Если взаимовлияние машин и архитектуры в процессе их эволюции сказывается в основном на характере формы и ее стилевых особенностях, то факт насыщения среды машинами и усиление их пространственной взаимосвязи с архитектурой все больше воздействует на условия жизни и деятельности людей, требуя иногда качественного пересмотра традиционных архитектурных и дизайнерских конструкций. С наибольшей наглядностью этот процесс можно проследить на примере современной производственной среды и транспортной проблемы современного города.
Еще в 1913 г. В. И. Ленин писал, что при социализме технический прогресс «сделает условия труда более гигиеничными, избавит миллионы рабочих от дыма, пыли и грязи, ускорит превращение грязных отвратительных мастерских в чистые, светлые, достойные человека лаборатории» (3, с. 94). Образ промышленного интерьера — результат не только прогресса в развитии техники, но и стремления к максимальному оздоровлению условий труда и идейно-эмоциональной оценки самого процесса труда. Культура производства определяется не только уровнем механизации труда, прогрессивностью технологии, четкой организацией труда, но и отношением к труду, что на практике реализуется в рациональной организации каждого рабочего места, обеспечении чистоты и порядка, поддержании в рабочем помещении необходимой температуры и влажности воздуха, нормального освещения, в уменьшении шума и вибраций, рациональной окраске машин и помещений, снабжении рабочих красивой и удобной одеждой, улучшении бытового обслуживания работающих на производстве. Исторический материализм, как известно, определяет труд, производство материальных благ как главное и решающее условие жизни человека и всего общества. Орудия труда — машины — посредники в этом процессе. Создание орудий производства — необходимое условие человеческого труда. Современное общество уже не может обойтись без машин. Громадные задачи дальнейшего развития техники, использования новых видов энергии, получение новых искусственных материалов, улучшение условий жизни людей — все это осуществляется с помощью машин в сфере материального производства.
Само понятие «интерьер» уже говорит об органической связи оборудования и архитектурного объема. Современный цех — это архитектурный объем, заключающий в себе технологический комплекс оборудования и работающих с ними людей. Очевидно, что машины, их габариты, формы, расстановка в пространстве, цвет, динамика их рабочих органов во многом определяют образ промышленного интерьера. Для формирования образа современного промышленного предприятия большое значение приобретают его конкретные особенности, складывающиеся главным образом из трех компонентов — характера технологического процесса, степени механизации производства и особенностей архитектурной конструкции. Технология производства во многом определяет облик интерьера-цеха: кузнечно-прессо-вый цех нетрудно отличить от механосборочного, литейный от столярного. В каждом из них будут использоваться различные машины и оборудование.
Как отмечалось, функциональные зоны оборудования служат пространственным определителем для архитектурных объемов. Усиление технологических связей между отдельными машинами и соответственно конструктивное их слияние в автоматическую линию, проектируемую как единое целое, не только создает качественно новый образ оборудования, но и требует качественно нового подхода к решению архитектурных пространств. Если для группы отдельных станков с ручным управлением достаточно было небольших помещений, то для десятков автоматических линий, технологических потоков или конвейерных линий необходимы соответствующие по площади и объему архитектурные пространства, воспринимаемые нами как объемы снаружи. Таким образом, «стена» между понятием «пространство интерьера» и видимым архитектурным объемом как элементом промышленного архитектурного комплекса сводится к остекленной стене цеха в буквальном смысле слова. По мере облегчения конструкций промышленных зданий эта стена становится все тоньше, и соответственно исчезает психологический барьер между восприятием внутренних и наружных пространств, уступая место представлению ‘о структурной непрерывности предметной среды.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Пространствообразующая роль технологических комплексов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы