двигателе.
В приборах освещения источником света является электрическая лампа, состоящая из металлического цоколя, пустотного или газонаполненного стеклянного баллона, вольфрамовых нитей накаливания и контактов. Лампы бывают одно- и двухконтактные. В одноконтактной лампе имеется нить накала, один конец которой присоединен к цоколю (массе), а другой — к изолированному контакту на торце цоколя. Двухконтактные лампы имеют две нити накала, два конца нитей соединены между собой и подключены к цоколю, а другие концы выведены к изолированным контактам на торце цоколя. Такие лампы используются в передних фарах для получения ближнего и дальнего света. Крепятся лампы в патронах с помощью двух штифтов, установленных на цоколе или фланце.
Рис. 1. Приборы освещения:
а — электрическая фара; б — подфарник; в — задний фонарь
Фары служат для освещения дороги перед машиной. На автомобилях и тракторах применяются фары с полуразборным герметизированным оптическим элементом. Такая фара состоит из корпуса, установочного кольца, облицовочного ободка оптического элемента, в состав которого входят: отражатель. рассеиватель, лампа и патрон. Элемент крепится на установочном кольце с помощью ободка и винтов. Отражатель представляет собой параболическую чашу, внутренняя поверхность которой покрыта тонким слоем алюминия или хрома и отполирована до зеркального блеска. Для равномерного освещения дороги пучок света лампы проходит через рифленое стекло — рассеиватель, укрепленный в отражателе на резиновом кольце. Лампа с нитями дальнего д и ближнего света закрепляется в патроне.
Нить имеет мощность 50 Вт и расположена в фокусе отражателя, а нить имеет мощность 14—40 Вт и выведена из фокуса вверх, благодаря чему отражатель направляет поток света вниз и вправо, что уменьшает возможность ослепления водителей встречных машин и улучшает освещенность правой стороны дороги. Такие оптические элементы называются элементами асимметричного свето-распределения.
Лампа закреплена в патроне. Цоколь лампы через отражатель и провод соединен с массой, а ее контакты через колодку с проводами, присоединенными к сети. Положение установочного кольца, притянутого к корпусу тремя пружинами, регулируется винтами вертикальной и горизонтальной наводок, облицовочный ободок крепится к корпусу фары винтом.
Подфарник служит для обозначения габарита машины и используется для световой сигнализации поворота. Подфарник состоит из корпуса, стеклянного рассеивателя, ободка с уплотняющей прокладкой и патрона с двухконтактной лампой. Ободок подфарника укреплен на корпусе винтом. Подфарники устанавливают рядом с фарами и крепят винтами и гайками.
Задние фонари предназначены для освещения номерного знака, указания торможения, освещения дороги для движения задним ходом. Фонарь состоит из корпуса с перегородкой красного и белого рассеивателей, ободка с уплотняющими прокладками и двух патронов с одноконтактными лампами. Ободок закреплен на корпусе винтами. Устанавливается фонарь на специальном кронштейне. Лампа через белый рассеиватель освещает номерной знак, лампа включается при торможении машины (стоп-сигнал). Для этого имеется автоматический выключатель, связанный с приводом тормозной педали.
Плафоны служат для освещения кабины водителя и кузова машины.
Управление приборами освещения производится ручными и ножными переключателями и отдельными выключателями приборов внутреннего освещения.
Центральный переключатель (ручной) служит для включения и выключения приборов наружного освещения и шкал контрольных приборов.
Переключатель — ползункового типа — имеет три фиксированных положения:
1) освещение выключено;
2) включены задние фонари и подфарники;
3) включены фары и задний фонарь. Переключатель установлен на щитке приборов.
Ножной переключатель кнопочного типа обеспечивает быстрое и удобное переключение ближнего света фар на дальний или со света подфарников на свет фар. Переключатель установлен на полу кабины водителя рядом с педалью сцепления. Включение дальнего света контролируется лампой на щитке автомобиля.
Приборы звуковой и световой сигнализации, установленные на автомобилях и тракторах, предназначены для обеспечения безопасности движения машин. В качестве звукового сигнала автомобилей и тракторов наиболее распространены шумовые электрические сигналы вибрационного типа, состоящие из штампованного стального корпуса, в котором размещены электромагнит с обмоткой и сердечником, якорь со штоком, на котором укреплена мембрана с резонатором, стойка с подвижным и неподвижным контактами прерывателя, искрогасящего резистора или конденсатора, рупора, скобы и защитной крышки. Шток вставлен в отверстие сердечника. Шток в отверстии центруется пластиной, установленной на резьбовом стержне 6. На штоке укреплен стальной якорь. Нормально замкнутые контакты и кнопка сигнала соединяют аккумуляторную батарею с обмоткой.
Рис. 2. Схема шумового электрического звукового сигнала
При замыкании цепи сигнала кнопкой по обмотке проходит ток, вызывающий намагничивание стального сердечника. Якорь притягивается к сердечнику и через шток прогибает мембрану и регулировочной гайкой размыкает контакты прерывателя. При этом ток в обмотке прерывается, сердечник размагничивается и детали возвращаются в исходное положение. Колебания воздуха, вызванные вибрацией мембраны с разонатором, создают звук. Сила звука изменяется регулировочной гайкой.
Для более мелодичного звучания сигнала на мембране закреплен резонатор. На некоторых машинах устанавливают тональные звуковые сигналы, действующие по тому же принципу, что и шумовые. Однако мембрана тонального сигнала не имеет резонатора, роль, которого выполняет резонирующий рупор. Тональные сигналы выпускаются в комплекте двух или трех сигналов, настроенных на разные тона и дающие при включении гармоничный звук.
Рис. 3. Схема выключателей стоп-сигнала:
а — с гидравлическим приводом; б — с пневматическим приводом: 1 — корпус; 2 — диафрагма; 3 — крышка; 4 — пружина; 5 — контакт; 6 — зажимы; 7 — пружина
Стоп-сигнал предназначен для подачи световых сигналов при торможении автомобиля или трактора и состоит из выключателя и ламп, которые включаются при каждом нажатии на педаль тормоза. При гидравлическом приводе тормозной системы выключатель стоп-сигнала установлен на главном тормозном цилиндре. В корпусе выключателя на основании, размещены связанные с сигнальными лампами контакты, которые замыкаются подвижным диском с пружиной при перемещении диафрагмы. При нажатии на тормозную педаль жидкость по каналу поступает в корпус и под ее воздействием диафрагма выгибается, перемещая подвижной диск и замыкая контакты. При прекращении нажатия на педаль давление жидкости в системе снижается, и диафрагма с диском под действием пружины возвращается в первоначальное положение, размыкая контакты.
При пневматическом приводе тормозной системы выключатель стоп-сигнала установлен на тормозном кране и действует аналогично рассмотренному выше с той лишь разницей, что на диафрагму действует давление сжатого воздуха. При механическом приводе тормозов на универсальных колесных тракторах контакты выключателя стоп-сигнала замыкаются под действием рычажной системы, соединенной с тормозной педалью.
Световые указатели поворота предназначены для предупреждения о повороте машины в ту или иную сторону прерывистым (мигающим) светом правых или левых подфарников и задних фонарей. Прерывистый свет обеспечивается специальным электромаг-нитнотепловым прерывателем тока, включенным в цель ламп указателя.
Аварийные сигнализаторы температуры охлаждающей жидкости и давления масла в двигателе по своему устройству аналогичны рассмотренным выше указателям, однако имеют в электрической цепи сигнальные лампы, установленные на щитке приборов. Лампы зажигаются при достижении измеряемыми параметрами жидкости или масла предельных для нормальной эксплуатации величин.
Предохранители служат для предохранения от короткого замыкания цепей питания приборов освещения и сигнализации. Предохранители бывают плавкие и тепловые.
Плавкие предохранители при силе тока больше расчетной плавятся и прерывают цепь. Такие предохранители ставятся в цепь контрольно-измерительных приборов, заднего фонаря, звукового сигнала и других потребителей.
Тепловые предохранители, работающие периодически, размыкают электрическую цепь при превышении силы протекающего тока выше допустимого значения и это будет происходить до тех пор, пока не будет устранена причина неисправности электрической цепи. Предохранители этого типа включаются в цепь фар и подфарников, стеклоочистителя и других потребителей. Тепловые предохранители постоянного размыкания срабатывают в случае короткого замыкания или увеличения силы тока выше допустимого значения. Включение таких предохранителей производится специальной кнопкой.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Приборы системы сигнализации и освещения"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы