Исполнители: электрик и водитель.
Инструмент, приборы и приспособления: ключи гаечные 14, 17 и 19 мм, отвертка, комплект приборов и инструмента для технического обслуживания аккумуляторных батарей Э-401, прибор для проверки автомобильного электрооборудования Э-214, прибор для проверки прерывателей распределителей Э-213, переходники для проверки экранированного электрооборудования и выносного шунта прибора Э-214, пусковая рукоятка.
Продолжительность работ: 35 мин (автомобиль Урал-375Д) и 30 мин (автомобиль Урал-4320).
Содержание работ и технические условия
Проверка аккумуляторной батареи комплектом приборов Э-401
Подготовка аккумуляторной батареи к проверке
1. Снять подушку сиденья пассажиров, отвернуть гайку крепления шарнира хомута и поднять хомут (снять крышку кожуха, отвернуть гайки крепления, отсоединить провода от аккумуляторных батарей, выдвинуть аккумуляторные батареи на подножку и снять хомут крепления аккумуляторных батарей на автомобиле Урал-4320).
2. Отвернуть болт крепления защитной коробки, снять защитную коробку и крышку аккумуляторной батареи.
3. Вывернуть пробки заливных отверстий аккумуляторов.
Рис. 1. Проверка уровня электролита в аккумуляторе
Проверка уровня электролита
1. Погрузить стеклянную трубку с делениями в заливное отверстие аккумулятора до упора ее в предохранительный щиток.
2. Закрыть пальцем верхний конец трубки и, сохраняя вертикальное положение, вынуть ее из отверстия. Уровень электролита в трубке должен быть на 10—15 мм выше предохранительного щитка.
3. Долить дистиллированную воду при пониженном уровне электролита.
4. Повторить проверку уровня электролита в каждом аккумуляторе в соответствии с пп. 1—3.
Проверка плотности электролита и определение степени заряженности аккумуляторной батареи
1. Замерить температуру электролита термометром.
2. Наполнить денсиметр электролитом. Для этого: сжать резиновую грушу денсиметра, ввести его трубку в заливное отверстие аккумулятора до упора в предохранительный щиток и отпустить грушу.
3. Определить плотность электролита. При этом следить за тем, чтобы ареометр 2 свободно плавал в электролите.
4. Привести величину плотности электролита к температуре 15 °С.
6. Определить степень заряженности аккумуляторной батареи по состоянию аккумулятора с наименьшей плотностью электролита. Уменьшение плотности электролита на 0,01 г/см3 соответствует потере емкости батареи примерно на 5-6%.
Рис. 2. Проверка плотности электролита в аккумуляторе денсиметром:
1 — стеклянный цилиндр; 2 — ареометр (поплавок); 3 — заборная трубка; 4 — резиновая груша; 5 — шкала ареометра (отсчет плотности электролита)
Проверка электрооборудования прибором Э-214
Рис. 3. Прибор для проверки электрооборудования автомобиля мод. Э-214:
1 — амперметр; 2 — кнопка «Конденсатор»; 3 — комбинированный измеритель; 4 — переключатель тахометра; 5 — кнопка «Возбуждение»; 6 — вольтметр; 7 — контрольный разрядник; 8 — рукоятка реостата нагрузочного устройства; 9 — кнопка «30 А» ручного возврата биметаллического предохранителя; 10 — переключатель силовых цепей; 11 — переключатель измерительных цепей; 12 — переключатель . напряжения; 13 — жгут соединительных проводов; 14 — гнездо «СТ»; 15 — переключатель амперметра; 16 — корпус прибора; 17 — панель
Подготовка прибора к работе
1. Поставить переключатели прибора (рис. 53) в следующие по ложения:
— переключатель 12 — в положение «12V» или «24V»; переключатель 4 — в положение «8»;
— переключатель 10 — в положение « = Г» или «~ГР=» (в зависимости от типа генераторной установки);
— переключатель 11 — в положение «БАТ. СТ»; переключатель 15 — в положение «800 А».
2. Повернуть рукоятку 8 реостата нагрузочного устройства против хода часовой стрелки до упора.
3. Отсоединить провод от положительного вывода (« + ») аккумуляторной батареи.
4. Подключить через переходники выносной шунт между положительным выводом аккумуляторной батареи и проводом, отключенным от этого вывода.
5. Подключить провод шунта через разъем к гнезду прибора.
6. Присоединить провод «М» прибора к «массе» автомобиля.
7. Присоединить провод «Пр» прибора к выводу «Р» катушки зажигания *. При экранированной системе зажигания использовать переходник.
8. Для двигателя с генераторной установкой постоянного тока: отсоединить провод от вывода «Б» реле-регулятора и присоединить провода «Бр», «Я», «Ш» прибора соответственно к выводам «Б», «Я» и к одному из выводов «Ш» реле-регулятора. При экранированной зарядной цепи использовать переходники;
— присоединить провод «Б» прибора к отсоединенному проводу от реле-регулятора.
9. Для двигателя с генераторной установкой переменного тока: отсоединить провод от вывода « + » генератора и присоединить
— провод «Бр» прибора к выводу « + » генератора;
— присоединить провод «Б» прибора к отсоединенному проводу от вывода « + » генератора.
— Проверка аккумуляторных батарей и стартера.
Рис. 4. Выносной шунт в сборе
Проверка проводится при выключенных потребителях электрической энергии на автомобиле.
1. Включить «массу» и зафиксировать показания вольтметр. ЭДС аккумуляторной батареи должна быть 12—13 В (ЭДС двух последовательно соединенных аккумуляторных батарей на автомобиле Урал-4320 должна быть 24—26 В).
2. Отсоединить автомобильный провод от вывода «Р» катушки зажигания (выдвинуть рукоятку останова до отказа на автомобиле Урал-4320), поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение, включить на 3—4 с стартер и убедиться, что напряжение аккумуляторной батареи не ниже 10,2 В (20,4 В на автомобиле Урал-4320).
Рис. 5. Переходники проводов экранированного электрооборудования?
а — между проводом и выводом «Р» катушки зажигания; б — между проводами и выводами реле-регулятора
3. Включить прямую передачу и затормозить автомобиль Стояночной тормозной системой.
4. Включить на 3—4 с стартер и зафиксировать за это время показания амперметра. Потребляемый стартером ток в режиме полного торможения одолжен быть не более 650 А (800 А стартером СТ142). При проверке стартера необходимо, чтобы аккумуляторная батарея была полностью заряжена.
5. Присоединить провод к выводу «Р» катушки зажигания (установить рукоятку останова двигателя в рабочее положение).
6. Поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение.
Проверка конденсатора
1. Снять крышку (экран и крышку при экранированной системе зажигания) распределителя.
2. Отсоединить вывод конденсатора от вывода распределителя, а провод «Пр» прибора от вывода «Р» катушки зажигания.
3. Подключить провод «Пр» прибора к отсоединенному выводу конденсатора.
4. Поставить переключатель в положение «Сх» (проверка емкости конденсатора).
5. Нажать на кнопку «Конденсатор» и зафиксировать показания по шкале 0-0,5 мкФ комбинированного измерителя. При исправном конденсаторе его емкость должна быть в пределах 0,25—0,35 мкФ.
6. Поставить переключатель в положение «RH3» (проверка сопротивления изоляции конденсатора).
7. Нажать на кнопку «Конденсатор». При исправном конденсаторе стрелка комбинированного измерителя будет находиться в зачерненной зоне «RH3» шкалы.
8. Отсоединить провод «Пр» прибора от вывода конденсатора и подключить его к выводу «Р» катушки зажигания.
9. Присоединить вывод конденсатора к выводу распределителя.
Проверка состояния контактов прерывателя**
1. Поставить переключатель в положение «ик».
2. Убедиться, что контакты прерывателя замкнуты. При необходимости провернуть коленчатый вал пусковой рукояткой до замыкания контактов и включить зажигание.
3. Зафиксировать показание комбинированного измерителя 3 по шкале 0—0,5 В. Падение напряжения на замкнутых контактах должно быть не более 0,1 В.
При большем падении напряжения контакты следует зачистить или заменить. ‘
Проверка и регулировка угла замкнутого состояния контактов*
1. Поставить переключатель.
2. Включить на 3—4 с стартер. Комбинированный измеритель 3 укажет угол замкнутого состояния контактов прерывателя. При нормальном зазоре между контактами стрелка прибора остановится в зачерненной зоне шкалы, соответствующей восьмицилиндровому двигателю. В случае фиксации стрелки за пределами зачерненной зоны необходимо выполнить регулировку, для чего:
— снять бегунок распределителя;
— отпустить винт крепления стойки неподвижного контакта;
— включить стартер;
— установить поворотом эксцентрика такой зазор между контактами, чтобы стрелка прибора расположилась в пределах зачерненной зоны;
— завернуть при этом положении стрелки винт крепления стойки неподвижного контакта.
3. Выключить зажигание, установить на распределитель бегунок и крышку (крышку и экран).
Проверка генераторной установки постоянного тока
Проверка генератора
1. Поставить переключатель в положение «РН ОТ», а переключатель 15 — в положение «40 А».
2. Пустить двигатель. Плавно увеличивая частоту вращения коленчатого вала двигателя, следить за показаниями измерителя и вольтметра.
3. Отметить частоту вращения, при которой напряжение генератора достигнет 12,5 В. При исправном генераторе частота вращения коленчатого вала двигателя должна быть не более 900 об/мин.
4. Включить, не останавливая двигатель, реостат нагрузочного устройства прибора поворотом его рукоятки 8 по ходу часовой стрелки.
5. Установить номинальное напряжение 12,5 В и ток нагрузки генератора 28 А, регулируя частоту вращения вала двигателя и сопротивление реостата.
6. Зафиксировать показания тахометра. При исправном генераторе частота вращения коленчатого вала двигателя должна быть не более 1400 об/мин.
7. Снизить частоту вращения вала двигателя до минимально устойчивой и повернуть рукоятку 8 реостата против хода часовой стрелки до упора.
Проверка регулятора напряжения
1. Поставить переключатель в положение «~ГР = ».
2. Увеличить частоту вращения вала двигателя до 1600— 1700 об/мин и, изменяя положение рукоятки реостата, установить ток нагрузки 15 А (18 А для реле-регулятора РР51).
3. Зафиксировать показания вольтметра. Напряжение, поддерживаемое регулятором напряжения, должно быть 13,8—14,8 В (13,7—15,0 В для реле-регулятора РР51).
Проверка ограничителя тока**
1. Повернуть по ходу часовой стрелки рукоятку реостата, не изменяя частоты вращения вала двигателя, до момента, когда стрелка амперметра остановится, а показания вольтметра уменьшатся.
2. Зафиксировать показания амперметра. При исправном ограничителе тока они должны быть 26—30 А.
Проверка реле обратного тока по величине напряжения включения
1. Уменьшить, не изменяя частоты вращения вала двигателя, показания амперметра до 5—10 А поворотом рукоятки реостата против хода часовой стрелки.
2. Снизить частоту вращения вала двигателя до минимально устойчивой (450—550 об/мин).
3. Поставить переключатель в положение «РОТ».
4. Следить за показаниями вольтметра, плавно увеличивая частоту вращения вала двигателя. Напряжение будет плавно расти, но в момент замыкания контактов реле обратного тока резко упадет. Величина максимального напряжения, показанная вольтметром перед моментом включения реле обратного тока, должна быть 12,2—13,2 В,
5. Снизить частоту вращения вала двигателя до минимально устойчивой и выключить реостат поворотом рукоятки против хода часовой стрелки до упора.
Проверка реле обратного тока по величине обратного тока
1. Поставить переключатель в положение «~Р».
2. Увеличить частоту вращения вала двигателя до момента замыкания контактов реле обратного тока (амперметр покажет наличие зарядного тока).
3. Определить величину обратного тока, при которой произойдет размыкание контактов реле обратного тока, для чего: плавно снижая частоту вращения вала двигателя, наблюдать за амперметром, стрелка которого перейдет через нулевое деление шкалы и начнет показывать разрядный (обратный) ток аккумуляторной батареи. В момент размыкания контактов реле обратного тока амперметр покажет максимальный обратный ток, после чего его стрелка резко возвратится на нулевое деление.
Величина обратного тока должна быть 0,5—6 А (0,5—8 А для реле-регулятора РР51).
Проверка генераторной установки переменного тока
Проверка генератора
1. Поставить переключатель в положение «РН ОТ», а переключатель в положение «40 А».
2. Пустить двигатель и, плавно увеличивая частоту вращения вала двигателя, следить за показаниями измерителя (тахометра автомобиля Урал-4320) и вольтметра 6 прибора.
3. Отметить частоту вращения, при которой напряжение генератора достигает значения 12,5 В (28 В для автомобиля Урал-4320). При исправном генераторе частота вращения коленчатого вала двигателя должна быть 450—550 об/мин.
4. Включить, не останавливая двигатель, реостат нагрузочного устройства прибора поворотом его рукоятки 8 по ходу часовой стрелки.*
5. Установить номинальное напряжение 12,5 В и ток нагрузки 28 А, изменяя частоту вращения вала двигателя и сопротивление реостата.*
6. Зафиксировать показания тахометра. При исправном генераторе частота вращения коленчатого вала двигателя должна быть не более 1100 об/мин.*
Проверка регулятора напряжения
1. Поставить переключатель в положение «~Р»,
2. Увеличить частоту вращения вала двигателя до 1400— 1600 об/мин и, изменяя положение рукоятки 8 реостата, установить ток нагрузки 14 А (18 А на автомобиле Урал-4320).
3. Зафиксировать показания вольтметра. Напряжение, поддерживаемое регулятором напряжения, должно быть 13,9—14,6 В (26,6—30,1 В на автомобиле Урал-4320).
4. Установить минимальную частоту вращения вала двигателя на холостом ходу.
Проверка системы зажигания
1. Установить зазор между электродами разрядника прибора, равный 7 мм.
2. Отсоединить провод одной из свечей зажигания от крышки распределителя (снять крышку экрана и отсоединить провод одной из свечей зажигания от крышки распределителя при экранированной системе зажигания).
3. Соединить проводом высокого напряжения, входящим в комплект прибора, освободившееся гнездо крышки распределителя с гнездом разрядника.
4. Изменить частоту вращения вала двигателя от минимально устойчивой до максимально возможной и наблюдать за разрядником. Бесперебойное искрообразование должно наблюдаться во всем скоростном диапазоне работы двигателя.
5. Остановить двигатель. Отсоединить провод высокого напряжения прибора от крышки распределителя, установить провод высокого напряжения свечи зажигания на место (установить крышку экрана распределителя).
6. Выключить «массу», отсоединить провода и шунт прибора от электрооборудования автомобиля.
7. Подключить провода автомобиля к соответствующим выводам приборов электрооборудования.
Проверка распределителя зажигания прибором Э-213
Подготовка прибора к работе
Проверку емкости С и состояния изоляции Rn3 конденсатора проводить при неработающем двигателе и отключенном выводе конденсатора от распределителя. Кнопку «С—RH3» (рис. 56) нажимать только при проверке конденсатора.
Подключить провод с зажимом «—» к корпусу распределителя, а провод с зажимом « + » к выводу «ВК-Б» катушки зажигания или добавочного сопротивления (схема подключения дана на обратной стороне корпуса прибора).
Рис. 6. Прибор для проверки прерывателей-распределителей мод. Э-213:
1 — измерительный прибор; 2 — кнопка «С — RH3»; 3 — шнур присоединительный; 4 — корпус; 5 —переключатель вида проверок
Проверка емкости конденсатора
1. Снять крышку и бегунок (экран, крышку, бегунок при экранированной системе зажигания) распределителя, отсоединить вывод конденсатора от схемы автомобиля и соединить его с проводом «Пр» прибора.
2. Включить зажигание, поставить переключатель в положение «С» и нажать на кнопку.
3. Зафиксировать показания прибора по шкале «MF». Емкость конденсатора должна быть 0,25—0,35 мкФ.
Проверка состояния изоляции конденсатора
1. Поставить переключатель в положение «R3» и нажать на кнопку. При исправном конденсаторе стрелка прибора должна находиться в зоне «RH3» шкалы.
2. Выключить зажигание и присоединить вывод конденсатора к схеме автомобиля.
Проверка контактов прерывателя*
1. Присоединить провод с зажимом «Пр» к выводу распределителя.
2. Поставить контакты прерывателя в замкнутое состояние, проворачивая коленчатый вал двигателя пусковой рукояткой.
3. Перевести переключатель в положение «ик», включить зажигание и зафиксировать показания по шкале «V». Падение напряжения на контактах прерывателя должно быть не более 0,1 В. При большем падении напряжения контакты необходимо зачистить или заменить.
Проверка и регулировка угла замкнутого состояния контактов
1. Перевести переключатель в положение «а3».
2. Проверить, чтобы рычаг переключения передач находился в нейтральном положении. Включить на 3—4 с стартер. Стрелка прибора должна остановиться в пределах зоны восьмицилиндрового двигателя по шкале «V, MF». Для регулировки угла замкнутого состояния контактов отпустить винт крепления стойки неподвижного контакта, включить стартер и, поворачивая эксцентрик, установить такой зазор между контактами, чтобы стрелка прибора расположилась в пределах со ответствующей зоны.
3. Выключить зажигание, отсоединить провода прибора от электрооборудования автомобиля.
4. Установить на распределитель бегунок и крышку (экран).
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Проверка технического состояния аккумуляторных батареи, генератора, реле-регулятора, стартера"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы