Привод механизма выключения сцепления может быть механическим и гидравлическим.
Механический привод. В механический привод механизма выключения сцепления входит педаль, система валов и рычагов и выключающее устройство. Педаль при нажатии на нее повертывается вместе с валом, помещенным во втулке кронштейна, который привернут болтами к левому лонжерону рамы автомобиля. Внутренний конец вала педали рычагом связан с тягой выключения сцепления. Противоположный конец тяги крепится в рычаге вилки выключения сцепления сферической гайкой. Надетая на тягу пружина прижимает нижний конец рычага к гайке. Рычаг педали сцепления проходит сквозь отверстие в полу кабины, закрытое резиновой шайбой.
При нажатии на педаль движение через вал педали, рычаг, тягу, гайку, рычаг и вилку передается муфте выключения сцепления, шарикоподшипник которой, упираясь в рычаги выключения, выключает сцепление. При прекращении нажатия на педаль пружина возвращает ее в исходное положение.
Вращая регулировочную гайку, можно изменять длину тяги, изменяя тем самым свободный ход педали и величину зазора между подшипником и рычагами выключения. Свободный ход педали сцепления должен составлять 35—50 мм. По мере износа фрикционных накладок ведомого диска расстояние между концами рычагов и шарикоподшипником уменьшается, что приводит к уменьшению свободного хода педали.
Если свободный ход педали слишком велик, то это затрудняет переключение передач, так как сцепление выключается неполностью. При недостаточной величине свободного хода педали сцепление будет пробуксовывать и не сможет передать полный крутящий момент двигателя. Как в том так и в другом случаях износ накладок ведомого диска быстро возрастает.
Гидравлический привод. Такой привод выключения сцепления устанавливается на автомобиле М-21 «Волга». Привод соединяет педаль с вилкой выключения и состоит из цилиндра, выполненного как одно целое с главным тормозным цилиндром, резервуара, трубопровода, состоящего из металлической трубки и короткого гибкого шланга, и рабочего цилиндра. В цилиндрах помещены поршни с толкателями и резиновыми уплотни тельными манжетами. Педаль сцепления эксцентриковой осью соединена с толкателем, а вилка наружным концом упирается в толкатель. Рабочий цилиндр крепится болтами непосредственно на картере сцепления, а главный — под капотом двигателя. При отпущенной педали пружина удерживает ее в исходном положении.
Рис. 1. Механический привод выключения сцепления автомобиля ЗИЛ-130:
1 — педаль сцепленйя; 2 — возвратная пружина; з — рычаг вилки выключения сцепления; 4 — сферическая гайка; 5 — тяга выключения сцепления; в — рычаг вала недали сцепления
Рис. 2. Гидравлический привод выключения сцепления:
1 — пробка; 2 — кронштейн; з— резервуар; 4 — компенсационное отверстие; 5 — пружина; в — ось; 7 — эксцентриковая ось; 8 и 19 — толкатели- 9 и 15 — поршни; 10 и 20 — уплотнительные манжеты; и — главный цилиндр; 12 — трубопровод-13 — резиновый колпачок; 14 — клапан; 16 — рабочий цилиндр; 17 — гайка: 18 — педаль
Шофер, нажимая ногой на педаль сцепления, поворачивает ее вокруг оси, установленной в кронштейне. Педаль через эксцентриковую ось приводит в движение толкатель, который перемещает поршень в главном цилиндре. При движении поршень перекрывает компенсационное отверстие, соединяющее главный цилиндр с резервуаром. Вследствие этого возрастает давление в главном цилиндре, которое передается через жидкость, заполняющую трубопровод, в рабочий цилиндр. Под действием давления жидкости перемещается поршень, передающий движение через толкатель вилке выключения сцепления.
При отпускании педали сцепления пружины возвращают все элементы привода в исходное положение.
Эксцентриковая ось служит для регулировки зазора между толкателем и поршнем главного цилиндра. С помощью гаек можно изменять длину толкателя с целью регулировки зазора между подшипником выключения сцепления и головками винтов рычагов сцепления. Свободный ход педали сцепления должен составлять 32—40 мм, что соответствует зазору между подшипником и винтами рычагов 2,5 мм.
Для прокачки привода на пробке резервуара сделан резьбовой наконечник для присоединения шланга шинного насоса. При прокачке воздух из привода удаляется через клапан, закрытый резиновым колпачком.
Гидравлический привод по сравнению с механическим обеспечивает более плавное включение сцепления и уменьшает усилие выключения.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Привод механизма выключения сцепления"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы