К простейшим механизмам и устройствам, которые облегчают ручной труд, но не являются самостоятельно действующими машинами, относятся: роликовые и шарнирные ломы, роликовые конвейеры и слеги, домкраты ручные, тележки и лебедки, тали и др.
Рис. 19. Роликовый лом
Роликовые ломы (рис. 19) применяются при работе с тяжеловесными штучными грузами для перемещения их на небольшие расстояния, приподнимания (вывешивания) во время застропки или установки на подкладки. Допускаемая нагрузка на лом 1 т.
Шарнирный (рис. 20) служит для передвижения вагонов по фронту погрузки-выгрузки на небольшие расстояния. При работе лом опирается своей опорной призмой о рельсы, заклинивается между рельсом и бандажом колеса вагона, а при поднятом рычаге упирается в бандаж колеса шарнирной колодкой.
Рис. 20. Шарнирный лом-аншпуг
Роликовые конвейеры применяют для горизонтального перемещения груза. Они состоят из рамы с укрепленными на ней свободно вращающимися роликами. Конвейеры могут быть стационарными и передвижными в виде легких переносных секций, устанавливаемых на переносных опорах. Секции изготовляют прямолинейными и криволинейными; сочетание их в конвейерной линии позволяет изменять направление движения груза. Длина одной секции 2,0—2,5 м, ширина 0,6—0,8 м. Ширина секции должна быть несколько больше ширины перемещаемого груза.
Роликовые слеги используют для транспортировки штучных грузов с жесткой и ровной опорной поверхностью. Слеги представляют собой роликовый конвейер облегченной конструкции, удобный для перестановки. На рис. 21 показана секция роликовых слег, состоящая из рамы и роликов. Раму сваривают из угловой стали 45×45X5 мм. Ее концы имеют полукруглые вырезы для упора. Уголковые полосы рамы соединены тремя ребрами и двумя стержнями-рукоятками. Оси крепятся к раме планками с таким расчетом, чтобы груз при перемещении постоянно опирался не менее чем на три ролика.
Ролики могут быть изготовлены из пластмассы с металлическими втулками или целиком из пластмассы.
Рис. 21. Секция роликовых слег
Диаметр ролика 66 мм, оси ролика 12 мм, вес секции 39 кг. На слегах, уложенных на пол склада или вагона, можно перемещать груз весом не более 3 т. При наклонной установке слег вес перемещаемого груза ограничивается 250 кг.
Домкраты (реечные, винтовые и гидравлические) служат для подъема тяжелых грузов на небольшую высоту. Реечный домкрат представляет собой коробку, в которой помещена стальная зубчатая рейка, имеющая снизу загнутый в виде лапы конец, а сверху — опорную подушку. Реечные домкраты изготовляют грузоподъемностью от 1 до 12Г с высотой подъема груза 350—450 мм.
Винтовые домкраты имеют более простую конструкцию и обладают свойством самоторможения. В зависимости от направления вращения винт поднимается или опускается. Г‘рузоподъемность винтовых домкратов достигает 30 Т, высота подъема груза 240—370 мм. Наиболее широкое применение нашли домкраты грузоподъемностью 2,5 Т с нижней захватной лапой. В нижнем положении лапа находится на высоте 40 мм от пола, ход лапы 300 мм. Вращение от рукоятки на винт передается при помощи двух конических шестерен.
Домкраты гидравлические Т-57, ДГ-100 и ДГ-200 грузоподъемностью 100 и 200 Т предназначены для подъема грузов на небольшую высоту. Основные узлы гидравлического домкрата: цилиндр в сборе с манометром и клапанами, поршень, ручной плунжерный насос и масляный бак.
Рис. 22. Гидроподъемник:
1 — рукоятки управления; 2— загрузочная платформа: Л — направляющие стойки
Масло перекачивается насосом, накачивается в цилиндр и поднимает поршень вместе с грузом. Поршень опускается в исходное положение при открывании перепускного крана, позволяющего регулировать скорость спуска. Головка поршня воспринимает нагрузку через самоустанавливающуюся опорную рифленую пяту со сферическим основанием. Высота подъема груза 155— 200 мм.
Гидроподъемник (рис. 22) имеет грузовую платформу, передвигающуюся по двум направляющим стойкам. В верхней части стоек расположены блоки, через которые проходят стальные канаты.
Один конец каждого каната прикреплен к грузовой платформе, а другой — к противовесу, заключенному в трубу, заполненную маслом. Противовес имеет в нижней части свободно плавающую перепускную шайбу, прикрепленную фасонным винтом. Грузовая платформа удерживается в крайнем верхнем и нижнем положениях рычажными пружинными замками. При опускании платформы с грузом противовес поднимается и масло перемещается через зазор между внутренней стенкой трубы и перепускной шайбой в расположенную под противовесом полость трубы.
В случае опускания противовеса создается зазор между фасонным винтом и перепускной шайбой. Это обеспечивает проход масла в расположенную над противовесом полость трубы.
Канаты очищаются от масла щетками при выходе из труб.
Ручные вилочные тележки (рис. 23) используют в сочетании с поддонами, на которых сформированы пакеты тарно-штучных грузов. Эти тележки имеют грузоподъемность от 0,5 до 1 Т. Для перемещения пакета вилы тележки заводят в пазы поддона и поднимают его посредством смонтированного на тележке ручного гидродомкрата. Вилы опираются на ролики. Опускание вил происходит под действием собственного веса
груза при снижении давления масла в гидродомкрате. На подъем и опускание вил затрачивается 15—20 сек.
Переносные ручные подъемники (рис. 24) применяют при погрузке бочек, ящиков и других тарно-штучных грузов на автомашины непосредственно с площадки, расположенной на уровне земли. Собственный вес подъемника 55 кг, грузоподъемность 500 кГ, высота подъема груза 1,37 м, усилие на рукояти 4 кГ, габаритные размеры: длина в рабочем состоянии 2,1 м, ширина 0,37 м.
Тележки-медведки представляют собой ручные двухколесные тележки грузоподъемностью до 500 кГ. Перемещать груз на такой тележке тем легче, чем ближе он уложен к козырьку. Собственный вес тележки не превышает 65 кг.
Рис. 23. Ручная вилочная тележка
Рис. 24. Переносной ручной подъемник:
1 — рукоятка; 2 — направляющие; 3 — приемные вилы; 4 — канат
Переносная разгрузочная ступенька (рис. 25) ускоряет и облегчает выгрузку из автомашин сыпучих и кусковых грузов. Она представляет собой трамплин, имеющий с двух сторон наклонные съезды. Ступенька изготовлена из досок сечением 50X240 мм, длиной 8 500 мм, соединенных поперечными брусками сечением 450X240 мм, дли- …. ной 720 мм.
Набортные лебедки применяют при выгрузке круглого леса из полувагонов. Обычно две лебедки устанавливают на борту полувагона со стороны, противоположной выгрузке. Лебедка (рис. 26) грузоподъемностью 0,5 Т состоит из барабана 1 с ручным приводом, закрепленным в нижней части вертикальной стойки. Верх стойки оборудован направляющим канатным блоком.
Двое рабочих, находящихся в штабеле леса в полувагоне, укладывают Г-об-разные балки, по одной у каждого конца штабеля так, чтобы балки одним концом опирались на борт полувагона, а другим на штабель. Затем сматывают канаты с барабанов лебедок и укладывают их поверх штабеля на расстоянии не ближе 0,5 м от концов бревен. После этого при помощи лома накатывают бревна на канаты и соединяют кольца балок крюками канатов. Рабочие, находящиеся на земле, вращая рукоятки лебедок, наматывают канаты на барабаны. При этом балки поднимаются вместе с бревнами, которые скатываются по слегам на землю.
Рис. 25. Переносная разгрузочная ступенька
Рис. 26. Выгрузка круглого леса из полувагона при помощи набортных лебедок
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Простейшие механизмы и устройства малой механизации"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы